Исходными данными для разработки годового и месячного плана служат: данные о фактической наработке машины в часах на начало планируемого года со времени проведения соответствующего вида технического обслуживания, ремонта и начала эксплуатации. В соответствии с номером варианта задания планируемая наработка машины на год в часах принимается по табл. 9.1; показатели периодичности технических обслуживаний и ремонтов принимаются по табл. 2 по заданному типу машины. Необходимо определить трудоемкость проведения ТО и ремонта на год и составить годовой план технического обслуживания и ремонта.
1. Теоретический расчет количества Pт.о.р. технических обслуживаний и ремонтов на планируемый год произвести по формуле:
Пт.о.р = [(Нф + Нпл)/ Тп] – Пп, (9.1)
где Нф – фактическая наработка машины на начало планируемого года со времени проведения последнего вида технического обслуживания или ремонта, ч; Нпл – планируемая наработка машины на расчетный год, принимается по табл. 9.1; Тп – периодичность выполнения того вида технического обслуживания или ремонта, по которому ведется расчет, ч, принимается по табл. 9.2; Пп – число всех видов технического обслуживания и ремонтов, периодичность которых больше, чем периодичность того вида ТО или Р, по которому ведется расчет.
Таблица 9.1
Исходные данные
№ ва-ри-ан- та | Тип машины | Наработка с начала эксплуатации | Планиру-емая наработка на год |
Экскаватор с механическим приводом на гусеничном ходу 3-й размерной группы | |||
Экскаватор ЭО-2621 | |||
Экскаватор ЭО-3322 | |||
Экскаватор ЭО-4121 | |||
Экскаватор ЭО-5122 | |||
Кран КС-2571 | |||
Кран КС-3571 | |||
Кран КС-4571 | |||
Кран КС-4461 | |||
Кран на гусеничном ходу (грузоподъемность - 25 т) | |||
Бульдозер (тяговый класс 3) | |||
Бульдозер (тяговый класс 10) | |||
Бульдозер (тяговый класс 25) | |||
Скрепер на МоАЗ-529Е | |||
Скрепер на МоАЗ-546 | |||
Скрепер на БелАЗ-531 | |||
Автогрейдер легкого типа | |||
Автогрейдер среднего типа | |||
Каток прицепной кулачковый легкий | |||
Каток на базе МоАЗ-546 | |||
Каток самоходный среднего типа | |||
Каток самоходный пневмоколесный | |||
Каток вибрационный | |||
Асфальтоукладчик | |||
Кран башенный КБ-160 | |||
Транспортер ленточный | |||
Лебедка монтажная | |||
Бетоносмеситель передвижной | |||
Бетононасос | |||
Погрузчик одноковшовый Т-100М |
Таблица 9.2
Показатели периодичности, трудоемкости обслуживаний
и ремонтов строительных машин
Тип машины | Перио-дичность ТО - 1, ч | Перио-дичность ТО - 2, ч | Перио-дичность ТО - 3, ч | Перио-дичность Т, ч | Перио-дичность К, ч | |
Экскаватор одноковшовый с механическим приводом на гусеничном ходу: 3-й размерной группы | ||||||
4-й размерной группы | ||||||
5-й размерной группы | ||||||
Экскаватор одноковшовый с гидравлическим приводом: на тракторном ходу, q = 0,25 | ||||||
на пневмоходу, q = 0,4 - 0,65 мЗ | ||||||
на гусеничном ходу: q = 0,65 - 1,25 мЗ | ||||||
q = 1,25 - 2 м3 | – | |||||
Кран автомобильный: Q = 4 т | – | |||||
Q = 6,3 т | – | |||||
Q = 10 т | – | |||||
Q = 16 т | – | |||||
Кран пневмоколесный: Q=16 т | – | |||||
Q=40 т | – | |||||
Каток вибрационный средний (масса - 6 т) | ||||||
Асфальтоукладчик (производительность до 100 т/ч) | ||||||
Самоход, профилировщик (производительность до 48 м2/ч) | ||||||
Продолжение табл. 9.2 | ||||||
Тип машины | Перио-дичность ТО-1, ч | Перио-дичность ТО-2, ч | Перио-дичность ТО-3, ч | Перио-дичность Т, ч | Перио-дичность К, ч | |
Бетоноукладчик (производительность до 55 мЗ/ч) | ||||||
Бетоноотделочная машина (производительность до 25 м2/ч) | ||||||
Нарезчик швов ДШ 1000 | ||||||
Кран башенный (грузовой момент до 1600 кН м) | – | |||||
Погрузчик одноковшовый: на базе Т-100 М | ||||||
на пневмоходу (грузоподъемность 4 т) | ||||||
Транспортер ленточный длиной 10 м | – | – | ||||
Лебедки монтажные, с усилием до 50 кН | – | – | ||||
Бетоносмесители: передвижные, V = 3З0 л | – | – | ||||
стационарные, V = 500 л | – | – | ||||
Бетононасосы (производительность до 6 мЗ/ч) | – | – | ||||
Кран на гусеничном ходу: Q = 10 т | ||||||
Q =35 т | ||||||
Бульдозер класса: 30 кН (на ДТ-75) | ||||||
100 кН (на Т-100, Т-130) | ||||||
250 кН (на ДЭТ-250М) | ||||||
Окончание табл. 9.2 | ||||||
Тип машины | Перио-дичность ТО-1, ч | Перио-дичность ТО-2, ч | Перио-дичность ТО-3, ч | Перио-дичность Т, ч | Перио-дичность К, ч | |
Скрепер самоходный: (на МАЗ-529Е) | – | |||||
(на МоАЗ-531) | – | |||||
(на МоАЗ-546) | – | |||||
Автогрейдер: легкого типа | ||||||
тяжелого типа | ||||||
Грейдер-элеватор на базе трактора Т-100М | ||||||
Планировщик на тракторе: ДТ-75 | ||||||
Т-100, Т-130 | ||||||
Катки прицепные: кулачковые легкие на базе ДТ-75 | ||||||
пневмоколесные легкие на базе ДТ-75 | ||||||
на МоАЗ-546 | – | – | ||||
на БелАЗ-531 | – | |||||
Катки самоходные: с гладкими вальцами (масса 6 т) | ||||||
на пневматических шинах 6 т | ||||||
Скрепер самоходный: (на МАЗ-529Е) | – | |||||
(на МоАЗ-546) | – | |||||
(на МоАЗ-531) | – |
Сначала по формуле рассчитать число капитальных ремонтов (при этом Пп = 0), затем текущих и ТО - 3, далее число ТО - 2 и ТО - 1. Полученное по формуле число округлить до целого в сторону уменьшения.
Определение числа ТО и Р по формуле рекомендуется для эксплуатирующих организаций, у которых Нф для каждого вида технического обслуживания конкретной машины на конец отчетного года бывает известно. Чтобы найти в процессе выполнения данной лабораторной работы значения Нф по известной наработке Нп (табл. 9.1), можно рекомендовать следующий прием: общее количество отработанных с начала эксплуатации часов Нн следует последовательно разделить на периодичность выполнения капитального, затем текущего ремонта (следовательно, и ТО - 3), далее ТО - 2 и ТО - 1. Получающийся после деления Нн на Тп остаток числа является Нф - фактической наработкой машины на начало планируемого со времени проведения последнего, аналогично расчетному, вида технического обслуживания или ремонта. Далее полученные значения наработок Нф используются для расчета количества ТО и Р в планируемом году.
Пример. Гидравлический экскаватор ЭО-4121 отработал с начала эксплуатации Нн = 10100 ч, планируемая наработка в расчетном году должна составить Нпл = 1500 ч. По табл. 9.2 периодичность Тп для данного экскаватора составляет: капитального ремонта Тпк = 8640 ч, текущего ремонта Тпт = 960 ч, технического обслуживания Тпто-2 = 240 ч, Тпто-1 = 60 ч.
Определим фактическую наработку Нф от каждого вида ремонта и технического обслуживания на начало планируемого года:
со времени проведения капитального ремонта –
(остаётся 1460 ч), т.е. Нфк=1460 ч; (9.2)
со времени проведения последнего текущего ремонта (ТО-3) –
(остаётся 500 ч), т. е. Нфт=500 ч; (9.3)
со времени проведения последнего ТО-2 –
(остаётся 20 ч), т. е. Нфто-2=20 ч; (9.4)
со времени проведения последнего ТО-1 –
(остаётся 20 ч), т. е. Нфто-1=20 ч. (9.5)
Определить необходимое число ремонтов и технического обслуживания в расчетном году:
число капитальных ремонтов –
Пк=((Нфк+Нпл)/Тпк)–0 = ((1460+ 1500)/8640) – 0 = 0,34(≈ 0), (9.6)
т.е. в расчетном году капитальный ремонт не следует планировать;
число текущих ремонтов –
Пт=((Нфт+Нпл)/Тпт)–Пк = ((500+ 1500)/960) – 0 = 2,08 ( ≈ 2), (9.7)
т.е. в расчетном году должно быть запланировано проведение двух текущих ремонтов;
число технических обслуживаний ТО-2 –
Пто-2 = [(Нфто-2+Нпл)/Тпто-2]–(Пк+Пт) = [(20+1500)/240]–(0+2) = 4,3 ( ≈ 4); (9.8)
число технических обслуживаний ТО-1 –
Пто-1 = [(Нфто-1+Нпл)/Тпто-1] – (Пк+Пт+Пто-2) = [(20+1500)/60] – (0+2+4)=19. (9.9)
Полученные данные занести в годовой план технического обслуживания и ремонта строительных машин (табл. 9.3).
Таблица 9.3
Годовой план технического обслуживания и ремонта строительных машин
Наиме-нова-ние и марка машины | Фактическая наработка, ч | На-ра-бот-ка в пла-ни-ру-емом году, ч | Число ТО и ремонтов в планируемом году | |||||||
с нача- ла эксп-луата-ции | со времени проведения | |||||||||
К | ТО-3 | ТО-2 | ТО-1 | К | ТО-3 | ТО-2 | ТО-1 | |||
ЭО -4121 |
2. Составить структурный график ремонта машин в течение года.
2.1. Для составления графика ТО и Р провести временную ось, на которой отложить в определенном масштабе планируемое количество часов Нпл работы машины в расчетном году; в нашем случае Нпл=1500 ч.
За единицу масштаба целесообразно принять отрезок, равный периодичности выполнения ТО - 1, ч.
2.2. Определить положение точки на временной оси, указывающей момент проведения капитального ремонта. Момент проведения капитального ремонта наступил до начала планируемого периода за 1460 ч.
По данным табл. 9.1, 9.2 положение момента проведения капитального ремонта должно быть найдено, т. к. построение графика ведётся от него.
2.3. От точки капитального ремонта К отложить отрезки, равные в масштабе периодичности текущих ремонтов: если капитальный ремонт производится в расчетном году, Тт откладывается в обе стороны от К; если капитальный ремонт не был проведен и не планируется в расчетном году, Тт откладывается влево от мнимой точки К.
Подсчитать количество текущих ремонтов, попавших на отрезок Нпл расчетного года; в нашем случае Pт = 2.
2.4. Подобным же образом от точки К отложить отрезки, равные Тто-2, и подсчитать число Pто-2 = 4. Откладывая отрезки Тто-1 от точки К, получаем количество технических обслуживаний ТО - 1; в нашем случае Pто-1=19
(рис. 9.1).
Сверить по табл. 9.3 результаты теоретического расчета по структурному графику годового ремонта и технического обслуживания машины.
Рис. 9.1. Годовой график ТО и Р строительной машины
Содержание отчета:
● цели лабоpатоpной pаботы;
● основные теоретические сведения по эксплуатации строительных машин;
● исходные данные по ваpианту задания;
● опpеделение количества видов технических обслуживаний и ремонтов в планируемом году;
● построение годового графика ТО и Р строительной машины;
● выводы по pаботе.
Контрольные вопросы
1. Какие виды ТО и Р проводятся для строительных машин?
2. Для чего проводятся ТО и Р?
3. Какие данные необходимы для построения годового графика ТО и Р?
4. Как определить количество ТО и Р?
5. Какова последовательность построения годового графика ТО и Р строительных машин?
6. Для чего проводится планирование ТО и Р строительных машин?
Приложение