Организ-ая культура: понятие, сущность, стр-ра. Организ-ая культура в системе орган-го поведения

Организ-ая культура (О. К.)– это сист ценностей и убеждений, поддерживаемая всеми сотр-ками орг-ии. О.К. определяет поведение работников и характеризует степень ответственности.

О.К. в компании складывается различными путями. В ее формирование входят: 1)долговременная трудовая деят; 2) Влияние руководителя или собст-ка компании; 3) Искусственное формирование О.К. с помощью специалистов; 4) Отбор лучших форм, норм, внедряемых руководителем или коллективом. Об О.К. можно говорить, когда сотр-ки в ключевых должностях воспринимают и действуют в соответствии с определенными установленными норами и стандартами.

В теории мен-та выделяют два подхода к проблеме О.К.: 1)Рациональный подход: О.К. как одна из переменных деят-ти орг-ии. Мен-ры могут управлять орг. культурой, применять ее с целью повышения эффективности деят-ти.2) Феноменологический подход: О.К. – это стихийно сложившееся и независимая от деят-ти мен-ров данность. Мен-ры не могут на нее воздействовать, могут лишь учитывать параметры орг. к-ры в своей деят-ти.

Виды формирования О.К.: 1) Стихийный – в качестве норм устойчивые действия формальных и неформальных лидеров.2) Сознательный – рук-ль и подчиненные осознанно включается в исполнении установленных норм и правил.

ОК представляет собой набор: Обряд – повторяющееся мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу: чествование ветеранов, проводы на пенсию, посвящение в молодые рабочие. Ритуал – совокупность мероприятий (обрядов), оказывающих психологическое влияние на работников с целью укрепления преданности ей, затушевывания истинного смысла тех или иных сторон ее деят-ти, обучения организационным ценностям и формирования необходимых убеждений. Работники многих японских компаний, например, начинают трудовой день с пения гимнов. Нормы и стиль поведения – отношение м-у работниками, внешним субъектам, осуществление управленческих действий, решение проблем. Лозунги, – призывы, в краткой форме отражающие руководящие задачи, идеи. В форме лозунга часто формулируется миссия орг-ии. Традиции – ценности, обычаи, обряды, ритуалы, нормы поведения членов орг-ии, привнесенные из прошлого в настоящее. Они бывают позитивными (доброжелательное отношение к новым сотр-кам) и негативными (дедовщина). Менталитет – образ мышления работников, определяемый традициями, ценностями, уровнем культуры, сознанием членов орг-ии.

Стр-ра ОРГ. КУЛЬТУРЫ. 1. Мировоззрение - представления об окружающем мире, природе человека и общества, направляющие поведение членов орг-ии и определяющие характер их отнош с другими сотр-ками, клиентами, конкурентами и т.д.

2. Орг-ые ценности, т.е. предметы и явления организационной жизни, существенно важные, значимые для духовной жизни работников.

3. Стили поведения, характеризующие работников конкретной орг-ии. Сюда также относятся специфические ритуалы и церемонии, язык, используемый при общении, а также символы, кот обладают особым смыслом именно для членов данной орг-ии.

4. Нормы - совокупность формальных и неформальных требований, предъявляемых орг-ей по отношению к своим сотр-кам.

5. Психологический климат в орг-ии, с которым сталкивается человек при взаимодействии с ее сотр-ками. Психологический климат представляет собой преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: