Порядок выполнения работы. Ознакомиться с содержанием методической литературы

Ознакомиться с содержанием методической литературы.

Провести детальное изучение и анализ содержания методической литературы.

Записать методическую литературу и оценить ее значимость в работе учителя.

Письменно ответить на поставленные вопросы.

Справочно-информационный блок

Учитель должен быть в курсе всех новшеств в развитии педагогической науки и методики технологии, в первую очередь постоянно изучать и анализировать новую учебно-методическую литературу.

К методической литературе принято относить пособия, предназначенные для учителя, к учебной — адресованные ученикам. В учебно-методических пособиях по технологии содержится определенный опыт работы самого автора или обобщенный им. Но материальная база школы, местные условия, уровень подготовки учащихся различны, а в трудовом обучении многое определяется этими факторами. Поэтому учитель, изучив учебно-методическую литературу, должен проанализировать ее, к рекомендациям отнестись критически, оценивая их с точки зрения возможностей, а полученными знаниями пользоваться творчески.

Учебная литература требует критического подхода. Но ее применение на уроках труда не просто желательно, а необходимо.

Формируемая на уроках технологии наряду с системой практических умений и навыков система знаний, относящихся к области машиноведения, материаловедения, технологии обработки конструкционных материалов, тканей и пищевых продуктов, включает целый ряд понятий. При отсутствии учебных пособий на их конспектирование теряется много времени. • Учебное пособие позволяет более глубоко ознакомить учащихся с техническими сведениями, о которых учитель, в связи с дефицитом времени, на уроке упоминает мимоходом. • Технологическая дисциплина и высокий уровень качества продукции достигаются при выполнении производственных заданий по учебно-технической документации, прежде всего чертежу изделия и технологической карте его изготовления. • При высоком качестве иллюстраций учебного пособия их дидактическая ценность способствует уяснению технологических и технических особенностей производственных процессов. • Таким образом, от будущего учителя требуется вдумчивое отношение к отбору и использованию литературы в своей работе, и этим в основном определяются указанные выше цели настоящей работы.

План изучения каждого пособия

1. Определите назначение пособия.

2. Отметьте соответствие (или несоответствие) содержанию учебной программы. Удовлетворяет ли оно в целом своему назначению (обосновать)?

З. Какие методические разработки отдельных тем программы «Технология» и отдельных занятий имеются в пособии? Какова полнота этих разработок?

4. Каким темам программы соответствует содержание фактического учебного материала пособия? Определите доступность его изложения для учащихся, учет возрастных особенностей, наглядность; полноту изложения учебного материала согласно требованиям действующей программы по технологии.

5. Какие объекты труда, техническая документация на изготовление изделия указаны в пособии? дайте анализ объектов труда с точки зрения посильности для учащихся и возможностей изготовления в условиях учебной мастерской школы. Каким темам соответствуют данные изделия?

6. Какое оборудование учебных мастерских, какие инструменты и приспособления описаны в пособии. дайте их краткую характеристику. Оцените возможность изготовления изделий, указанных в программе, на данном оборудовании.

7. Какие другие вопросы освещены в пособии? Полезны ли они для практической деятельности учителя технологии?

8. В справочно-библиографическом отделе библиотеки института осуществите подбор учебно-методической литературы по конкретному разделу программы (определяет преподаватель). Подберите литературу для внеклассного чтения учащимися.

9. Ваши замечания по пособию.

10. Письменно ответить на поставленные вопросы.

Задание 3. (для самостоятельной работы дома)

1. Составление логической структуры одной из тем программы

Содержание отчета по лабораторной работе:

  1. Указать цель лабораторной работы.
  2. . По разделам «Технические сведения» определить ответы на вопросы -задания по классам обучения.
  3. По разделам «Практические работы» и учебным пособиям (см. список литературы) наметить возможные объекты труда (по классам).
  4. Изучив разделы программы, выявить, по каким из них могут быть проведены лабораторно - практические работы.
  5. Составление логической структуры одной из тем программы.
  6. Протокол записи выполненной работы.

Контрольные вопросы по теме лабораторного занятия:

1. Какие методические основы определяют содержание трудового обучения?

2. В чем сущность содержания трудового обучения в школе?

3. Чем достигается политехническая направленность программ трудового обучения?

4. Как определены в объяснительной записке к школьным программам основные задачи трудового обучения в школе?

5. Из каких частей состоит программа по техническому труду? В какой мере программы направляют учителя на эффективное руководство процессом обучения в школе?

6. Какое место занимают в программах проблема соединения обучения с производительным трудом? Как решается вопрос развития трудовых умений учащихся?

7. Какие образовательные задачи выдвинуты школьной программой? Как распределяется учебный материал в программах по техническому труду для V-IX и X-XI классах? В чем их различие?

8. Каковы содержание и структура каждого раздела программы для отдельного класса (по выбору студента)?

9. Какое место в программах отведено обработке различных материалов? В достаточной ли мере ориентируют программы на ознакомление школьников с механической обработкой материалов?

10. Какие виды учебного планирования материалы Вы знаете?

Примечание. Каждому студенту рекомендуется производить накопление педагогического "багажа" для будущей организации учебно-воспитательной работы. Для этого следует завести общую тетрадь и папку, в которых должны накапливаться планы-конспекты и методические приемы изучения конкретных тем программ трудового обучения, анализы и самоанализы уроков, наглядные пособия (в миниатюре), карточки-задания и образцы оборудования кабинетов, лабораторий и мастерских, личные наблюдения студентов в период педагогических практик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: