Лекция 16. Процесс обслуживания заявок.В общем случае СМО могут состоять из n линий (каналов), способных одновременных и независимо друг от друга обслуживать заявки

Процесс обслуживания заявок. В общем случае СМО могут состоять из n линий (каналов), способных одновременных и независимо друг от друга обслуживать заявки. В любой момент времени канал находится в одном из двух состояний – свободен или занят.

Предположим, что в некоторый момент времени в обслуживающую систему поступает заявка. Если в этот момент времени имеются свободные каналы, то заявка принимается к обслуживанию. В противном случае, т.е. когда все каналы заняты, заявка остаётся в системе в течение некоторого времени τs (время пребывания заявки в системе) как претендент на обслуживание. За интервал τs заявка должна быть принята к обслуживанию, в противном случае она считается потерянной (получает отказ). В зависимости от величины τs СМО делятся на классы:

- τs = 0 – система с отказами;

- τs = ∞ – система с ожиданием;

- 0 < τs < ∞ – смешанная система.

Помимо параметра τs, обслуживающая система характеризуется τp – временем обслуживания заявки (временем занятости канала).

Обычно величины τp и τs являются случайными величинами с заданными законами распределения.

Дисциплиной обслуживания называется правило, по которому выбираются на обслуживание заявки из очереди. Различают следующие дисциплины обслуживания:

- обслуживание в порядке поступления или дисциплина FIFO (First Input, First Output – первым пришел, первым ушел);

- обслуживание в обратном порядке или дисциплина LIFO (Last Input, First Output – последним пришел, первым ушел);

- обслуживание в случайном порядке, когда заявка выбирается случайно из ожидающих обслуживания заявок.

Рассмотрим распространённые варианты порядка занятия каналов заявками, поступающими на обслуживание. Если в СМО имеется очередь заявок, то каналы занимаются немедленно в порядке их освобождения.

При отсутствии очереди заявок и наличии свободных каналов появившаяся заявка может занимать один из свободных каналов в соответствии со следующими правилами:

- в порядке номеров каналов;

- в случайном порядке, в соответствии с заданными вероятностями.

При наличии очереди заявок и наличии свободных каналов заявка из очереди может занимать один из свободных каналов в соответствии со следующими правилами:

- в порядке очереди;

- по минимальному времени покидания системы;

- в случайном порядке с заданными вероятностями.

Для формализации СМО с неоднородными потоками заявок (с заявками разных типов) необходимо описать:

- процесс поступления в систему заявок каждого типа, т.е. функции распределения для интервалов поступления в систему заявок каждого типа;

- процесс обслуживания заявок каждого типа, т.е. функции распределения для длительностей обслуживания заявок каждого типа;

- дисциплину обслуживания заявок: без приоритетов, когда между заявками разных типов нет приоритетов; с относительными приоритетами, когда приоритеты заявок учитываются только в моменты выбора их из очереди на обслуживание; с абсолютными приоритетами, когда приоритеты учитываются также и во время обслуживания (высокоприоритетные заявки прерывают обслуживание низкоприоритетных заявок); со смешанными приоритетами, когда заявки данного типа имеют к заявкам одних типов относительный приоритет, к заявкам других – абсолютный, а к заявкам третьих – не имеют приоритета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: