Принципы организации налоговой системы РК

Принципы (от латинского principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начало чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.
Условно можно выделить три системы принципов:
- экономические принципы налогообложения
- юридические принципы налогообложения (принцип налогового права)
- организационные принципы налоговой системы.
Экономические принципы налогообложения: введенные А.Смитом
1- принцип справедливости
2- принцип соразмерности (определенности)
3- принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков (принцип удобства)
4- принцип экономичности (эффективности).
Рассмотрим каждый принцип в отдельности.
1 В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и представляя привилегии другим.
Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что плательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находится в равной налоговой позиции, т.е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины (принцип платежеспособности).
В основе этого принципа лежит идея о том, что сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика.
А согласно принципу вертикальной справедливости, лица которые находятся в неравном положении, должны находится в неравной налоговой позиции; иными словами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод).
Следует отметить, что выделение " вертикальной" и " горизонтальной" справедливости все же не решает одну из главных проблем, существующих в налоговой сфере сегодня: как определить степень справедливости налогообложения?
Действия принципа справедливости можно продемонстрировать на примере кривой Лоренца.
Кривая Лоренца подтверждает, что прогрессивное налогообложение более справедлива, так как обеспечивает большее равенство.
С юридической точки зрения, принцип справедливости исходит из того, как законодатель урегулирует порядок изъятия собственности у плательщиков, а также каким образом соотносятся между собой государства, собирающие налоги, и лица обязанные их платить.
2. Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствии налогообложения.
Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны.
Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лэффера.
Артур Лэффер - американский экономист, профессор Калифорнийского университета при построении своей кривой показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.
Повышение ставки налога (ось Т) увеличивает, хотя все более замедляющимися темпами, сумму доходов в бюджет (ось Д). Поскольку уменьшение базы (ось В) происходит медленнее, чем увеличение ставки, в целом доходы бюджета возрастают.
Однако при достижении определенного предела (Т1) уплата налога приводит к тому, что чистого дохода практически не остается.
Так как люди не могут работать только для того, чтобы заплатить налоги, начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер.
Происходит перемещение валового национального продукта в сферу теневой экономики.
Следовательно, задача законодателя - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.
Налогообложение - как экономическая категория имеет свои пределы, определенные в соответствии с принципом соразмерности.
Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает противоречивую ситуацию, проявлениями, которых являются политические конфликты, не подчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и другие.
Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему.
3. Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков.
В соответствии данным принципам налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства.
4. Принцип экономичности (эффективности).
Он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обоснованно, что доходы от его сборов будут превышать расходы десятикратно.

9. 1. Крестьянские или фермерские хозяйства вправе самостоятельно выбрать один из следующих режимов налогообложения:

1) специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств;

2) специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса;

3) общеустановленный порядок.

Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств применяют крестьянские или фермерские хозяйства при одновременном соответствии следующим условиям:

1) совокупная площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования) не превышает следующей предельной площади земельного участка, установленной для:

Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей - 3 500 га;

Атырауской, Мангистауской областей - 1 500 га;

Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областей - 500 га, в районах, расположенных на землях пустынных и предгорно-пустынно-степных почвенно-климатических зон (Бетпак Дала, пески возле озера Балхаш), - 1 500 га;

2) осуществляют исключительно виды деятельности, на которые распространяется данный специальный налоговый режим;

3) не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских или фермерских хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), переработке сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) собственного производства и ее реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизных товаров.

Право применения специального налогового режима предоставляется крестьянским или фермерским хозяйствам при наличии на территории Республики Казахстан земельных участков на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования).

Налоговым периодом по единому земельному налогу является календарный год.

Плательщики единого земельного налога не являются плательщиками следующих видов налогов и других обязательных платежей в бюджет:

1) индивидуального подоходного налога с доходов от деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, в том числе доходов в виде сумм, полученных из средств государственного бюджета на покрытие затрат (расходов), связанных с деятельностью, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;

-1) платы за эмиссии в окружающую среду;

3) земельного налога и (или) платы за пользование земельными участками - по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;

4) налога на транспортные средства - по объектам налогообложения, указанным в подпунктах 1), 2) пункта 3 статьи 365 настоящего Кодекса;

5) налога на имущество - по объектам налогообложения, указанным в подпункте 1) пункта 4 статьи 394 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения для исчисления единого земельного налога является оценочная стоимость земельного участка, установленная на основании акта определения оценочной стоимости земельных участков, выданного уполномоченным государственным органом по управлению земельными ресурсами.

При отсутствии акта определения оценочной стоимости земельных участков, выданного уполномоченным государственным органом по управлению земельными ресурсами, оценочная стоимость земельного участка определяется исходя из оценочной стоимости 1 гектара земли в среднем по району, городу по данным, предоставленным уполномоченным государственным органом по управлению земельными ресурсами, и площади земельного участка

Исчисление единого земельного налога по пашням производится путем применения следующих ставок исходя из совокупной площади земельных участков к совокупной оценочной стоимости земельных участков:

№ п/п Площадь земельных участков (гектар) Ставка налога
     
1. до 500 0,15%
2. от 501 до 1 000 включительно 0,15% от оценочной стоимости с 500 гектаров + 0,3% от оценочной стоимости с гектаров, превышающих 500 гектаров
3. от 1 001 до 1 500 включительно 0,3% от оценочной стоимости с 1 000 гектаров + 0,45% от оценочной стоимости с гектаров, превышающих 1 000 гектаров
4. от 1501 до 3 000 включительно 0,45% от оценочной стоимости с 1 500 гектаров + 0,6% от оценочной стоимости гектаров, превышающих 1 500 гектаров
5. свыше 3 000 0,6% от оценочной стоимости с 3 000 гектаров + 0,75% от оценочной стоимости гектаров, превышающих 3 000 гектаров

Исчисление единого земельного налога по пастбищам, естественным сенокосам и другим земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим, производится путем применения ставки 0,2% к совокупной оценочной стоимости земельных участков.

Крестьянские или фермерские хозяйства исчисляют единый земельный налог за фактический период владения земельным участком на праве землепользования.

Оценочная стоимость земельного участка за фактический период владения земельным участком определяется путем деления оценочной стоимости земельного участка на двенадцать и умножения на количество месяцев фактического периода владения земельным участком.

При передаче крестьянским или фермерским хозяйством земельного участка в аренду другому крестьянскому или фермерскому хозяйству каждая из сторон исчисляет единый земельный налог за фактический период владения (пользования) земельным участком.

Исчисление единого земельного налога арендатором за фактический период пользования производится начиная с месяца, следующего за месяцем получения земельного участка в аренду.

Исчисление единого земельного налога арендодателем производится за период фактического владения земельным участком включая месяц, в котором земельный участок был передан в аренду.

10. Существуют три основных способа уплаты налога: по декларации, у источника дохода, кадастровый. И плюс снр для мсб

При уплате налога по декларации налогоплательщик обязан
представлять в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основе декларации налоговый орган рассчитывает налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. В некоторых случаях налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно в
установленный срок.

При уплате налога у источника выплаты налогоплательщик
получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного органом, производящим выплату. Для налогоплательщика этот способ уплаты налога представляется как автоматическое удержание, предшествующее получению дохода.

При кадастровом способе момент уплаты налога никак не
связан с моментом получения дохода. Сам кадастр представляет собой реестр, который устанавливает перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и устанавливающий среднюю доходность объекта обложения. Для уплаты таких налогов устанавливаются фиксированные сроки их взноса.

Общий порядок уплаты налогов определен налоговым законодательством РК. Производится разовая уплата всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Производится уплата в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый
агент, являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги через кассу местного органа государственного управления, либо через организацию связи.

Налоговая декларация — письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах,
источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме
налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и
уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по
месту учета налогоплательщика по установленной форме либо
на бумажном носителе, либо в электронном виде в соответствии
с законодательством РК.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой
декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить
отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее
представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном
виде.

При отправке налоговой декларации днем ее представления
считается: по почте — дата отправки почтового отправления с
описью вложения, при передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи — дата ее отправки.

Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

11. Налоговая система состоит из трех основных элементов:

В настоящее время стратегической целью налоговой системы становится максимизация доходной части бюджета путем стимулирования наращивания капитализированной стоимости субъектов налогообложения. Для достижения этой цели необходимо:

  • - определение источников средств;
  • - расширение налогооблагаемой базы;
  • - разработка программ вложения и использования бюджетных средств.

В Казахстане можно выделить следующие этапы становления и развития национальной налоговой системы

Первый этап (1991 - 1994 гг.) характеризуется созданием национальной налоговой системы путем использования различных инструментов, в частности, таких как определенные виды налогов и их элементы для накопления средств государственного бюджета и предотвращения инфляции

Основные статьи Закона Республики Казахстан «О налоговой системе» от 25 декабря 1991 г. были направлены на упорядочение налогов, снижение инфляции, которая достигала более 200% в год и достижение макроэкономической стабилизации. При этом высокий динамизм и непредсказуемость изменения внутренних и внешних условий ориентированы на приоритетность решения преимущественно краткосрочных целей.

Второй этап (1995 -1998 гг.) становление и развитие национальной налоговой системы характеризуется достижением макроэкономической стабилизации, созданием благоприятных условий для активной финансово - хозяйственной деятельности субъектов экономики, ведущей к устойчивости налогооблагаемой базы и увеличению возможности решения национальных проблем. Макроэкономическая стабилизация стимулирует развитие производства - коммерческой деятельности путем достижения определенного соотношения между средствами, остающимися у налогоплательщиков (позволяющими ему развиваться), и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы и позволяют ориентироваться на среднесрочные цели.

Третий этап (1999 - 2001 гг.) связан с началом экономического роста, который характеризуется увеличением таких макроэкономических показателей, как ВВП, ВНД. В этот период начинается объективный процесс расширения налогооблагаемой базы, ведущей к увеличению поступлений в виде налогов в государственный бюджет. Меняющиеся налоговые отношения определяют необходимость перехода на новые принципы организации налогового регулирования и формирования государственного бюджета.

Четвертый этап (2002 - 2008 гг.) связан с введением Налогового Кодекса от 12 июня 2001 года, введенного в действие с 1 января 2002 г., имеющего следующие черты:

  • - ясное экономическое определение и юридическое оформление национально- экономических проблем и налоговых инструментов для их решения;
  • - четкое представление источников бюджетных средств и их использование;
  • - определение направления и оценка эффективности финансирования социально - экономических программ;
  • - организация рационального использования имеющихся в распоряжении налоговых служб инструментов;
  • - растущий профессионализм представителей законодательной и исполнительной власти.

Пятый этап, который начинается с 1 января 2009 г., характеризуют следующие аспекты:

  • - поэтапное снижение корпоративного подоходного налога с 30% до 20% в 2009 г., 17,5% в 2009 г., 15% в 2011г.;
  • - изменения в уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу;
  • - по налогу на транспортные средства отменены поправочные коэффициенты в зависимости от года выпуска и страны-производителя автотранспортного средства;
  • - введен фиксированный налог и налог на игорный бизнес;
  • - снижена ставка НДС до 12%;
  • - вместо регрессивной шкалы ставок социального налога введена единая ставка в размере 11%;
  • -для предприятий, осуществляющих инвестиции, предусмотрены налоговые преференции.

В налоговом кодексе учтены объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность функционирования системы налогообложения, ориентированные на реализацию долгосрочных целей. Налоговая система должна способствовать стабильному экономическому росту, обеспечивающему максимизацию доходной части бюджета.

В условиях мирового финансового кризиса государство снижает общую налоговую нагрузку для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, упрощает отчетность по налогам, проводит иную регулирующую деятельность в области налоговой политики с целью увеличения налогооблагаемой базы и, соответственно, не допустить снижения налоговых поступлений в государственный бюджет.





Подборка статей по вашей теме: