Объемы производства и реализации продукции

Показатели объема производства и реализации продукции, их назначение в расчетах, достоинства и недостатки. Товарная, реализуемая, валовая продукция, их состав, методы оценки. Особенности обоснования объемов производства и реализации продукции в различных отраслях пищевой промышленности в условиях рыночной экономики. Конкурентоспособность в условиях формирования рынка. Стратегия развития производства в условиях конкуренции.

Производственная мощность является потенциальным показателем, характеризующим максимально возможный выпуск продукции. На использование мощности оказывают влияние на только внутренние, но и внешние факторы, такие как объемы закупок и качество поставляемого на переработку сырья, выявленный спрос на продукцию и заключенные договоры на ее реализацию. Поэтому прежде, чем определить объемы производства и реализации продукции, необходимо провести маркетинговые исследования рынка. Следует иметь в виду, что некоторые предприятия пищевой промышленности (например, сахарная) занимаются не только переработкой, но и заготовкой и сезонным хранением сырья. Объемы производства продукции таких предприятий зависят от количества заготовленного и поступившего на переработку сельскохозяйственного сырья. С этой целью составляются балансы сырья.

Ориентируясь на мощность предприятия (М), планируемый выпуск продукции (В) можно определить по формуле:

В = М*Кинт, где

Кинт – прогнозируемый (планируемый) интегральный коэффициент использования мощности.

Объем производства и реализации продукции – задание предприятию на определенный период по производству продукции требуемого ассортимента, соответствующего качества, в натуральном и денежном выражении.

Основными показателями объема производства и реализации продукции являются:

- ассортимент выпускаемой

- натуральные (В), измеряемые в физических единицах массы (т), объема (дал, куб. м), площади (кв.м, кв. дм) и пр.

- условно-натуральные используемые. когда вырабатывается продукция одного наименования, но с различием в размерах или ассортименте, используют условно- натуральные показатели.

Впроизводстве этилового спирта – условный спирт-сырец (100 % содержания алкоголя, т.е. "безводный спирт, в мыловаренной промышленности - производство мыла и моющих средств в пересчете на мыло с 40 %-ным содержанием жирных кислот, в консервной промышленности – тысячи условных банок (туб).

- показатели качества должны соответствовать ГОСТам, стандартам, техническим условиям. Иногда качество продукции характеризуется названием продукции (высшего, первого, второго сорта, экстра, прима, люкс и пр.)

- денежные показатели. К денежным показателям относятся товарная и реализуемая продукция.

Товарная продукция (ТП) - продукция, выработанная в планируемом периоде и предназначенная для реализации.

Не вся продукция, выработанная в планируемом году, может быть реализована. Обязательно на предприятии остается определенное количество продукции на складе, в пути, на ответственном хранении, которую не успевают реализовать в планируемом году или деньги за которую еще не поступили на расчетный счет предприятия (остатки нереализованной готовой продукции на конец года). Деньги за такую продукцию будут перечислены на расчетный счет следующего года (остатки нереализованной готовой продукции на начало года (от прошлого года) – Онг).

Реализуемая продукция (РП) - продукция, деньги за которую предполагается получить в планируемом периоде:

РП = Онг + ТП – Окг

Рассмотрим состав товарной продукции в натуральном выражении, исходя из определения предприятия: предприятие создается для удовлетворения общественных потребностей путем производства продукции (ГП), выполнения работ (Рпх) и оказания услуг (У).

ТП= ГП+Рпх+У

В состав готовой продукции (ГП) включается, продукция основных и вспомогательных производств предприятия, предназначенная для реализации:

- продукция основной деятельности (хлеб, кондитерские изделия, сахар-песок и пр.)

- полуфабрикаты собственного производства (солод, зеленое нефильтрованное пиво, тесто, разделанная рыба и пр.)

- побочная продукция (сжиженный углекислый газ в пивоваренной промышленности),

- продукция из отходов производства (пивные дрожжи, прессованный жом);

- отходы реализуемые (патока- меласса в сахарной промышленности);

- продукция вспомогательных производств (тара, этикетки, теплоэнергия).

К работам промышленного характера (Рпх) относятся работы, выполняемые по заказу сторонних организаций (капитальный ремонт оборудования, транспортных средств).

К услугам (У) относятся услуги, оказываемые предприятием сторонним организациям (услуги по монтажу оборудования).

К недостаткам натуральных и условно-натуральных показателей относится их несопостовимость (нельзя сложить тонны хлеба, стали, кондитерских изделий). Для устранения этого недостатка используются денежные показатели.

Товарная (ТП) и реализуемая продукция для внутренних расчетов оценивается в оптовых ценах предприятия (Цо).

ТП = ΣВ*Цо;

Где В – годовой объем выпускаемой продукции в натуральном выражении,

Цо – оптовая цена за единицу продукции, руб.

Особое значение в условиях рынка приобретает показатель конкурентоспособности продукции.

К особенностям проявления конкурентного преимущества относятся следующие направления:

- постоянное использование нововведений;

- поиск новых, более совершенных форм выпускаемой продукции;

- улучшение качества товара на всех стадиях производственного цикла;

- полное сервисное обслуживание поставщиков сырья и потребителей продукции;

- ориентироваться по качеству на лучших производителей и стараться превзойти их;

- развивать и совершенствовать рекламную деятельность для привлечения покупателей;

- поддерживать контакты с научно-исследовательскими организациями и инвестировать разработки, направленные на улучшение качества продукции;

- проводить постоянные маркетинговые исследования по изучению возможностей конкурентов и требований покупателей.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятий «товарная продукция», «реализуемая продукция».

2. В чем отличие реализуемой продукции от товарной?

3. В каких ценах рассчитывается товарная продукция?

4.Перечислите направления повышения конкурентоспособности продукции.

Тесты

1.Какой из ниже перечисленных показателей используется только при расчете объема реализуемой продукции?

а) Стоимость готовой продукции.

б) Стоимость услуг промышленного характера.

в) Стоимость остатков незавершенного производства на начало и конец года.

г) Стоимость готовой продукции на складе на начало и конец года.

2.Какие из перечисленных показателей учитывается при расчете товарной продукции?

а) Стоимость продукции основной деятельности.

б) Стоимость продукции вспомогательных производств, отпускаемой сторонним организациям.

в) Стоимость полуфабрикатов, используемых на нужды предприятия.

г) Стоимость полуфабрикатов, предназначенных для реализации.

д) Стоимость покупных полуфабрикатов.

е) Стоимость незавершенного производства.

ж) Стоимость остатков готовой продукции на начало планируемого года.

4.В каких ценах рассчитывается товарная продукция?

а) Розничных.

б) Оптовых ценах промышленности.

в) Оптово-отпускных.

г) Оптовых ценах предприятия.

5.Продукция, выработанная в планируемом периоде, и предназначенная для реализации называется:

а) товарной

б) реализуемой

в) валовой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: