Операционный анализ и управление затратами

Операционный анализ- один из наиболее эффективных способов, позволяющий анализировать влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции и в конечном счете на эффективность деятельности предприятия. Он позволяет путем моделирования отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Эффективность его определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.

Необходимым элементом операционного анализа является изучение структуры затрат, то есть соотношения переменных и постоянных затрат предприятия. Причем не существует какой-то единой рекомендации о наилучшей структуре затрат даже в пределах одной отрасли. Оптимальность их соотношения зависит от конкретных условий работы предприятия и воздействующих факторов, включая долгосрочную тенденцию и ежегодные колебания в уровне продаж и т. п.

Ключевыми элементами операционного анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

Операционный анализ часто называют анализом безубыточности, поскольку он позволяет вычислить такой объем продаж, при котором нет ни прибыли, ни убытка. Операционный анализ проводится в несколько этапов.

1 этап. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Валовая маржа (маржинальная прибыль) представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Желательно, чтобы валовой маржи хватило не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

2 этап. Определяется коэффициент вклада в формирование прибыли. Он показывает, сколько маржинальной прибыли приходится на единицу выручки.

3 этап. Определяется порог рентабельности (= постоянные затраты/ валовая маржа в относительном выражении к выручке) – это такая выручка, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

4 этап. Зная порог рентабельности, можно определить запас финансовой прочности предприятия. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.

5 этап. Определение операционной прибыли, т.е. прибыли за минусом всех затрат.

6 этап. Определение операционного рычага (= Маржинальная прибыль / Операционная прибыль)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: