Концентрация и монополия

2. Интеграция (горизонтальная и вертикальная), диверсификация туристских предприятий.

1. Концентрация производства — сосредоточение все большей части средств производства, рабочей силы и выпуска продукции на крупнейших предприятиях. Для определения уровня концентрации используется комплекс показателей: доля разных по величине предприятий в объеме выпускаемой продукции (основной показатель), численность рабочих, стоимость основных фондов предприятия, мощность энергетических установок, потребление электроэнергии.

Монополия – рыночная власть одной компании.

Концентрация и монополизация тесно связаны между собой. Но из этого вовсе не следует, что концентрация обязательно приводит к появлению фирмы-монополиста или группы фирм-монополистов и возникновению олигополии.

Индекс концентрации – доля на товарном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов CR3;(сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке

, где Yi – рыночная доля i-й фирмы, k – число фирм)

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HH1). (сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке

Величина НН1 варьируется в пределах от 0(полная деконцентрация) и до 10000(абсолютная монополия – 100% рынка).

Для оценки концентрации используется следующие критериальные значения:

Нормальная концентрация: CR3<45%; HH1<1000 – неконцентрированный рынок (близость к свободной конкуренции)

Средняя степень концентрации: 45% <CR3<70%; 100<HH1<2000 – умеренно концентрированный рынок (скорее монополистическая конкуренция)

Высокая степень концентрации: CR3>70%; HH1 >2000 – слабая конкурентная среда (явная олигополия, такая отрасль попадает под пристальное внимание Федеральной Антимонопольной Службы России(ФАС)

Индекс свыше 3000 указывает на монополию.

2. Интеграция — процесс объединения частей в целое. Объединение технологически однородных производств, называется горизонтальной интеграцией; производства, образующих единую технологическую цепочку, начиная от обработки сырья и заканчивая выпуском готовых продуктов - вертикальная интеграция.

[Вертикальная интеграция — в микроэкономике степень владения одним холдингом, инфраструктурой, бизнес-процессами, технологиями, компетенциями и т. д. в цепочке процессов производства товара или услуги]

Диверсификация — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды.

Диверсификация вторая форма концентрации производства. В отличие от интеграции она предполагает объединение функционально и технологически разнородных предприятий. Туристские компании редко простирают свои интересы за пределы отрасли. В основной массе они имеют небольшие размеры и недостаточно прочную финансовую базу для диверсификации. Немногочисленные крупные туристские предприятия, занимающие устойчивые позиции на рынке, связывают свой коммерческий успех с относительно высокими темпами роста туризма и продолжают наращивать масштабы производства в рамках последнего. Инициатива диверсификации исходит, как правило, от предприятий других отраслей экономики. Их привлекает сфера туризма в силу ряда обстоятельств: низких барьеров выхода на рынок путешествий (включая невысокие капитальные затраты в ряде его секторов), ускоренного развития туристского бизнеса, сложившегося представления о туризме (часто ошибочного) как об очень приятном или легком виде деятельности. Кроме того, с ним связывается возможность компенсации убытков и рисков на предприятиях других отраслей, входящих в диверсифицированные компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: