Отличие наказания от других мер государственного принуждения. Роль уголовного наказания в осуществлении уголовной политики государства

понятие уголовного наказания используется в самых разных значениях: как правовое последствие совершения преступления (вариант: осуждение за совершение преступления); как способ (форма) уголовной ответственности; как средство (орудие, мера) уголовно-правового воздействия на виновного в совершении преступления; как средство (орудие, инструмент) уголовно-правовой борьбы с преступлениями, как кара (воздаяние) виновному за содеянное; как форма (мера) государственного принуждения, применяемого в отношении виновного; как боль (лишения, страдания), некий ущерб, причиняемый на основе судебного приговора виновному в совершении преступления и т. д.

Уголовное принуждение, как вид социального принуждения, имеет две существенные особенности. Во-первых, оно в интегрированном виде вбирает остальные виды социального принуждения. По характеру, сущности и механизму воздействия оно сочетает и синтезирует экономическое, социально-политическое, морально-психологическое принуждение. Вторая важная особенность уголовного принуждения - его противоположность убеждению, как главному методу достижения социальной гармонии. По своей сущности оно есть насилие и применяется только как крайняя мера, когда другие виды принуждения исчерпали себя.

Особое место уголовного принуждения в системе социального принуждения определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, оно применяется только за совершение преступления, то есть за резко отличные и, как правило, осуждаемые обществом модели поведения. Во-вторых, по своей сущности, характеру и механизму воздействия, как никакое другое принуждение, оно лишает человека самых важных ценностей - его прав и свобод, а в ряде случаев и самой жизни.

В целом уголовное принуждение отличается от других видов принуждения тем, что оно:

1. по субъекту правового регулирования: является только государственным;

2. по субъекту применения: применяется только от имени государства и только судом;

3. по основаниям - только за совершение преступления;

4. по характеру и механизму воздействия: является более суровым, чем иные виды государственного принуждения;

5. по механизму внутренней организации: является системным, представляет собой систему органично взаимосвязанных по своему характеру мер;

6. по своим последствиям: влечет качественное изменение правового статуса лица, в отношении которого оно применено;

7. по порядку применения: является исключительно судебным (уголовно-процессуальным).

К важным отличительным признакам наказания относятся:

1. Государственно-правовой или публичный характер, который означает, что уголовное наказание является мерой государственного принуждения. Как мера государственного принуждения, наказание регламентируется в уголовном законодательстве. Оно применяется только от имени государства и назначается только судом.

Публичный характер наказания выражается и в том, что оно олицетворяет собой необходимую реакцию общества в лице государства на посягательства на его интересы со стороны преступника. При этом, как государственно-правовая мера, наказание имеет четко очерченные законом пределы, оно строго ограничено по мерам воздействия и не может исходить от индивидов. Субъектом его законодательного регулирования является государство, а субъектом назначения - суд, как специальный орган государства.

2. Насильственно-карательный характер наказания означает, что оно имеет своей сущностью насилие в форме кары. Кара, как сущность наказания, не есть любое безграничное насилие. Оно есть строго упорядоченное уголовным законом насилие, а именно - лишение или ограничение законных прав и свобод человека.

Лишение прав и свобод предполагает изъятие определенных уголовным законом прав и свобод, изоляцию лица, совершившего преступление. Оно заключает в себе физическое, материальное и (или) морально-психологическое воздействие. Последнее вызывает у лица определенные психические (моральные) переживания, страдания.

Ограничение прав и свобод - это уменьшение количественных и качественных характеристик законных прав и свобод лица. От лишения прав (свобод) ограничение отличается степенью и пределами изъятия последних.

Тенденцией изменения сущности кары в современных условиях является перенос акцента с лишения прав (и свобод) на их ограничение, что более отвечает интересам достижения целей наказания. Но в то же время практическая реализация этой тенденции в конкретной (сегодняшней) исторической ситуации требует особой осторожности, индивидуального подхода и недопустимость какой-либо спешки.

3. Уголовно-правовой (нормативный) характер наказания отражает два момента: первый - наказание возможно только за совершение преступления, предусмотренного уголовным законом; второй - наказание может быть назначено, как правило, в пределах санкции уголовного закона.

4. Индивидуально-субъективный характер наказания имеет в виду, во-первых, назначение и применение наказания физическому лицу. Во-вторых, только при наличии вины лица, совершившего преступление. В-третьих, наказание может назначаться только с учетом личности преступника, его индивидуальных субъективных свойств и качеств.

5. Юридически значимая природа наказания выражает его правовые последствия - судимость. Судимость означает качественное изменение правового статуса осужденного лица. Например, судимые лица не могут работать судьями, следователями, адвокатами.

6. Судебный (уголовно-процессуальный) порядок назначения наказания - один из его отличительных признаков. Наказание назначается только судом и только в строго определенном законом (уголовно-процессуальном) порядке. Четко регулируемая форма и строгий порядок назначения наказания – важная гарантия законности и обоснованности осуждения лица, признанного виновным в совершении преступления, гарантия со-блюдения прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ (ст. 5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: