ПМ 03 «Проведение лабораторных биохимических исследований»
Тема: «Свойства белков. Качественные реакции на белки и аминокислоты»
Учебные вопросы для самоподготовки студентов
1. Классификация белков (простые и сложные белки).
2. Характеристика простых белков (альбумины и глобулины, проламины и глютелины, протамины и гистоны, протеиноиды).
3. Нуклеопротеины. Строение ДНК, локализация, биологическая роль. Строение РНК, типы РНК (м-РНК, т-РНК, р-РНК), биологическая роль.
4. Характеристика липопротеинов. Особенности строения свободных липопротеинов плазмы крови, схема строения липопротеидной частицы. Классификация липопротеинов плазмы крови, место образования, биологическая роль.
5. Характеристика гликопротеинов. Особенности строения протеогликанов; классификация гликозаминогликанов., распространение в организме, биологическая роль.
6. Хромопротеины, классификация. Строение гемоглобина (Hb). Производные гемоглобина (окси-, карбокси-, карб- и метгемоглобин). Типы гемоглобина (эмбриональные Нb, HbA, HbF, HbS и др.). Ферментные гемопротеины, особенности функционирования, биологическая роль каталазы, пероксидазы и цитохромов.
На занятии студенты пишут обучающий тест.
На занятии студенты выполняют лабораторную работу: 1) цветные реакции на белки и аминокислоты; 2) качественные реакции на индикан и фенилпировиноградную кислоту.
Формулы, необходимые для запоминания:
· Рибоза, 2-дезоксирибоза;
· Азотистые основания: аденин, гуанин, урацил, тимин, цитозин.
· Схема строения мононуклеотида.
· Дисахаридные единицы гиалуроновой кислоты и хондроитин-4-сульфата.
Литература: Пустовалова Л.М. Основы биохимии для медицинских колледжей. Изд. Феникс, 2003, с.44-62; Кухта В.К. и соав. Основы биохимии. - М., Медицина, 1999, с.69-86, 33-34, 209-215, 299-302; Кухта В.К. и соав. Основы биохимии. - М., Медицина, 2007, с. 75-94,37-39, 220-226, 310-311. Конспекты лекций по курсу биохимии и практический занятий по темам; «Химия углеводов» и «Химия липидов».
Cпециальность 0407 «Лабораторная диагностика».
ПМ 03 «Проведение лабораторных биохимических исследований»
ЗАНЯТИЕ № 4: «Свойства белков. Качественные реакции на белки и аминокислоты»
Методические указания для выполнения самостоятельной лабораторной работы студентами.
РАБОТА 1. Цветные реакции на белки и аминокислоты.
Теоретическая часть. Цветные реакции лежат в основе качественных проб, полуколичественных и количественных методов определения белков, аминокислот и продуктов их обмена в биологических жидкостях.
Практическая часть. Провести цветные реакции на белки и аминокислоты, оформить протокол:
1. Название работы.
2. Название реакции.
3. Принцип метода.
4. Результаты записать в таблицу:
№ п/п | Название реакции | Что открывают | Реактивы и условия | Наблюдаемый результат |
4. Сделать вывод.
1.1. Биуретовая реакция на белки и пептиды. Принцип: в щелочной среде раствор белка при добавлении разбавленного раствора сульфата меди окрашивается в сине-фиолетовый цвет; окраска обусловлена образованием комплексов ионов меди с пептидными группами белка; биуретовую реакцию дают все белки, а также олигопептиды, содержащие не менее двух пептидных связей. Ход работы. К 5 каплям 1%-го раствора яичного белка вносят 3 капли 10%-го раствора NaOH и 1 каплю 1%-го раствора CuSO4. Наблюдают образование сине-фиолетового окрашивания.
1.2. Нингидриновая реакция. Принцип: при нагревании нингидрин образует с NH3 , который выделяется при гидролизе из α-аминогрупп аминокислот, соединение сине-фиолетового цвета. Ход работы: к 5 каплям 1%-го раствора яичного белка добавляют 5 капель раствора 0,5%-го раствора нингидрина; помещают пробирку в кипящую водя-ную баню на 5 мин. Наблюдают за развитием розово-фиолетового окрашивания, переходящего со временем в сине-фиолетовое.
1.3. Ксантопротеиновая реакция на ароматические аминокислоты (тирозин, фенилаланин, триптофан). Принцип: при нагревании с концентрированной азотной кислотой растворы белка дают желтое окрашивание; реакция обусловлена наличием в белках ароматических аминокислот и основана на образовании нитропроизводных этих аминокислот.
Ход работы. К 5 каплям 1%-го раствора яичного белка добавляют 3 капли кон-центрированной HNO3 и нагревают (осторожно!) в горячей водяной бане; появ-ляется осадок желтого цвета, пробирку охлаждают и добавляют 10 капель 10% NaOH – появляется оранжевое окрашивание.
1.3. Реакция Адамкевича на триптофан. Принцип: триптофан в кислой среде вступает в реакцию с глиоксиловой кислотой (альдегидами), образуя при этом окрашенные в красно-фиолетовый цвет продукты конденсации. Ход работы. К 5 каплям 1%-го раствора яичного белка добавляют 5 капель ледяной уксусной кислоты, которая всегда содержит небольшое количество глиоксиловой кислоты. Полученную смесь вначале нагревают 1-2 мин на водяной бане, затем охлаждают и по стенке пробирки осторожно, по каплям, чтобы жидкости не смешивались, добавляют 10 капель концентрированной серной кислоты. Помещают пробирку в кипящую водяную баню. Наблюдают образование красно-фиолетового кольца на границе раздела двух слоев.
1.4. Реакция Фоля на цистеин. Принцип: цистеин, содержащий сульфгидрильную группу (-SH), при нагревании подвергается гидролизу с образованием сульфида свинца Nа2S. Ацетат свинца реагирует со щелочью с образованием плюмбита натрия:
(CH3COO)2Pb + 2NaOH → Pb(ONa)2 + 2CH3COOH
Сульфид натрия при взаимодействии с плюмбитом дает черный (или бурый) осадок сульфида свинца: Na2S + Pb(ONa)2 + 2Н2О → PbS↓ + 4NaOH.
Ход работы. К 5 каплям раствора яичного белка добавляют 5 капель 30%-ного раствора NaOH и 1 каплю 5% -ного раствора (CH3COO)2Pb. Помещают в кипящую водяную баню на 2-3 мин. Наблюдают появление черного или бурого осадка.
Практическое значение цветных реакций на белки и аминокислоты:
Ø Биуретовая реакция используется для качественного и количественного определения белка в биологических жидкостях.
Ø Нингидриновая реакция используется для качественного и количественного определения свободных аминокислот в биологических жидкостях.
Ø Цветные реакции на отдельные аминокислоты используются для изучения химического состава белков.