Основные достоинства и потенциальные проблемы методов оргдиагностики
Метод | Преимущества | Проблемы |
Интервью, индивидуальное собеседование | · Адаптивность - применимо для сбора данных по различным вопросам и проблемам · Источник "богатых" данных · Возможность установки обратной связи | · Трудоемкость · Пристрастность интервьюера · Трудности кодирования и интерпретации · Пристрастность респондента |
Вопросники, анкетирование | · Легкость суммирования ответов · Простота использования на больших выборках · Относительная дешевизна · Возможность сбора большого объема данных | · Влияние вопросов на ответы · Пристрастность респондентов · Неэмпатичность · Сверхинтерпретация данных |
Наблюдение за рабочим процессом | · Сбор данных о поведении, а не отчет о нем · Реальное время, а не ретроспектива · Адаптивность | · Трудности кодирования и интерпретации · Пристрастность наблюдателя и проблема надежности · Трудоемкость |
Анализ документов | · Нет пристрастности ответов · Высокая очевидная валидность · Легкость квантификации информации | · Трудности оценки и поиска · Проблема валидности · Трудности кодирования и интерпретации |
Диагностические модели можно разделить на ситуационные (contingency) и нормативные. Ситуационные теории не указывают направления организационных изменений до постановки диагноза, в них нет описаний лучших (т.е. наиболее эффективных) управленческих подходов, организационной структуры или моделей поведения. Нормативные подходы утверждают, что существует один, наилучший путь организационных изменений (в направлении к наиболее эффективной модели организации).
|
|
К ситуационным моделям относятся, например, модель М. Вайсборда (Weisbord’s Six-Box Model) и модель Д. Надлера и М. Ташмена. Основными нормативными теориями, которые активно используются консультантами, являются теории Р. Лайкерта [Likert, 1967] и Р. Блейка и Дж. Мутон [Blake, Mouton, 1964]. В качестве примера приведем краткое описание первых двух моделей.