Планирование формирования операционной прибыли

Планирование формирования операционной прибыли представляет наиболее ответственный этап в общей системе управления ею предприятия. Это определяется тем, что плановая сумма операционной прибыли является основным целевым ориентиром всей операци­онной деятельности и мерой ее эффективности; она составляет основу формирования совокупной прибыли предприятия, являясь базой обеспечения его предстоя­щего производственного развития и удовлетворения мате­риальных интересов собственников и персонала.

Уровень обоснованности разрабатываемых планов формирования операционной прибыли в значительной мере определяется качеством и широтой исходной базы планирования. Чем шире исходные предпосылки пла­нирования, чем более качественную информацию они содержат, тем шире возможный диапазон используемых методов плановых расчетов, тем более надежными яв­ляются результаты планирования операционной прибыли на предприятии.

Основными исходными предпосылками планирова­ния формирования операционной прибыли предприятия являются (рисунок 10.1.):

1. Анализ формирования операционной прибыли в пред­плановом периоде. Главной целью анализа является выяв­ление основных тенденций формирования операционной прибыли предприятия в предплановом периоде, оценка достигнутого ее уровня, а также выявление степени вли­яния основных факторов на процесс ее формирования на предприятии.

На первой стадии анализа рассматривается динамика суммы маржинальной, валовой и чистой операционной прибыли предприятия, определяются отклонения фак­тически достигнутых в отчетном периоде размеров этих показателей от их значений, предусмотренных планом.

В процессе осуществления этого анализа основное внимание должно быть уделено выявлению тенденций (тренда) изменения рассматриваемых показателей по отдельным этапам отчетного периода (кварталам, меся­цам) и оценке уровня вариабельности показателя чистой операционной прибыли.

Выявление тенденций изменения суммы маржиналь­ной, валовой и чистой операционной прибыли осуще­ствляется на основе сопоставления темпов динамики этих показателей (прироста или снижения) по отношению к базисному периоду с использованием формулы средней геометрической и графических методов анализа (построе­ния "линии тренда"). Результаты такого анализа могут быть использованы в процессе планирования операционной прибыли для экстраполяции отдельных ее значений.

Оценка уровня вариабельности показателя чистой операционной прибыли (основного показателя, харак­теризующего результативность процесса формирования операционной прибыли предприятия) осуществляется пу­тем расчета показателей дисперсии, среднеквадратического отклонения ("стандартного отклонения") и коэффици­ента вариации. Анализ размера отклонений отдельных значений этого показателя от среднего в отчетном пери­оде позволяет выявить совокупный уровень операционно­го риска, связанного с формированием операционной прибыли.

На второй стадии анализа оценивается достигну­тый уровень формирования маржинальной, валовой и чистой операционной прибыли на предприятии. Мето­дическим аппаратом такой оценки является анализ коэф­фициентов ("R-анализ"). В процессе оценки достигнутого уровня формирования операционной прибыли на предприятии основное внимание должно быть уделено расчету и анализу следующих показателей:

— коэффициенту рентабельности операционных ак­тивов (коэффициенту экономической рентабельности);

— коэффициентам маржинальной, валовой и чистой рентабельности реализации продукции;

— коэффициентам валовой и чистой рентабельности операционных затрат.

Результаты этого этапа анализа служат одним из отправных пунктов использования нормативного метода плановых расчетов и базой оценки эффективности разработанного плана формирования операционной прибыли предприятия.

На третьей стадии анализа рассматриваются пока­затели формирования операционной прибыли в разрезе центров ответственности предприятия (по каждому цент­ру прибыли). В процессе этой стадии анализа выявля­ется уровень выполнения отдельными центрами прибыли доведенных им плановых заданий (с учетом корректи­ровки этих плановых заданий на изменение объемных показателей их деятельности в отчетном периоде); опре­деляется удельный вес отдельных центров ответствен­ности в совокупной сумме операционной прибыли пред­приятия; сравниваются коэффициенты рентабельности по отдельным центрам прибыли.

Результаты этого этапа анализа используются в про­цессе планирования формирования операционной при­были в разрезе отдельных центров ответственности.

На четвертой стадии анализа рассматриваются пока­затели маржинальной и валовой прибыли в разрезе от­дельных видов выпускаемой продукции. Методической основой осуществления такого анализа является сопостав­ление среднего уровня цен и отчетной удельной себесто­имости в разрезе конкретных видов продукции.

На этом этапе анализа основное внимание должно быть уделено рассмотрению показателей удельного веса прибыли от реализации отдельных видов продукции в общей сумме формируемой операционной прибыли, а также сравнению уровней коэффициентов маржиналь­ной и валовой рентабельности отдельных видов продук­ции.

Результаты этого анализа используются в процессе факторного метода планирования формирования опера­ционной прибыли для отражения структурных измене­ний в реализации продукции.

На пятой стадии анализа изучаются основные фак­торы, обусловившие изменения суммы маржинальной, валовой и чистой операционной прибыли в отчетном периоде. Предметом такого анализа являются прежде всего факторы ранее рассмотренной системы "взаимо­связь издержек, объема реализации и прибыли". Вместе с тем, ряд этих факторов в процессе анализа требует более глубокого разложения.

На этом этапе анализа основное внимание уделяется изучению влияния на операционную прибыль следую­щих основных факторов:

— изменению объема реализации продукции в на­туральном выражении (если предприятие выпускает од­нородную продукцию, оцениваемую единым условным натуральным показателем);

— изменению структуры реализации продукции в разрезе основных ее видов;

— изменению среднего уровня цен на реализуемую продукцию;

— изменению среднего уровня операционных за­трат на единицу реализуемой продукции;

— изменению коэффициента операционного левериджа;

— изменению коэффициента рентабельности опе­рационных активов;

— изменению коэффициента налогоемкости реали­зации продукции.

Результаты этого анализа используются в процессе построения факторной модели планирования операци­онной прибыли предприятия.

2. Разработанная общая политика управления при­былью предприятия. В процессе планирования форми­рования операционной прибыли должны быть в первую очередь учтены: система стратегических целей формиро­вания прибыли предприятия, а также система разрабо­танных отдельных целевых показателей (среднегодовой темп роста прибыли, коэффициенты рентабельности и т.п.), конкретизированных по периодам их реализации

(при необходимости в систему этих целевых показателей на предстоящий год вносятся коррективы по результатам проведенного анализа).

Общая политика управления прибылью предприятия устанавливает как цели, так и важнейшие результатив­ные показатели планов формирования операционной при­были на предстоящий год, позволяет увязать эти показа­тели с общей системой планов формирования и исполь­зования прибыли предприятия.

3. Разработанные частные политики, связанные с формированием прибыли предприятия. В процессе плани­рования формирования операционной прибыли предпри­ятия должны быть учтены:

— ценовая политика;

— амортизационная политика;

— налоговая политика.

Каждая из этих политик прямо или опосредствован­но влияет на размер маржинальной, валовой и чистой прибыли предприятия, а следовательно должна учитываться в процессе планирования формирования операционной прибыли.

4. Разработанные планы операционной деятельности предприятия. Исходными предпосылками планирования формирования прибыли предприятия являются следующие основные виды планов операционной деятельности на предстоящий период:

— производственная программа предприятия;

— план операционных доходов предприятия;

— план операционных затрат предприятия;

— план налоговых платежей предприятия.

Система этих планов позволяет использовать раз­личные методы планового формирования операционной прибыли и обеспечить взаимосвязь всех основных пока­зателей развития операционной деятельности предпри­ятия в предстоящем периоде.

5.Показатели средней нормы прибыли на начало планового периода. Ориентируясь на внутренние возможности формирования операционной прибыли, следует учитывать также средние ее показатели, достигнутые в данной отрасли и сформировавшиеся на финансовом рынке.

В качестве среднеотраслевой нормы прибыли ис­пользуются обычно коэффициент валовой или чистой рентабельности реализации продукции и коэффициент рентабельности операционных активов.

В качестве средней нормы прибыли на финансо­вом рынке используется обычно средняя ставка депозит­ного процента на денежном рынке.

Указанные показатели выступают минимальными критериями уровня формируемой прибыли в процессе операционной деятельности предприятия на предстоящий плановый период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: