Общие методические рекомендации. 1.Студентам необходимо знать, что формирование первичных знаний о рациональном питании осуществляется в 5 классе

1. Студентам необходимо знать, что формирование первичных знаний о рациональном питании осуществляется в 5 классе. Школьники получают информацию о витаминах их влиянии на здоровье человека. Сообщение учащимся современных данных о роли витаминов в обмене веществ, их содержании в продуктах) открывает ранее неизвестные горизонты представлений. Осмысленным для восприятия детьми становится рассказ о сбережении витаминов в пище при хранении продуктов и их кулинарной обработке. Сведения о суточной потребности в витаминах закладывают у школьников фундамент представлений о рациональном питании вообще.

Изложение учебного материала начинают с ознакомления учащихся с понятиями усвояемости пищи, условиями, способствующими лучшему пищеварению. Формирование системы знаний по физиологии питания заключается в их логичном изложении — с отображением той сложной работы, которая происходит в организме при приеме пищи. Питание человека — это процесс доставки и усвоения питательных веществ в организм для обеспечения его энергетических потребностей, а также потребностей в воде, витаминах, минеральных веществах. Учащиеся узнают, что потребляемая пища, попав в ротовую полость, в органах пищеварительного тракта подвергается механической и биохимической переработке. Пищеварительный тракт состоит из отдельных органов: ротовой полости, пищевода, желудка, поджелудочной железы, печени, тонкого кишечника, толстой кишки. Рассказывая об устройстве и показывая расположение органов пищеварения человека, учитель называет их и дает научное определение каждого.

Подводя итоги изученного, учитель акцентирует внимание учащихся на необходимости поддерживания в норме функций органов пищеварения. Следует соблюдать гигиену и режим питания. Употребляемые продукты должны быть экологически чистыми и свежими. Студентам важно знать, что многие из приведенных выше специальных терминов необходимо объяснять более простыми понятными детям словами. Закрепление изученного материала может осуществляться по карточке, отображающей устройство организма. Учащиеся отыскивают в контурном рисунке органы пищеварения, подписывают их и выделяют цветом (руководствуясь таблицей). Оформленной карточкой предлагается обменяться с соседом по парте (контроль и самоконтроль). Еще одной формой закрепления материала является карточка, выполняемая в тетради, куда заносят символы витаминов и названия продуктов, которые их содержат. Таким образом, будет заложен хороший фундамент для дальнейших бесед о методах сохранения витаминов в пище при хранении и кулинарной обработке.

Таким образом, при правильном, доступном для конкретного возраста, профессиональном изложении можно значительно расширить представления школьников о рациональном питании. Несмотря на специфические особенности изложения материала по каждой теме раздела, в методическом плане они представляются сравнительно несложными для обучения. Во-первых, сыграет свою положительную роль значительный бытовой опыт, имеющийся почти у каждой девочки. Во-вторых, изложение материала неизменно вызывает большой интерес учащихся. Такая мотивация приводит к положительным результатам в обучении. Фактически учитель технологии систематизирует уже имеющиеся знания на основе преемственности, углубляя и расширяя их в плане профессиональной специфики и тех особенностей технологии приготовления, которые не могут быть осознаны без соответствующей теоретической подготовки. Представляется, что занятия могут быть проведены по следующей примерной схеме.

1). Экскурс в историю появления того или иного пищевого продукта в рационе человека. Если вопрос уходит корнями в глубины истории развития цивилизации, уместен рассказ о национальных традициях разных народов, о связанных с этой пищей ритуалах, праздниках и т. п.

2). Следующим шагом в формировании системных знаний у школьниц может явиться ознакомление с пищевой ценностью того или иного продукта, содержанием в нем полезных веществ и их влиянием на жизнедеятельность организма. Здесь же происходит изучение существующих разновидностей — введение в товароведение продукта и обучение школьниц способам оценки его добро качественности.

3). Следующим этапом изучения технологического процесса может стать предметный разговор о первичной обработке или подготовке исходных продуктов к температуре термической обработке. Именно здесь важно широко проинформировать девочек о требованиях к санитарно - гигиеническим условиям в каждом случае, особенностях подготовки оборудования, посуды, инструментов и инвентаря. Необходимо предупреждение о правилах безопасности при работе с бытовыми электроприборами, и особенно — с газовыми плитами.

4). Важнейшим элементом каждого урока должен стать вводный инструктаж — конкретный рассказ о технологии приготовления конкретного блюда. демонстрация приемов работы призвана создавать у девочек абсолютно ясное представление о последовательности действий, предвосхитить их возможные ошибки.

5). Организация самостоятельной работы или упражнений школьниц — прерогатива учителя технологии, знающего местные условия и возможности школы. Сложность занятий заключается в том, что время урока, спрессованного в 80 мин, должно включать несколько этапов, а приготовление отдельных блюд также требует больших временных затрат. В случае невозможности фактической реализации технологического процесса в классе следует использовать перенос отработки практических приемов на внеклассное время, на домашнее задание. На уроке же больше внимания уделить уяснению школьницам теоретических сведений, работе по органолептической оценке исходных продуктов, организации рабочего места разбору выполнения заданий по письменным инструкциям. Обращаем внимание студентов на то, что затруднения в изучении этого раздела возникают по причине его материального обеспечения и организации работы учащихся, а не сложностей содержания сведений по разделу.

Одним из вариантов организации работы школьниц, по решению учителя, может стать звеньевая система, когда каждая бригада девочек выполняет свое задание или готовит свою разновидность блюда.

В методическом плане оправдано ведение систематизированных записей в рабочих тетрадях рецептуры, справочных данных, расшифровки специальных терминов.

Учитель технологии должен обращать внимание на выработку у школьниц привычек правильной дегустации, поддержания ими чистоты и аккуратности на всех этапах практической работы (на пример, использования одних и тех же разделочных досок для сходных целей и т.п.).

В этом же разделе программы есть занятие, посвященное сервировке стола и ознакомлению школьниц с элементами этикета.

Методически значимо, если занятия по разделу «Кулинария» в 6 классе будут завершаться показом школьникам научно-популярных и специальных изданий из серии «Щедрый стол», «Исцеляющие продукты» и других, рассчитанных на широкий круг читателей, с рекомендацией познакомиться с ними. Самостоятельно полученная информация будет способствовать повышению знаний и профессиональных умений у учащихся.

Внимательный анализ содержания материала по темам раздела показывает, что в технологическом плане он значительно различается. Причем это касается всех аспектов процесса: от вопросов товароведения, оценки доброкачественности продуктов, применяемых приемов обработки и способов определения готовности до оформления готовых блюд и подачи их к столу. И хотя шаблон здесь как нигде не приемлем, можно дать ряд советов, которые могут оказаться полезными будущему учителю технологии.

А. Рассказ по темам раздела целесообразно начать с национальных традиций применительно к тому или иному виду продуктов. Кстати, слово «говядина» происходит от старославянского названия коровы или быка «говядо». Учащимся всегда интересно слушать и воспринимать исторические факты, связанные с питанием. Школьникам будет интересно узнать об отношении разных народов к мясным и кисломолочным продуктам, о привычках и предвзятостях в питании, сложившихся в различных уголках нашей планеты.

Б. Дальнейшее изложение может касаться изучения составов продуктов в их сопоставлении по биохимической и пищевой ценности, применяемости в зависимости от возраста или состояния организма. Школьникам будет полезно узнать, как изменяется пищевая ценность продуктов при приготовлении (переработке).

В. Ученицам очень важными представляются сведения об определении доброкачественности продуктов, о способах и особенно о сроках их хранения. Школьницам следует дать понятие о правильном размораживании мяса и быстром замораживании фруктов и ягод, о специфике соблюдения технологических условий при приготовлении кисломолочных продуктов.

Методически оправданно, если рассказ о технологических особенностях органично связан со сведениями о влиянии качества, свежести продуктов на здоровье человека. Студентам важно учесть, что красной нитью в беседах со школьниками должна проводиться мысль о том, что только правильно подготовленные к обработке, выдержанные по времени при приготовлении, не потерявшие пищевых качеств продукты могут быть полезны в питании.

Применительно к мясным продуктам целесообразен рассказ об экстрактивных веществах, хранящих тот неповторимый вкус пищи, за который люди так ценят мясо, о применении специй и пряностей в соусах, придающих блюдам прекрасные гастрономические качества.

Если разговор идет о кисломолочных продуктах, школьникам будет интересно расширить представления о йогуртах: на их роди не, в Болгарии, издревле знали, какими целебными свойствами обладает этот продукт.

Будущему учителю необходимо уяснить для себя, что возможности повышения интереса школьников к материалу урока по любой теме раздела неограниченны и во многом зависят от подбора учителем интересных для учащихся данных, особенно таких, по которым они слабо информированы или на которых обычно не концентрируют внимание.

Г. Непременным условием изложения новых сведений по этому разделу является рассказ о соблюдении санитарно-гигиенических требований относительно использующихся принадлежностей, по суды, инвентаря. Детям нужно объяснить, что и дома, как в учреждениях общепита, желательно иметь маркировку на различных досках «ОС», «МС» (овощи свежие, мясо сырое), которая не позволяет случайного использования. Очень важно у учащихся выработать привычку строго соблюдать технологическую дисциплину, выдерживать температурные режимы, время обработки, чтобы достигать высокого качества приготовляемых блюд. Школьницам также важна информация о возможных неприятных последствиях для человека употребления некачественно приготовленной пищи.

Д. При подготовке и температурной обработке блюд, обозначенных в перечнях программных практических работ, для учащихся могут возникнуть опасные ситуации. Учитель технологии должен очень обстоятельно предупредить школьниц об опасностях, которые могут подстеречь их при нарушении установленных правил. Одновременно представляется важным рассказать учащимся о действиях, которые следует немедленно предпринять, если, на пример, в глаз брызнула горячая жидкость или кипящее масло попало на руку. При этом не следует забывать о народных средствах (например, свежая моча является прекрасным противоожоговым бактерицидным средством).

Е. Студентам следует обратить внимание на то, что полезно, если на уроке у школьников есть возможность познакомиться с рецептурой блюд по раздаточным таблицам или рецептурным справочникам. Приобретаемое умение самостоятельного поиска и определения всех компонентов сложных блюд, соусов и гарниров к ним дает учащимся чувство уверенности в своих силах, приводит к хорошим практическим результатам. Работа с книгой, расчеты пропорций, использование рекомендаций по температурным режимам и времени обработки представляются на данном этапе обучения непременным дидактическим приемом.

Методически оправдано требовать такого умения от каждой школьницы. Вместе с тем будущий учитель должен ясно представлять определенные сложности осуществления практических работ по отдельным темам раздела (блюда из вареного и жареного мяса, заготовка продуктов и др.). Программа «Технология» предусматривает разные варианты. В одном случае — использование уже готовых полуфабрикатов, что значительно экономит учебное время, отведенное на самостоятельную работу учащихся. Во втором варианте на занятии приготавливается полуфабрикат с последующим завершением блюда из него на другом занятии или в качестве домашнего задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: