Мах Эрнст (1838-1916), австрийский физик и философ-идеалист.Окончил Венский университет.
Маху принадлежит ряд важных физических исследований.Первые работы Маха посвящены изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного аппарата, открытие оптического явления - так называемых колец, или полос, Маха).С 1881 Мах изучал аэродинамические процессы.Он открыл и исследовал специфический волновой процесс, впоследствии получивший название ударной волны. В этой области именем Маха назван ряд величин и понятий: Маха число, Маха конус, угол Маха, линия Маха и другие. Предложил принцип, согласно которому наличие у тела инертной массы является следствием гравитационного взаимодействия его со всем веществом Вселенной.Был противником атомной теории.
Философские работы Маха получили широкую известность в конце 19 - начале 20 веков благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классической (ньютонианской) физики. Являлся создателем и главой филос.школы, получившей название «махизм», или «эмпириокритицизм».Рассматриваемая в исторической перспективе, эта школа заняла место «второго позитивизма».
Философское учение Маха, изложенное им в основном в книге «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» предстает перед нами, прежде всего, как стилизованное на современный ему лад учение Беркли.В духе субъективного идеализма Мах утверждал, что мир есть «комплекс ощущений», Мах начинает свое исследование с анализа ощущений, полагая, что они являют собой основополагающее отношение к миру. Реальны, по Маху, только ощущения – звуки, цвета, тяжесть, теплота, запахи, пространство, время и т. д. – и их функциональные, непричинные зависимости и связи; вещи – это комплексы ощущений,
Исходя из биологического понимания человека, Мах провозглашает, что объективность окружающего мира на самом деле есть комплекс наших ощущений.Движение, время, пространство, закономерности действительности, по М., – субъективны, а потому и наука не имеет объективного содержания.И с этой точки зрения, он подвергает критике субъектно-объектную дихотомию.Он стирает разграничения между объектом и субъектом познания, но при этом делает акцент в своем исследовании на субъективно-психологической стороне вопроса.
Мах сформулировал мысль, что и физическое, и психическое имеет один и тот же субстрат - "нейтральный опыт", который состоит из "элементов опыта".Предложил подход к психической жизни как системе ощущений и их ассоциаций.Устойчивые и функционально связанные между собой в пространстве и времени ощущения (комплексы цветов, тонов, различных степеней давления и пр.) запечатлеваются в нашей памяти и находят свое отражение в языке прежде всего как предметы окружающего мира.
Он вводит новое направление в науке – психофизику, которое должно заниматься изучением соответствия ощущений и представлениям, при этом задачу науки сводится исключительно к описанию связи различных элементов ощущений и связи между ними, к выработке ясного понятия о существующем, отказавшись от попыток объяснить существование самих элементов. Научная теория является не более чем описанием — сокращенной записью множества конкретных описаний, которые иначе трудно было бы запомнить и воспроизвести. (принцип экономии мышления)
Размежевание “позитивной” науки от философии (которая, по его мнению, по природе своей наукой не является и представляет собою совокупность искусственных систем и способов рассуждения, не представляющих научной ценности) и “очищение” научного мышления от “метафизических” (т. е. философских и тем самым ненаучных) предпосылок и включений Мах считал важнейшим условием прогресса подлинного знания. Мах считал, что в конечном счете процесс познания начинается с ощущений, и потому весь состав знания может и должен быть редуцирован к “чувственному опыту”.Никаких “скачков” в познавательном процессе быть не должно (это запрещено “законом экономии мышления”, который связан с “принципом непрерывности опыта”, провозглашенным еще “первым позитивизмом”).Поэтому понятие следует трактовать как “общее представление”, и принципиальной разницы между чувственным и рациональным знанием не существует.Понимание механизмов познания может быть достигнуто прежде всего обращением к самоочевидному содержанию и развитию собственного опыта, а также путем исследования реальной познавательной деятельности других людей.Материал для таких исследований поставляет биология, история науки и психология (в частности, изучение развития детской психики).
Причину возникновения и цель науки видел в удовлетворении необходимых жизненных потребностей.'Поэтому она должна строго ограничиваться минимально возможными затратами мыслительной энергии – т.е.стремиться к экономии мысли – на исследование действительно фактического, в частности отказаться от всех метафизически-религиозных спекуляций.
Основу субъективно-идеалистического учения Маха составляет его теория экономии мышления и выдвигаемый им идеал "чисто описательной" науки.Мах исходит из биологического понимания индивида.И утверждает, что, как и любое животное, которое всегда идет методом «меньшей крови» для приспособления к окружающей среде, так и человек методом экономии мышления приспосабливается к окружающему миру.Мах говорит, что научная картина мира основана на приведении комплекса ощущений в одну картину по принципу экономии сил.
5.Логический эмпиризм (Венский кружок) как направление в философии науки.
Ве́нский кружо́к»— название сообщества учёных, регулярно собиравшихся в Вене с конца 20-х и до середины 30-х годов XX века.Венский кружок - философский кружок, в котором были разработаны основы логического позитивизма (неопозитивизма).Венский кружок объединил ряд молодых ученых, гл. о. представителей точных наук, интересовавшихся вопросами философии науки и скептически относившихся к возможностям традиционной философии в исследовании этой проблематики. Выдвигавшаяся ими программа развития “научной философии” получила, однако, узкосциентистскую и позитивистскую направленность.
Венский кружок возник на основе семинара, организованного в 1922 профессором Морицом Шликом Венского университета.
В работе кружка принимали участие: математик Курт Гёдель, логик Рудольф Карнап, социолог Отто Нейрат, физик Герберт Фейгль, Филипп Франк, Фридрих Вайсманн и т.д..В 1929 году на конференции в Праге Нейрат от имени кружка выступил с манифестом «Научное понимание мира.Венский кружок», в котором были сформулированы основные принципы неопозитивизма.
Курт Гёдель был логиком и философом науки.Наиболее известное достижение Гёделя — это сформулированные и доказанные им теоремы о неполноте, которые гласят, что любой язык, достаточно сильный для определения натуральных чисел (например, логика второго порядка или русский язык), является неполным.То есть содержит высказывания, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть, исходя из аксиом языка.Доказанные Гёделем теоремы имеют широкие последствия как для математики, так и для философии.
Рудольф Карнап — немецко-американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма и философии науки.Он активно участвовал в ряде радикальных неопозитивистских концепций и отрицал мировоззренческий характер философии.Карнап также развил теорию логического синтаксиса (раздел формальной логики, изучающий правильность построения выражений, безотносительно к тому, есть ли у этих выражений логические значения и если есть, то какие именно).
Нейрат Отто (1882—1945 гг.) — австрийский философ, социолог; был одним из организаторов и лидеров Венского кружка.Считая установление единства знаний важнейшей задачей философии науки, Нейрат полагал, что его можно достичь с помощью единого, универсального языка, опирающегося на язык физики и математики.С помощью такого языка можно установить логические связи между науками.Выработать общую методологию, проанализировать основные понятия и разработать классификацию наук.
На формирование идейных установок Венского кружка значительное воздействие оказал махизм, пользовавшийся большим влиянием в Венском университете, с его эмпиризмом и негативным отношением к традиционной “метафизике”.Представители этого направления исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть не только теория бытия, но и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно приводит философское мышление в сферу "метафизических" проблем.По мнению представителей Венского кружка, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования.
Еще одной концепцией, на которой основывался Венский кружок, — это идеи «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна: имеются «атомарные» предложения, из которых с помощью логических связок, кванторов и операторов образуются сложные, «молекулярные» предложения. Всякое молекулярное предложение может быть разложено на составляющие его атомарные предложения.Члены Кружка, рассмотрев эти идеи, решили, что язык науки имеет похожую структуру. Они считали, что их основная задача заключается в том, чтобы выделить в науке «слой наиболее простых — протокольных,— предложений и показать, каким образом к ним можно свести все остальные научные предложения». Логический позитивизм, отвергающий метафизику и стремящийся познать мир только с помощью эмпирических доказательств и с использованием естественных наук, включает в себя два тезиса:
1. Решение философской проблемы требует логического анализа языка, на котором формулируется проблема, и поэтому логика играет центральную роль в философии; (Отождествляя всю философию с логическим анализом языка, неопозитивисты исключают из сферы философии почти всю философскую проблематику и тем самым практически ликвидируют философию.)
2. Любая значимая теория, не являющаяся чисто логической или математической, должна быть доступна эмпирической проверке (верификации).
Цель философии неопозитивисты видели в том чтобы:
1) элиминировать из науки все не имеющие смысла рассуждения и псевдопроблемы, возникающие в результате неправильного употребления языка, нарушения его логических правил, обусловленного прежде всего теми или иными идеологическими запросами;
2) обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного рассуждения.
Вопрос об истинности высказываний в этой концепции может решаться двумя способами:
- путем логического анализа их языковой формы без обращения к каким-либо фактам (таким образом выясняется истинность аналитических высказываний); "В квадрате все углы прямые"
- через непосредственное или опосредованное (определенными логическими преобразованиями) сопоставление их с данными чувственного опыта (этим путем можно определить истинность синтетических высказываний). "На столе лежит книга"
В соответствии с этим можно разделить все науки на экспериментальные (физика, химия, психология, история, социология) и неэкспериментальные (логика и математика).
Чтобы выяснить имеет ли предложение смысл, необходим специальный метод - верификация.Суть его - в сравнении предложения с действительностью, в указании конкретных условий, при которых оно истинно или ложно.Предложение (гипотеза) может быть верифицировано, если его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связанного логического доказательства.Фактическая истина состоит в соответствии высказывания факту.Предложения же типа "душа человека бессмертна" бессмысленны, так как не могут быть проверены.