Вопрос №3. Понятие и сущность управления. Разделение управленческого труда

Управление - это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта.

Сущность управления - установление и поддержание согласованности взаимодействия людей, участвующих в едином процессе.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.

Особенности управленческого труда:

Умственный труд работников аппарата управления, состоящий из трех видов деятельности:

организационно-административной и воспитательной (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения);

аналитической и конструктивной (восприятие информации и подготовка соответствующих решений);

информационно-технической (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции).

Участие в создании материальных благ не прямо, а опосредственно (косвенно через труд других лиц).

Предмет труда - информация.

Средства труда - организационная и вычислительная техника.

Результат труда - управленческие решения.

Управление - процесс перевода (преобразования) системы (объекта) из исходного состояния в желаемое.

Существуют следующие подходы к определению менеджмента

1) наука и практика

Наука «Менеджмент» близка к науке «Управление». Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями.

Труды таких отечественных ученых, как Д.М. Гвишиани, Г.Х.Попов, А.В. Попов, А.Г. Аганбегян, Ю.П. Васильев, А.И. Анчишкин и в трудах таких зарубежных авторов, как А. Файоль, П. Друкер, М.Х. Мескон, X. Вольфганг, И. Ансофф и др.

Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде.

2) процесс принятия управленческого решения

Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для руководителя (т.е. менеджера) и требует от него принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий.

Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и контролю за выполнением.

Принятие решения – прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения.

Анализ информации и принятие на ее основе управленческих решений составляют технологию менеджмента. Иерархия в системе управления решает проблемы передачи ответственности на более низкие уровни управления, централизации и децентрализации процесса принятия решений и самой организации управления.

3) орган или аппарат управления

Менеджмент – это организация управления фирмой, осуществляющей любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода).

Содержание менеджмента, таким образом, состоит в достижении фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.

Т.о., менеджмент как организация представляет собой:

– орган управления.

– уровни аппарата управления

– организация работы людей, сотрудников, коллектива для достижения намеченной цели наиболее рациональным способом

– система управления, в которой фирма или ее подразделение выступают как управляемый объект

– управление любой организацией: государственным учреждением, в армии, в церкви, в непредпринимательских корпорациях, т.е. независимо от целей их деятельности

4) люди, управляющие организацией

Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления. Это определенная категория людей различных направлений (экономического, технического, научного и т.д.). Они способствуют достижению целей организации путем обеспечения условий для производительного и эффективного труда занятых в организации работников.

Отсюда следует, что менеджер должен обладать умением добиваться поставленных результатов путем максимального использования потенциала других людей.

Поэтому менеджмент учитывает такие факторы, как организационная (корпоративная) культура, стиль руководства, форма управления, участие работников в собственности, прибыли и процессе управления организацией.

5) функция или процесс (вид деятельности)

Историческое развитие менеджмента определило его сущность как функцию, отличающуюся от выполнения работ и по содержанию, и по назначению. С зарождением капитализма и индустриализации в Европе менеджмент стал профессиональным видом деятельности, необходимым для направления работников и эффективного решения задач организации.

Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

В настоящее время рассматривается три подхода к определению функций менеджмента:

а) процессный подход (понимание менеджмента как связанного процесса, имеющего обратную связь)

б) системный подход (понимание менеджмента как управления элементами организации, взаимосвязанными друг с другом и элементами внешней среды)

в) ситуационный подход (понимание менеджмента как процесса принятия решений исходя из специфики каждой конкретной проблемной ситуации)

6) искусство

Искусство управления – это комплекс характеристик управленческой деятельности, отражающих роль индивидуальных качеств менеджера в достижении успеха или эффективности управления, а именно:

– развитость интуиции, – осознанный опыт работы, – характер образования, – профессионализм, – коммуникабельность, – тип мышления, – устойчивость убеждений, – решительность, – инициативность.

Искусство управления нельзя связывать только с аналитической работой по оценке ситуаций и поиску удачных решений. Следует помнить, что работа менеджера – это не только выбор решения, это работа с людьми, коммуникативная, мотивационная и информационная деятельность.

Основные виды разделения управленческого труда. Виды разделения труда: 1. функциональное; 2. структурное; 3. техническое; 4. профессионально-квалифицированное.

1 - основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента. Соответственно этому одни работники аппарата управления специализируются в области планирования, другие - в области организации работ по выполнению планов, третие - специализируются в области учета и анализа.

2 - строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы сферы деятельности, отрасль и территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, оказывающих воздействие на структуру разделения труда, оно специфично для каждой организации. В тоже время выделяют общие черты специализации, касающиеся вертикального и горизонтального разделения труда.

3 - учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарат управления выделяют 3 категории работников: - руководители (если рассматривать их труд с точки зрения технологии процесса упрвления, то задача руководителя сводится к принятию решений и организации процесса реализации. -специалисты (осуществляют проектирование и разработку вариантов решения); технические служащие (занимаются информационным обеспечением всего процесса управления).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: