Требования МКУБ и сто структура

Требования МКУБ можно сгруппировать в четыре основные категории, на которых Кодекс фокусирует особое внимание, а именно, см. Таб.1.

Управление - разработка и обеспечение Политики Компании в отношении безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения; - документально оформленные полномочия и ответственность каждого сотрудника береговых подразделений Компании и каждого члена экипажа относительно обеспечения Политики Компании. При этом Назначенное лицо, имеющее прямой доступ к высшему руководству Компании, должно контролировать внедрение и обеспечение Политики Компании на всех уровнях; - разработка, распространение и периодический пересмотр документации СУБ (руководств, процедур, планов и инструкций), к которой должен быть обеспечен доступ всего персонала Компании; - периодическая оценка эффективности действия внедренной СУБ со стороны руководства Компании для выявления потенциальных и реальных рисков, несоответствий, проведение систематических внутренних проверок СУБ и инспекций судов и оборудования на плановой основе, разработки и выполнения корректирующих и предупреждающих действий с целью обеспечения требуемого уровня безопасности на судах и в береговых подразделениях Компании;. - мониторинг выполняемых мероприятий в части безопасной эксплуатации судов и предупреждения загрязнения для обеспечения совершенствования СУБ на полученного практического опыта
Персонал - уровень квалификации экипажей судов и берегового персонала Компании становится определяющим фактором в условиях работы сокращенным составом экипажей' использования сложных технических систем; - обеспечение надежной внешней и внутренней связи между всеми структурными элементами на судах и в береговых подразделениях Компании на рабочем языке, понятном каждом, сотруднику и члену экипажа для контроля непрерывности процесса обеспечения безопасной' эксплуатации судов и предотвращения загрязнении, а также избежание фатальных сбоев в функционировании СУБ; - предоставление всей необходимой информации каждому члену экипажа и сотруднику Компании в части выполнения ими своих обязанностей, судовых работ, распоряжений капитанов и берегового руководства Компании, а также необходимых действий для обеспечения безопасных условий труда; - обучение экипажей судов и берегового персонала Компании для предотвращу возможных ошибок и возникновения несоответствий, которые могут привести к фатальным/ последствиям, а также проведение на плановой основе систематических учений и тренировок по отработке действий в аварийных ситуациях; мотивация всего судового и берегового персонала Компании
Суда и оборудование - разработка и обеспечение программы планово-предупредительного технического обслуживания для снижения риска возникновения аварийных и опасных ситуаций отказ оборудования, несчастных случаев и травматизма, а также для обеспечения™ возможна постоянного мониторинга рабочей среды; - идентификация и систематическое инспектирование на плановой основе всего оборудован, и судовых систем, особенно определенных как критическое оборудование и системы обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения - необходимые планомерная проверка и управление приборами и материалами, передающий информацию по операционном состоянии судов и оборудования, включая разработку обеспечение процедур поверки (калибровки) контрольно-измерительных приборов.
Документация - идентификация и разработка судовых операционных процедур и планов действий аварийных ситуациях для обеспечения эффективное™ безопасной эксплуатации судов предотвращения загрязнения в контексте Политики и целей Компании в этой связи;' - планомерная систематическая отработка всех элементов разработанных планов действий в аварийных ситуациях в процессе проведения судовых учений и тренировок, а также учений офис-судно; - документирование и сохранное содержание результатов внутренних проверок СБУ инспекционных проверок судов и оборудования, отчетов о выявленных несоответствиях, имевших место аварийных и опасных ситуациях в соответствии с требованиями МКУБ и других международных и национальных отраслевых нормативных документов; - документирование анализа выявленных несоответствий, предложенных корректирующих и предупреждающих действий и их выполнения, анализа эффективности СУБ со стороны руководства Компании, а также обеспечения совершенствования СУБ

Более подробное представление о требованиях Кодекса дает ознакомление с его структурой, наименование элементов которой и предоставляет возможность увидеть вес спектр требований МКУБ. Перечень структурных элементов МКУБ приведен в Таб.2.Структура МКУБ

МКУБ.
Структурный элемент Наименование.
1. Преамбула.
  Общие положения.
  Определения.
  Цели.
  Применение.
  Функциональные требования к системе управления безопасностью (СУБ)
2. Политика в области безопасности и защиты окружающей среды
3. Ответственность и полномочия компании
4. Назначенное лицо.
5. Ответственность и полномочия капитана
6. Ресурсы и персонал.
7. Разработка планов проведения судовых операций
8. Готовность к аварийным ситуациям
9. Доклады о несоответствиях, аварийных и опасных ситуациях и их анализ
10. Техническое обслуживание судна и оборудования
11. Документация.
12. Проверка, обзор и оценка, осуществляемые компанией
13. Освидетельствование, проверка и контроль

Практика аудиторских проверок внедрения СУБ в компаниях и на судах по поручению уполномоченных Администрациями организаций и связанной с этим проверки знаний берегового и судового персонала показывает, что имеет место ошибочное суждение о том, что МКУБ включен в Международную Конвенцию SOLAS - 74 в качестве IX Главы. В этой связи представляется целесообразным дать дополнительные разъяснения, а именно:

- МКУБ или Резолюция ИМО А. 741 (18) это самостоятельный нормативный документ, состоящий из преамбулы и 13 структурных элементов (разделов), определяющих полномочия, ответственность и требования к компаниям и системам управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, а также регламентирующий оценку и сертификацию компаний и судов;

- IХ-я же Глава Международной Конвенции SOLAS - 74 состоит из 6-и Правил дающих основные определения (Правило 1), регламентирующих применение МКУБ (Правило 2), предписывающих компаниям и судам соответствовать требованиям МКУБ (Правило 3), определяющих порядок выдачи DOС / SМС и освидетельствования компаний и судов в этой связи (Правило 4), предписывающих поддерживать СУБ в соответствии с требованиями МКУБ (Правило 5) и регламентирующих периодические проверки соответствия действующих СУБ на судах требованиям МКУБ, регламентирующих проверки судовых SМС, а также регламентирующих действия в случае смены судном флага или владельца (Правило 6).

МКУБ предусматривает, что концепция управления безопасностью и предотвращением загрязнения базируется на тех же основных структурных элементах и принципах анализа, управления и контроля эффективности выполнения, которые были заложены в Международном Стандарте ИСО 9002 (1994), преобразованном впоследствии в Международный Стандарт ИСО 9001 (2000) «Системы управления качеством. Требования». А применение требований Кодекса предусматривается в тесном взаимодействии с выполнением требований Международных Конвенций, составляющих основу концепции управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, и Резолюций ИМО, непосредственно относящихся к МКУБ, перечень которых приведен ниже в табличной форме (Табл.3.).

Таблица 3. Перечень Международных Конвенций и Резолюций ИМО, непосредственно относящихся к МКУБ.

Наименование Международной Конвенции или Резолюции ИМО. Назначение.
International Load Line Convention-ILLC-66 as amended Определение практических мер обеспечения безопасности и предотвращения потери судов и грузов от воздействия погодных условий: определение требований по обеспечению мореходности судов, обеспечению минимальной высоты надводного борта судов, регулирование загрузки судов.
SOLAS-74 as amtnded Обеспечение мер безопасности по конструкции судов, противопожарной защите. мерам пожарной безопасности на судах, спасательным средствам и устройствам, радиосвязи, по безопасности мореплавания, перевозки грузов, перевозки опасных грузов; безопасности судов с ядерной силовой установкой; по управлению безопасной эксплуатацией судов: по мерам безопасности высоко скоростных судов, специальным мерам по повышению безопасности на море.
MARPOL-73/78 Обеспечение мер по сокращению и предотвращению загрязнения окружающей среды. Приложение 1 - Правила предотвращения загрязнения нефтью; Приложение 2 -- Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом; Приложение 3 - Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, контейнерах, цистернах; Приложение 4 - Правила предотвращения загрязнения сточными волами с судов; Приложение 5 - Правила предотвращения загрязнения мусором с судов; Приложение 6 - Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов
STCW-78/95 Установление стандартов подготовки, квалификации и дипломирования моряков, а также требований к обеспечению безопасной вахты на мостике, в машинном отделении и радиовахты; специальной подготовке членов экипажей танкеров, химовозов, газовозов, пассажирских судов типа ро-ро; требований к прохождению тренажерной подготовки; требований к оформлению дипломов и подтверждений к ним.
Резолюция ИМО А. 739(18) Руководство по признанию организаций, действующих от имени Администраций- установление правил, которым должна соответствовать организация уполномоченная Администрацией флага выполнять работы и выдавать; свидетельства от ее имени.
Резолюция ИМО А.741 (18) МКУБ - устанавливает требования, которым должна соответствовать Система Управления Безопасности Компаний и судов, находящихся в их управлении.
Резолюция ИМО А. 742 (18) Установление процедуры контроля эксплуатационных требований, относящихся к безопасности судов и предотвращению загрязнения. Устанавливает обязанности Государства флага посредством инспекций государственного портового надзора проводить проверки судов, а также действительности свидетельств и документов, относящихся к судам и их экипажам.
Резолюция ИМО А. 787 (19). Установление правил и руководства по контролю и задержанию судов администрациями государства порта.
Резолюция ИМО А. 788 (19). Руководство по применению МКУБ администрациями флага- установление порядка проведения оценок, сертификации и контроля СУБ в Компании и на судне; формы и сроков действия документов, выдаваемых Компании и судну; периодичности проверки СУБ в Компании и на судне, включая внутренние проверки СУБ, возможности и порядка выдачи временных документов Компании и судну.
Резолюция ИМО А. 789 (19). Установление требований к признанным организациям, действующим от имени Администрации в отношении освидетельствования и сертификации СУ дополнение к требованиям, изложенным в Резолюции ИМО А. 739 (18).
Резолюция ИМО А. 847 (20). Руководство по оказанию помощи государствам флага судна по выполнению для обеспечения безопасности и зашиты окружающей среды, предписания соответствующими Международными Конвенциями.
Резолюция ИМО А. 848 (20). Обращение внимания правительств - участников Конвенции на тот факт, Правило 1Х/2 Международной Конвенции 801.А8-74 с дополнениями предполагает никакого продления сроков внедрения МКУБ.
Конвенция МОТ № 147 1976 года. Установление требований по обеспечению минимальных стандартов условий жизни и работы членов экипажей судов.

Таким образом, если ранее в судоходной индустрии много внимания уделялось «обеспечению безопасности мореплавания» (что практически сделать невозможно, ибо не может быть абсолютной безопасности!), с введением МКУБ речь уже идет о БЕЗОПАСНОМ УПРАВЛЕНИИ КАЖДЫМ СУДНОМ, независимо от его национальной принадлежности и формы собственности. То есть о переводе всей деятельности, связанной с решением проблем безопасности в судоходстве, на более высокий качественный уровень. Соответственно, важное значение приобретают поиск и разработка новых концепций и методов предотвращения аварий судов в процессе их эксплуатации.

2.5. Международная конвенция по стандартам подготовки и дипломирования моряков и несения вахты, 1978, 1995, 2010.

Конвенция принята 7 июля 1978 года, вступила в силу 28 апреля 1984 года, коренной пересмотр с введением Кодекса - выполнен в 1995 году, с поправками 2010 года.

Один из важнейших факторов безопасности мореплавания — это компетентность судовых экипажей, поэтому подготовке моряков международные организации уделяют особое внимание. С этой целью ИМО разработаны обязательные минимальные требования (стандарты) по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты.

Структура Конвенции включает восемь следующих глав.

I. Общие положения — определения, дипломы, контроль (правила 1-5).

II. Капитан — палубная команда — минимальные требования к несению вахты компетенции капитана и палубных офицеров и матросов (правила 1-8).

III.Машинная команда — принципы несения вахты в МО, минимальные требования к квалификации судовых механиков (правила 1 -6).

IV. Радиотехническая служба — несение радиовахты, обслуживание радиоаппаратуры, минимальные требования к компетенции радистов, а также к дипломированию радиоотелефонных операторов (правила 1—3). Резолюция Комитета по безопасности мореплавания дополнила правила относительно применения и требований по ГМССБ.

V. Требования в отношении подготовки экипажей определенных типов судов для танкеров. Глава почти полностью пересмотрена в 1994 году в связи с уточнением и ужесточением минимальных требований.

VI. Требования в отношении функций, связанных с аварийными ситуациями, охраной труда, медицинским уходом и выживанием. Особо отмечается, что для получения сертификата специалиста по спасательным средствам следует иметь стаж работы на судне не менее 12 месяцев или специальную подготовку и стаж не менее 9 месяцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: