Справочно-информационный блок

Операция - это часть технологического процесса, выполняемая одним рабочим или бригадой на одном рабочем месте. Ручные операции характеризуются преобразованием сырья и получением материального продукта за счет воздействия на предмет труда ручными средствами труда; машинные - обеспечивают преобразование сырья и получение заданного материального продукта за счет воздействия на предмет труда технических средствами труда, например, швейной машины, сельскохозяйственной машины, электробытовых приборов и т.д.; станочные операции - обеспечивают преобразование сырья и получение заданного материального продукта за счет воздействия на предмет труда технических средствами труда, например, токарный, слесарный станок, гидравлический, пневматический пресс ВТО деталей одежды.

Технологический процесс — это процесс изменений (формы, размеров, строения вещества и т.д.) исходных материалов на пути превращения в готовое изделие. Производственный процесс, определяющий содержание технологической деятельности, представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которых исходные материалы превращаются в готовые изделия.

Технологическая операция подразделяется на более мелкие элементы технологического процесса — переходы, которые характеризуются постоянством рабочих орудий и режимов работы. Поэтому технологической операцией в швейном производстве называется часть технологического процесса, которая осуществляется без перерыва на одном рабочем месте и состоит из последовательных действий рабочего, обрабатывающего одну деталь или изделие, или одновременно несколько деталей.

В швейном производстве в зависимости от характера выполнения различают ручные, машинные и машинно-ручные машинные автоматизированные операции. Станочные операции представлены группой пневматических и гидравлических прессов.

В энциклопедии профессионального образования ручными называют операции, которые выполняются рабочим (группой рабочих) полностью вручную, или при помощи ручных орудий труда без применения каких-либо источников энергии (подшивка уголков воротника ручной иглой, упаковка изделий и т. п.).

Трудовые приемы в энциклопедии профессионального образования трактуются как совокупность законченных трудовых действий, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое на значение для осуществления операции. Прием — это часть операции, представляющая собой законченную совокупность действий и движений рабочего, имеющих определенное целевое назначение. Приемы могут быть основными (технологическими), если они предназначены для непосредственного осуществления технологического процесса по изменению предмета труда, и вспомогательными, если они помогают выполнению основного приема. Например, при выполнении операции «стачать шов середины спинки платья» — основным приемом будет само стачивание шва середины спинки пальто, а вспомогательными приемами — взять две детали спинки, сложить их, положить на стол, подложить под лапку машины и т. п.

Рабочий прием — это отдельное законченное действие работающего внутри трудовой операции. Рабочие приемы можно подразделить на отдельные элементарные трудовые движения (взять, переместить, отпустить). То есть, каждый прием состоит из отдельных трудовых движений. Трудовое движение - это часть приема, представляющая собой однократное перемещение руки, ноги или всего тела учащегося для того, чтобы взять или переместить деталь изделия. Например, движение руки к изделию и т. п.

Рациональные методы и приемы выполнения ручных технологических операций. При анализе приема учитывают способ его выполнения. Выясняют рациональность рабочей позы, способов держания детали, рукояток, инструментов, что зависит от конструкции оборудования и планировки рабочего места, а также от удачно выбранного учащимся положения своего тела во время работы.

По аналогии с технологическим процессом на занятиях технологии его можно также подразделить на трудовые операции, то есть совокупности рабочих приемов по выполнению технологической операции. Для изучения всех действий учащегося при выполнении ручной технологической операции ее расчленяют на приемы, трудовые движения. Рассматривая требования к результатам выполнения приема, устанавливают, обеспечивает ли он: минимальные затраты учебного времени, выделенного на обработку изделия; необходимое качество изделия; безопасность работ и минимальную вредность для организма учащегося; сохранность оснастки; минимальное мышечное и нервное напряжение школьника; возможность быстрого освоения трудового навыка.

Машинными операциями называют технологические операции, где основные приемы по изготовлению изделия осуществляются воздействием исполнительного механизма на предмет труда без непосредственного участия исполнителя, а вспомогательные приемы выполняются вручную или частично механизированы. По функциональному назначению технологического оборудования машинные операции подразделяются на универсальные и специальные технологические операции. Они также подразделяются на машинно-ручные и машинные автоматизированные операции.

Машинно-ручные — операции, производимые механизмом (машиной), причем предмет труда направляется к механизму непосредственно рабочим или механизм перемещается рабочим к предмету труда.

Машинные автоматизированные операции, где основные приемы автоматизированы полностью, а вспомогательные приемы — полностью или только частично, но действия исполнительного механизма машины выполняются автоматически (например, пуговичная машина с автоматической подачей пуговиц под пуговицедержатель. Ввиду того, что швейные машины весьма разнообразны по своему внешнему виду, конструкции и кинематике, в швейной промышленности применяется большое количество различных машин, которые в целях систематизации их подразделяют на группы в соответствии с назначением.

Все машины принято подразделять на универсальные и специальные.К универсальным машинам относятся машины, на которых можно выполнять несколько различных технологических операций (стачивать, настрачивать, втачивать, притачивать). Специальными машинами являются машины, на которых можно выполнять какую-либо одну, совершенно определенную технологическую операцию. По степени участия рабочего в управлении машиной и контроле за ее работой машины подразделяют на автоматические и неавтоматичесхие, полуавтоматические.

Методика обучения школьников машинным операциям по технологии обработки ткани начинается с изучения видов, устройства и работы швейного оборудования. Они изучают сначала бытовую машину с ручным, а затем – с ножным и электрическим приводом, осваивают приемы безопасной работы на универсальной швейной машине.

В поле зрения методики обучения машинным технологическим операциям такие вопросы, как организация рабочего места для выполнения машинных работ, правила подготовки универсальной швейной машины к работе, включение и выключение механизма махового колеса; устройство моталки, намотка нитки на шпульку, заправка верхней и нижней нитей.

В процессе обучения машинным операциям на уроках технологии в 5 классах учащиеся овладевают умениями самостоятельно выполнять следующие практические работы: Включение и выключение махового колеса. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Выполнение машинных строчек с различной длиной стежка. Расчет передаточного числа механизма моталки. В 6 классе они осваивают механизмы преобразования движения, принцип их действия и обозначения на кинематических схемах; назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины (длины стежка, прижима лапки, натяжения верхней и нижней нитей). В процессе обучения машинным операциям на уроках технологии в 6 классах учащиеся овладевают умениями самостоятельно выполнять практические работы как регулировку качества машинной строчки для различных видов тканей, замену иглы в швейной машине. В 7 классе методикой технологии предусмотрено закрепление у школьников знаний и умений самостоятельно выполнять различные практические работы, в числе которых: Разборка и сборка челнока универсальной швейной машины. Закрепление строчки обратным ходом машины. Выполнение зигзагообразной строчки. Обработка срезов зигзагообразной строчкой В старших классах реализуется методика обучения машинным вышивальным работам на принципе системного усложнения учебного материала по технологии:

1. Упражнения на швейной машине без ниток на запяленном кусочке полотна с нанесенным простейшим рисунком. Выработка навыка правильного положения рук;

2. Упражнения на швейной машине с заправленной ниткой. Выработка навыка работы без обратного хода машины;

3. Выполнение простой строчки: прямая в различных направлениях, ломаная или кривая с ритмично повторяющейся конфигурацией;

4. Выполнение вышивки простой строчкой по краю воротника, рукавов, карманов, по низу платья;

5. Заполнение контура рисунка простой строчкой (листья, кружочки и др.);

6. Изготовление образца вышивки гладьевым валиком;

7. Вышивка простого рисунка для салфетки, скатерти и т.д.

При выполнении технологических операций каждый учащийся должен иметь персональное рабочее место.

Рабочее место - это зона трудовой деятельности человека, оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимым для управления каким-то процессом или для выполнения технологических операций (ручных, машинных, станочных).

Рабочее место учащегося - определенный участок школьной мастерской или кабинета обслуживающего труда, предназначенный для выполнения практических работ по обработке материалов. Рабочим местом ученика для выполнения ручных работ в швейной мастерской является обычный стол, оборудованный специальной шкатулкой для ручных инструментов, фурнитуры, мелких деталей (ножницы, сантиметровая лента, линейка, иглы, наперстки и т. д. Учитель обращает внимание учащихся на знание правил поведения и безопасности, которые утверждаются директором школы и профкомом и вывешиваются на каждом рабочем месте:

  1. В начале урока проверить состояние рабочего места, наличие и исправность инструментов.
  2. Инструменты и материалы располагать на рабочем месте так, чтобы было удобно ими пользоваться: что берется правой рукой - положить справа, левой рукой - слева, что используется чаще - разместить ближе и т.д.
  3. На край стола или промстола оборудования не класть тяжелые предметы, переносить их можно только с разрешения учителя.
  4. Строго соблюдать правила безопасности труда, установленные для каждого вида работ.
  5. После окончания работы очистить инструмент, убрать рабочее место, почистить спецодежду и помыть руки.

Станочные операции. Методика организации станочных операций и обучения школьников станочным операциям. Станочные операции представлены группой пневматических и гидравлических прессов для влажно-тепловой обработки деталей одежды и других швейных изделий, а также станки для проверки качества швейных материалов. Однако школьные кабинеты технологии, предназначенные для обучения девочек обслуживающему труду, таким оборудованием не располагают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: