Сталин и современность
Молодая гвардия, 2008 года
Имя Сталина до сих пор вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Чаще других добрым словом его поминают люди, уставшие надеяться на позитивные перемены в стране. Они невольно сравнивают все происходящее сейчас с тем, как менялась жизнь к лучшему в прежние времена. Среди нас уже мало тех, кто жил в сталинскую эпоху и даже после смерти Сталина продолжал считать его своим вождем. Но тем не менее Сталин уверенно лидировал среди крупнейших исторических деятелей в опросе россиян, проведенном государственным телеканалом "Россия" в рамках проекта "Имя России. Исторический выбор - 2008". Время развеивает мусор, нанесенный недоброжелателями Сталина на его могилу. Потому что трудно опровергнуть главный аргумент Сталина, который стараются не замечать его нынешние оппоненты, - это великая страна, которую оставил он наследникам. Сбываются его пророческие слова: "Историческая победа будет за мной". На многие сложные вопросы, связанные с деятельностью Сталина и решением современных проблем России, читатели найдут ответы в новой книге лидера КПРФ, доктора философских наук Г.А Зюганова.
|
|
Оглавление
Против истории
Соратник Ленина
Сталин и актуальные вопросы ленинизма
Строитель державы
Организатор Победы
За сильную Россию
В народной массе мы все же капля в море, и мы можем управлять только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает.
В. И. Ленин
Против истории
Уже почти два десятилетия прошло с тех пор, как начался демонтаж советской системы, проведенный с невиданным цинизмом и коварством. Для большинства народа — это время обманутых надежд, разочарований, разбитых судеб. Время упущенных возможностей.
Старшие поколения прозябают на задворках современной жизни, многие из тех, кто ковал могущество великой державы, обеспечивал ее процветание и безопасность, влачат откровенно нищенское существование. Этих людей, живших при социализме, трудно убедить в преимуществах того общества, которое, подобно долгострою, безуспешно пытаются возвести на обломках Советского Союза. Идет деградация общественного сознания, которая ускоряется возведенной в ранг официальной пошлой культурой, культом денег, идеей обогащения всеми возможными, в том числе и нечистоплотными, средствами.
Повернув время вспять, власть имущие пытаются создать иллюзию закономерности такого развития событий. Эту цель преследует непрекращающаяся кампания по переписыванию истории — политическая акция, нацеленная против жизненных интересов России. Она осуществляется в полном соответствии с антикоммунистическими и антироссийскими концепциями США и западноевропейских стран, и цель ее — представить великий опыт социалистического строительства как непрерывную цепь ужасов и катастроф. Чего стоят, к примеру, одни только попытки Парламентской ассамблеи Совета Европы поставить коммунистов в один ряд с фашистами!
|
|
Суть антикоммунизма на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Ее в свое время философ Александр Зиновьев хорошо выразил крылатой фразой: «Целились в коммунизм, попали в Россию».
Знаковые события последнего времени свидетельствуют о том, что в этом же направлении предпринимаются новые атаки либеральных сил: антикоммунистические по форме, они бьют по остаткам российской государственности. Откуда-то из политического небытия вернулись «прорабы перестройки» горбачевских времен с требованиями разоблачать «палачей» тридцатых годов и продолжать возведение мемориалов жертвам репрессий. Снова активизировалась недостойная возня вокруг расстрела царской семьи как одного из «злодеяний большевизма». Опять пошли нападки на Мавзолей В. И. Ленина, на пантеон деятелей Советского государства, прославленных полководцев и других выдающихся людей, захороненных на Красной площади.
Казалось бы, ничего нового, содержание антикоммунизма уже давно исчерпано. Однако новое наступление на святыни советских людей, вспышка гробокопательства и глумления над страницами прошлого свидетельствуют о том, что все действия, направленные на то, чтобы замести следы подлинной истории, носят хорошо осознанный, долговременный характер. При этом они выполняют и провокационную роль, периодически зондируют общественное мнение, реакцию населения, его способность к сопротивлению политике разложения.
Странно теперь отмечается самый большой праздник для миллионов жителей России — День Победы. Что может быть более циничным и кощунственным, чем попытки скрыть за драпировкой Мавзолей В. И. Ленина, к подножию которого на Параде Победы в июне 1945 года были брошены знамена поверженного врага? На вопрос в прямом эфире, для чего это было сделано, не питающий симпатий к коммунистам А. Венедиктов, ведущий радиостанции «Эхо Москвы», дал простое объяснение: «Потому что Путин и его команда борются с коммунистами и не хотят напоминать, что здесь лежит основатель и лидер Компартии». Очень доходчивые слова для тех, кто еще, может быть, сомневается в том, кто культивирует в стране антикоммунизм.
На официальных празднествах в честь Дня Победы, естественно, не только нельзя увидеть портретов Верховного главнокомандующего, но и услышать в его адрес хоть одно теплое слово. Странно представляют себе Победу нынешние власти — без Сталина.
Все это происходит на фоне грубого искажения исторической информации, которую распространяют марионеточные СМИ, той отвратительной грязи, которая обильно льется с телеэкранов. Откровенной лживости большого числа художественных и документальных фильмов, нескончаемых сериалов, посвященных Великой Отечественной войне и другим значимым событиям, особенно памятным для народа.
О нашем прошлом очень часто судят некомпетентные и недобросовестные люди, у которых даже обычные явления нередко вызывают очень странную реакцию. Например, авторов одного из документальных фильмов о первом отряде советских космонавтов очень сильно изумило и возмутило, что космонавтов, оказывается, заставляли... беспрекословно повиноваться приказу. С таким вот странным пониманием даже вполне естественных вещей модные ныне кинорежиссеры и телеведущие берутся «переделывать» нашу историю, оказывают влияние на миллионы жителей страны, пытаясь своими низкопробными поделками унизить героическое время, когда наши отцы бескорыстно создавали и творили великое.
|
|
Антикоммунизм, слегка затушеванный в самом начале нового столетия, снова набрал силу, все более проявляет свою открытую агрессивность, особенно во время выборных кампаний. Власть порочит прошлое, чтобы молодежь не могла сравнить с ним сегодняшнюю жизнь. Чтобы эта жизнь воспринималась как данность, не подлежащая обсуждению, стоящая вне всяких сомнений.
Не случайно лозунги «Хватит клеветать на коммунистов!», «Нет лжи об СССР и Великой Отечественной войне!» постоянно звучат во время многотысячных «Маршей на Останкино», организованных Компартией Российской Федерации. Они отражают и преобладающие настроения, и основные требования коммунистов и широких народных масс. Подобные акции свидетельствуют о том, что люди уже давно во всем разобрались и прекрасно понимают, на кого и как работает лживая пропагандистская машина, чьи интересы она отстаивает.
Прошедшие восемь лет шло упорное законодательное закрепление капиталистических принципов жизни, того, что в девяностые годы КПРФ, широкий фронт патриотических сил не позволили осуществить сторонникам Ельцина в экономической и социальной сферах. Захватив с помощью обмана и политических манипуляций большинство мест в Государственной думе, партия «Единая Россия» по указке сверху протащила антинародные Трудовой, Земельный, Водный и Жилищный кодексы, пресловутый 122-й закон об отмене льгот. Ликвидированы последние остатки социалистических завоеваний. Уже не первый раз в истории России либеральные демократы обнажают свое подлинное лицо, откровенно демонстрируя готовность пожертвовать благополучием подавляющего большинства людей ради обогащения незначительной части других.
Правда, подобные деяния все чаще стали прикрываться патриотической риторикой. Патриотизм сейчас в моде — утверждают «законодатели политических мод», известные телемонстры и заказные политологи, еще вчера любившие повторять, что «патриотизм — последнее прибежище негодяев». Заметим только, что пропагандируется сейчас мелкобуржуазный патриотизм, который не имеет ничего общего с деятельной любовью к Родине, вдохновлявшей советских людей на труд и на подвиг. Такой патриотизм, как правило, заканчивается с получением первой повестки из военкомата, напоминающей о том, что ее, Родину, оказывается, еще и защищать надо. И укреплять, о чем как-то не очень любят вспоминать новоиспеченные «патриоты».
|
|
Под пустопорожние разговоры о «Великой России» не прекращается выкорчевывание наших этнических корней, идет тотальное разрушение духовной сферы. Взять, к примеру, литературу, отношение к которой в России было особым во все времена, ибо она позволяла передать потомкам культурные коды нашего народа, сохранить его идентичность. Не пропустив через себя великие события советского времени или страдания людей дореволюционной России, отраженные во многих классических произведениях, наши внуки и правнуки рано или поздно перестанут быть русскими людьми. Однако новая система государственных экзаменов в школе делает уже необязательным изучение Пушкина, Толстого, Тургенева, Чехова, Шолохова. По сути дела, это означает сигнал всей системе образования о необязательности русской культуры вообще. И это — последовательная государственная политика.
Облеченные высокой властью люди едва ли не с гордостью говорят о том, что советская школа разрушена. Действительно, лучшая в мире школа в результате «реформирования» оказалась практически уничтоженной. По существу, развалена не советская — великая русская образовательная школа.
Все это поощряется и поддерживается Западом, блюстителями «демократических» ценностей. Недаром Джордж Буш поторопился выдать аванс новому российскому президенту вскоре после его избрания, похлопав по плечу и назвав «толковым» парнем. Мы уже видели эти снисходительные жесты в девяностые годы. Тогда западные покровители на каждом шагу демонстративно поощряли своих российских приспешников, разрушителей России — лидеров «демократических» блоков, скороспелых министров и, конечно, президента.
Не повторится ли эта история, унижающая достоинство российского народа, в ближайшее время?
Хочется надеяться, что нет.
Военные действия в Южной Осетии по защите российских граждан от бандитского нападения грузинских войск, признание независимости Южной Осетии и Абхазии показали, что Россия может проявить самостоятельность и решительность...
Все больше жителей России задумываются по поводу того, куда так бодро она шагает. Для подавляющего большинства ее населения — это дорога в тупик. Да и как может быть иначе в стране, в которой без малого за два десятилетия, со времени установления антинародного режима Ельцина, не построено ни одного крупного наукоемкого предприятия. В стране, которая, подвергнувшись в результате разрушительной деятельности полной деиндустриализации, уже не в силах самостоятельно прокормить себя. В которой потребность в продуктах питания удовлетворяется собственными силами лишь наполовину.
Важной составляющей политики власти по дискредитации отечественной истории, в которой используются как верноподданнические старания многих российских историков, так и тенденциозные труды западных исследователей, является очернение выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства. В первую очередь их великих основателей и организаторов — В. И. Ленина иИ. В. Сталина. Вспышки антиленинской и антисталинской истерии, как и разгул в стране пещерного антикоммунизма, бьют, как выразился известный публицист Юрий Белов, по стволу дерева под названием «русский патриотизм». Это удары по национальному самосознанию народов России, выразителями которого всегда выступали и выступают коммунисты.
Причина, почему для этого не жалеют сил и средств, одна: чувство страха. Почему же прозападные круги России смертельно боятся Сталина, даже усопшего?
Как мы знаем, с именем Сталина — продолжателя дела Ленина — связаны самые значимые и трагические страницы нашей истории. Индустриализация и коллективизация, культурный взлет страны, превратившие ее в одну из ведущих мировых держав, доказа-ли справедливость сталинского утверждения о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране. Они ознаменовали победу Сталина над временем и пространством, ставшую прологом Великой Победы над фашизмом.
По образному выражению Черчилля, Сталин «принял страну с сохой, а оставил ее с атомной бомбой». В этих словах заключается емкая характеристика огромных свершений сталинского времени, в сравнении с которыми выглядят нелепыми и жалкими попытки отрицать или не замечать невиданные достижения этого периода, настоящий прорыв Советской страны в лидирующую группу мировых держав.
Воздействие Сталина на ход исторического процесса столь значительно, что его не по силам осмыслить конъюнктурщикам и демагогам, пачкающим историю. Тем не менее сплошь и рядом мы сталкиваемся с порожденными ими примитивными оценками, стремлением демонизировать великого человека, наделить его всевозможными недостатками и пороками.
Надо заметить, что наряду с «модой» на патриотизм вошло в «моду» нападать на прошлое «просто так», от скуки или ради денег. Такая работа сейчас, как правило, хорошо оплачивается. Людей, которые этим занимаются, часто приводят в шок события по той причине, что они тщетно пытаются соотнести их с современностью. Исследовательская работа, которая, как и всякая научная деятельность, по плечу только высокопрофессиональным историкам и философам, подменяется эмоциональными, поверхностными суждениями.
Взялись судить о великой истории XX века и ее выдающихся деятелях, да не по Сеньке шапка. Справедливое замечание делает известный российский исследователь Ю. В. Емельянов, автор профессиональных книг о Сталине, Бухарине, Троцком и других видных партийных деятелях: «Вторжение в историческую тему лиц, которые никогда не имели с ней общения даже в качестве читателей, приводит к почти преступному обращению с фактами прошлого».
Созданные ими мифы о Сталине по своей нелепости могут быть сравнимы разве что с бытовавшим когда-то представлением, что Земля стоит на трех китах. Разве можно, например, серьезно воспринимать утверждение, что Сталин смог «узурпировать» власть в партии, несмотря на «желание» Ленина отстранить его от руководства? Или, вопреки здравому рассудку и фактам, поверить в то, что коварный Сталин организовал убийство Кирова, чтобы развязать в стране жестокий террор? В ходу версия, что в силу своей подозрительности Сталин принимал за чистую монету сфабрикованные обвинения против военных руководителей страны и поэтому уничтожил многих из них, а это привело к поражениям Красной армии в 1941— 1942 годах. Или то, будто бы Сталин настолько полагался на пакт Молотова — Риббентропа, что целиком доверился Гитлеру и поэтому напрочь отметал все предупреждения о дате нападения Германии на СССР..
Сейчас, когда социальное расслоение, неравенство и несправедливость уже считаются вполне терпимыми и обыденными, когда в обществе, лишенном нравственных ориентиров, торжествуют ложь, насилие, стяжательство, безответственность и конечно же цинизм, мало кого волнует, что квалификация подавляющего большинства современных историков и политологов не соответствует степени сложности общественных явлений прошлого и настоящего. А ведь такие профессии ввиду новых вызовов эпохи требуют особенно серьезной подготовки и высоких моральных качеств.
Есть одна закономерность: наибольшее рвение в «разоблачении» низвергнутых исполинов Советского государства проявляют те, кто еще вчера их превозносил. Яркий образчик — А. Н. Яковлев, который в конце восьмидесятых годов инициировал и возглавил антисталинскую кампанию. Идеолог с многолетним стажем партийной работы, бывший заведующий идеологическим отделом ЦК, секретарь ЦК КПСС, наконец, член Политбюро. А на поверку — перерожденец и предатель партии.
В свое время Троцкий, уже находясь за границей, призывал «перейти в международное наступление против сталинизма». Не получилось. Слишком внушительными оказались успехи, достигнутые Советской страной под руководством Сталина к концу 1937 года — ко времени, когда главный лидер антисталинской оппозиции намеревался начать «крестовый поход». Тогда желающих записаться в «крестоносцы» не нашлось, зато спустя пять десятилетий, когда подул «свежий ветер перемен», таких людей оказалось больше чем достаточно.
Их разрушительные намерения с головой выдает то, что они кроме ГУЛАГа и уничтожения православных храмов руками воинствующих безбожников ничего не хотят видеть. К этому «джентльменскому» набору начиная с девяностых годов прошлого века иногда добавляются совершенно необоснованные, с точки зрения серьезных историков, трактовки событий в Катыни. Оставленное нацистами свидетельство о найденных останках польских офицеров, якобы расстрелянных органами НКВД, — грубая пропагандистская ложь, вокруг которой нагромождено огромное количество фальшивок и подлогов. Делается все, чтобы посеять вражду между польским и российским народами. Похожую цель преследует всяческая пропаганда так называемого «голодомора» на Украине, только здесь хотят поссорить украинцев с русскими.
Этот скудный перечень исторических явлений, отчасти реальных, но в большинстве случаев искаженных в своей основе, застит им глаза. Мешает видеть то, что для миллионов советских людей Сталин олицетворял священное понятие «Родина». Его авторитет в народе был так велик, что в годы Великой Отечественной войны шли на смерть, громили врага со словами «За Родину, за Сталина!». Их не интересует, как произошло то, что имя Сталина вдохновляло людей на подвиги, вплоть до самопожертвования. Что за всю тысячелетнюю историю народ впервые признал власть своей, народной, и почему после смерти Сталина произошло отчуждение народа от власти.
Они будто не замечают того, что при всей своей трагической противоречивости «тридцать седьмой» смел с политической сцены в первую очередь тех, кто, по словам Ленина, «примазался» к великой народной революции. Тех, кто готов был принести Россию в жертву своим псевдореволюционным иллюзиям и отводил ей роль «охапки хвороста для разжигания мирового пожара». От репрессий в первую очередь пострадали те, кто разрушал храмы, раскулачивал крестьян и проводил «расказачивание», утверждал «пролетарскую культуру», пытался сбросить Пушкина с «корабля современности».
Но не только жажда политического реванша вызывает столько нападок на Сталина, хотя желание свести счеты с ним и с советской властью уже давно и полностью обнажило свою ядовитую сущность. Вместе с грубыми извращениями деятельности Сталина пытаются окончательно похоронить его диалектический подход к учению Маркса — Энгельса и к теоретическому наследию Ленина как марксизму качественно новой эпохи. Его понимание, что такое ленинизм на практике.
В этом преуспевают не только открытые антикоммунисты. Есть люди, считающие себя сторонниками коммунистического движения, но не утруждающие себя анализом современной ситуации, проповедующие безнадежно устаревшие догмы. А это в конечном счете еще больше дискредитирует учение основоположников революционной теории.
Хотя, казалось бы, все прекрасно знают: и Ленин, и Сталин особенно подчеркивали, что марксизм является живым учением, методическим базисом для анализа общественной ситуации и социально-политического действия. Они предупреждали, что пытаться оценивать современное положение дел, опираясь только на постулаты вековой или полувековой давности, — дело бессмысленное и опасное. Опыт XX века, в том числе и деятельность КПСС, это очень наглядно подтвердил.
Как в практической, так и в теоретической деятельности Сталина мы находим ответ на главный вопрос — вопрос о жизнеспособности социализма, о том, насколько оптимистична его историческая перспектива. Именно этот ответ так не любят сегодняшние временщики, захватившие власть, всеми силами демонстрирующие свою приверженность либерально-демократическим ценностям и не желающие выбраться из вороватой ельцинской колеи. Они упорно и последовательно свертывают все демократические завоевания, ради которых в свое время и затевалась перестройка. Таких масштабов фальсификаций на последних выборах в Государственную думу и во время избрания президента страны еще не знала история. Только доказанные незаконные приписки голосов партии власти насчитывают сотни тысяч, а материалы тотальных нарушений в 29 регионах страны объединены в 15 томов. Все они были представлены в Верховный суд РФ.
Попытки выстроить в нашей стране так называемую «вертикаль власти» обернулись созданием огромного бюрократического аппарата, который беззастенчиво искажает итоги голосований, издевается над правом народа высказывать свою позицию на выборах. Он, по сути дела, лишил народ этого права, а протащив в Думе поправки к закону о референдумах, — и права высказывать свое мнение по важнейшим вопросам жизни государства.
Все это сопровождается усилением нападок на КПРФ, что прямо связано с принципиальной позицией партии по целому ряду узловых вопросов. Прежде всего с голосованием фракции коммунистов в Госдуме против выдвижения кандидатуры Путина на должность премьер-министра и с подачей иска по фактам фальсификаций итогов выборов Госдумы в Верховный суд. Особое раздражение властных структур вызывают конструктивные предложения Компартии по национализации природных ресурсов и стратегических отраслей, а также мощная волна про-тестных действий, которые организует КПРФ для защиты интересов трудящихся.
В России слово «демократия» давно уже во многих изданиях пишется в кавычках — настолько далека нынешняя система власти от подлинной демократии. По мнению американской газеты «International Herald Tribune*, в ней сложилась треугольная властная конструкция, состоящая из чиновников, сырьевых баронов и силовиков. Это ведет к упадку роли избирательного процесса и усилению контроля за оппозицией. В рейтинге свободных стран, который готовит исследовательский центр «Freedom Ноше», Россия оказалась на 170-м месте из 195, рядом с Казахстаном, Суданом и Йеменом.
Почти все телевизионные программы в духе худших традиций прошлого подсовывают доверчивому обывателю на завтрак и на ужин бойкие репортажи о «достижениях» страны с неизменным присутствием первых лиц государства. А тем временем у большей части населения России возникает вполне резонный вопрос: начнет ли когда-нибудь власть серьезно заниматься тем, что действительно волнует людей, отражается на их жизни, дает им, наконец, шансы на выживание?
Люди, за долгие годы уставшие надеяться на позитивные перемены в стране, невольно сравнивают все происходящее сейчас с тем, как менялась жизнь к лучшему в прежние времена. И далеко не случайно, что и Сталин, и Ленин уверенно лидировали в интернет-опросе россиян в рамках проекта «Имя России. Исторический выбор — 2008», который проводили государственный телеканал «Россия», Институт российской истории РАН и фонд «Общественное мнение». Сейчас среди нас уже почти нет людей, живших в сталинскую эпоху и все годы после смерти Сталина считавших его своим вождем. Но на смену им пришли молодые поколения. А подавляющее большинство пользователей Интернета, как известно, — молодежь, для которой имя Сталина становится символом величайших дел в истории России, знаменем побед, образцом преданного служения своему народу.
Память о нем пробуждает все более в широких слоях населения надежды на избавление великой страны от гнета жирующих чиновников, разграбивших народное достояние олигархов, воров и бандитов. От тех, кто попрал в России саму идею справедливости под видом борьбы «за свободу и демократию».
Итоги опроса — резкая, неожиданная для властей реакция на нынешнее униженное положение России и большинства ее населения.
Не мечты о наведении в России порядка твердой рукой движут людьми, а неистребимая в народе идея — идея восстановления государства, способного постоять за себя и за тех, кто в нем не желает больше строить свою жизнь по законам воровского мира.
Сталин бессмертен, и его имя невозможно ничем вытравить из народной памяти. Пока отдельные ученые робко ставят вопрос о «политической и политологической реабилитации Сталина», в массовом сознании это давно уже произошло.
Извращая деятельность Сталина, а заодно и всю советскую историю, власти наступают на те же грабли, на которые однажды уже наступали «ура-революционеры» с левого фланга большевистской партии, возвестив о том, что со старым покончено навсегда. И тем самым прервали историческую традицию. Трудным путем пришлось идти к ее восстановлению, но Сталину удалось это сделать. Нынешней власти, заинтересованной в выращивании Иванов, не помнящих родства, это ни к чему.
Не случайно в свое время Сталин настоял на более глубоком преподавании истории в школе, которая стала включать описание реальных событий и действительных героев прошлого времени. При этом он подверг резкой критике так называемую «историческую школу Покровского», ее абстрактные схемы.
Интересно, что оппоненты Сталина пытались представить это как «неонационалистическую реабилитацию царизма» (Бухарин) или «национал-консерватизм» (Троцкий). Считалось проявлением «великодержавного шовинизма», например, воспитание школьников в духе уважения к армии Суворова, которая среди некоторых лидеров партии считалась «армией феодальных рабов». Рассматривались как ненужные проводимые Сталиным меры по укреплению семьи — «архаического, затхлого, прогнившего института».
Обвинения Сталина в «националистическом уклоне» усилились после того, как он выдвинул лозунг о возможности построения социализма в одной стране. Такие ярлыки использовались против всех, кто пытался сдерживать господствующие в то время тенденции, отметающие на корню любую постановку вопроса о необходимости учета национальных особенностей народов СССР в строительстве нового государства.
Впрочем, всевозможные ярлыки всегда, и особенно в двадцатые годы, широко использовались во внутрипартийной борьбе. Поэтому в том, что «традиция» наклеивать их на неугодных была продолжена в период репрессий, нет ничего удивительного.
Сталин сознавал губительность разрыва исторической и культурной традиций. В дни работы I Всесоюзного съезда советских писателей, состоявшегося в 1934 году, он пригласил к себе М. Г. Торошелидзе, руководителя грузинских писателей, которому предстояло на съезде сделать доклад. После съезда Торошелидзе собрал писательский актив Грузии и подробно рассказал о содержании беседы со Сталиным:
— Как? Вы скажете съезду, что грузинский народ только после Октябрьской революции обрел возможности творчества, а до той поры ничего не создал в области культуры? — удивился Сталин. — Передайте грузинским писателям от моего имени, что, если они не могут [создать] нечто подобное тому, что создали наши предшественники в области культуры и литературы, пусть хоть окажутся в состоянии показать это наследие.
Пожалуй, этот пример, как и многие другие, служит убедительной иллюстрацией отношения Сталина к сохранению всего того, что создавалось и копилось веками, что составляет богатство любого народа. Он высоко ценил традиции народной культуры и прекрасно понимал, что гордость за свою историю и свершения предков является мощным источником формирования здорового мировоззрения и духовной силы людей, что так ярко проявилось в их массовом энтузиазме в годы довоенных пятилеток, придавало им стойкость и мужество в смертельной схватке с фашизмом. При Сталине возникла новая культура — «национальная по форме, социалистическая по содержанию», как он сам формулировал ее две главные черты.
Будучи признанным специалистом в области национальных отношений, Сталин понимал роль и значение национального фактора и осуждал нигилистическое отношение к национальной культуре и патриотизму. Он решительно отвергал пренебрежительное отношение к русскому историческому и культурному наследию, видя в этом унижение и оскорбление русского пролетариата.
Сталин впервые вводит в марксизм понятие «русский вопрос», определяет его интернациональный и общенациональный смысл в России. В 1917 году, на VI съезде РСДРП (б), он говорит о Советах как наиболее целесообразной форме организации борьбы рабочего класса за власть и подчеркивает: «Это форма чисто русская». Задолго до Октября Сталин мыслит категориями всемирной и национальной, русской, истории. Он осознавал такую важную национально-историческую особенность России, как ведущая роль русского народа в ее образовании и развитии.
Сталин родился в Грузии, где природа и культурно-национальные особенности жизни людей существенно отличаются от российских. Тем не менее он называл себя «русским человеком грузинской национальности». И в этом нет даже малейших элементов позирования, а сказываются глубинные пласты, отложившиеся в психологии человека, прожившего большую часть жизни в Центральной России. В этой «формуле» — глубочайшее уважение к людям, его окружавшим, понимание значения русских в единении народов всех национальностей.
К сожалению, в советское время, особенно после XX съезда КПСС, имя Сталина, по сути, было предано забвению. Достаточно сказать, что в течение трех десятилетий в нашей стране о нем не вышло ни одной книги. Этот вакуум поспешили заполнить на Западе, где сразу же и появилась масса фальшивых поделок. Известный в западных кругах советолог Дэвид Дал-лин писал: «В отношении Сталина все сгодится, и чем грязнее подозрение, тем больше оснований, что оно окажется правдивым» (читай — «правдоподобным»).
Так что в конце восьмидесятых годов рвавшиеся к власти «перестройщики» под лозунгом демократизации получили в руки уже готовые лекала и заготовки, испытанные в деле. В поднятой шумной антисталинской кампании подавляющее число статей и книг делалось в спешке, фактический материал никем не проверялся и никем под сомнение не ставился. Авторы, как правило, руководствовались одним принципом: чем больше грязи и мусора принесем на могилу великого человека, тем выше шансы быть опубликованным. Несмотря на всю абсурдность многих новых утверждений, почти ни у кого уже не вызывала удивления трактовка событий двадцатых — тридцатых годов. Так, Дмитрий Волкогонов сначала клеймил Сталина как предателя дела Ленина. А когда того потребовали изменение конъюнктуры и новые запросы «перестройщиков», начал клеймить и самого Ленина. Такая «эволюция» взглядов Волкогонова отражает основные этапы и характер изменений в идеологической позиции горбачевско-яковлевской пропагандистской машины: от социализма «с человеческим лицом» — к полному отрицанию социалистических ценностей.
Формирующаяся пресса новой эпохи — эпохи реставрации буржуазии — валила на головы людей огромный поток ошарашивающих сведений. В унисон с западными советологами утверждалось, например, что в результате репрессий, коллективизации и голода в СССР погибло 50—60 миллионов человек. При этом не будем говорить о цифрах, которые слишком далеко зашли за пределы здравого смысла. И ведь мало кто утруждал себя тем, чтобы сопоставить эти надуманные цифры с документально подтвержденными фактами, которые никто не рискнул опровергнуть впрямую.
А реальная картина никак не вяжется с фантазиями «перестройщиков» и их последователей. Например, в 1917 году население России в ее нынешних границах составляло 91 миллион человек. К 1926 году, когда была проведена первая советская перепись населения, его численность в РСФСР (то есть опять же на территории нынешней России) выросла до 92,7 миллиона человек. И это притом что лишь пятью годами раньше закончилась разрушительная и кровопролитная Гражданская война.
К 1939 году, когда проводилась вторая в истории СССР перепись, население Российской Федерации достигает уже 108,4 миллиона. То есть за 13 лет оно увеличилось на 15,7 миллиона человек, или на 17 процентов. А средний ежегодный прирост населения в этот период составил 1 миллион 210 тысяч человек.
Впрочем, в подобных аргументах либерал-демократы не особенно нуждаются. Тем более что среди них есть и специалисты, имеющее вполне реальное представление о настоящей истории. Однако перед ними стоит совсем иная задача — отвлечь массовое внимание от масштабов человеческих потерь при «демократических» порядках, которые уже давно превзошли даже завышенные оценки жертв репрессий. И продолжают расти.
К слову сказать, появившееся у нас вдруг большое число людей с «новым мышлением» только позаимствовало на Западе старый миф о неотъемлемой черте русской истории — особой жестокости и варварстве. Как пишет в вышедшей недавно книге «Кровь и почва русской истории» ее автор, известный историк и политолог В. Соловей, подобные представления вдребезги разбиваются при ее сравнении с историей западных стран. Так, вызывающий у некоторых наших современников трепет Иван Грозный за годы своего правления казнил четыре тысячи человек, а английская королева его времени Елизавета 1 — 89 тысяч. При этом российский монарх для многих является символом жестокости, а британский — великим государственным деятелем.
Можно привести и множество других фактов бесчеловечности, которыми отмечена история Западной Европы. Например, кровавый след в ней оставили крестоносцы, которые только в Южной Франции вырезали более половины населения. Тридцатилетняя война Германии уменьшила численность жителей страны примерно наполовину. Франция в эпоху Великой революции по отношению к общей численности населения понесла большие потери, чем Россия за Октябрьскую революцию и Гражданскую войну. А издержки коллективизации в СССР вполне сравнимы с огораживаниями, то есть незаконным захватом крестьянских земель, в Англии.
Чтобы сформировать у людей свой взгляд на прошлое, действующая власть ангажировала большинство как профессиональных ученых-исследователей, так и историков-«любителей». Это заставляет нас думать, что все-таки М. Н. Покровский был, наверное, не так уж далек от истины, говоря о том, что история — это политика, опрокинутая в прошлое.
Казалось бы, у большинства специалистов в конце восьмидесятых — начале девяностых годов, как и у многих граждан России, утрата совести носила все же временный характер. Однако с годами развращающее воздействие властей сделало свое дело, и изготовителей дешевых поделок о Сталине ничем уже не урезонишь. Во всяком случае, патриотам придется в дальнейшем защищать его имя, надеясь только на собственные интеллектуальные силы. Опыт идеологической и теоретической деятельности КПРФ в последние годы показывает, что они смогут это сделать.
Позиция коммунистов общеизвестна, она была высказана в решениях XX съезда КПСС по докладу Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях». Надо при этом заметить, что наряду с резким, вполне справедливым осуждением некоторых методов работы Сталина в то время мало кто подвергал сомнению его роль в подготовке и проведении социалистической революции, в Гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране, в организации разгрома фашизма. Постаравшись забыть об этом, кое-кто пытается заставить руководителей и членов КПРФ посыпать свои головы пеплом за беззакония тридцатых годов. Впрочем, на современных коммунистов хотят возложить вину и за другие перекосы и издержки социалистического строительства, игнорируя тот факт, что подавляющее их большинство никак не может нести ответственность за дела давно минувших лет хотя бы по той причине, что родилось значительно позже. И не намерено ее нести.
Потому что КПРФ — это люди, осудившие допущенные в партии перекосы и неоправданное насилие, подмену государственной власти партийной, массовое использование членства в партии ради карьерных целей, косность и инертность ее вождей в послесталин-ский период, застывшие в своем развитии формы и методы партийной работы. КПРФ — это люди, давно очистившие свою партию от этих изъянов и преобразовавшие ее.
Причем сделали они это, не дожидаясь, пока им что-то «подскажут» политические авантюристы. Люди, которые несут прямую ответственность за миллионы жертв либеральных реформ последних двух десятилетий, за продолжающееся вымирание России.
К сожалению, секретный доклад Хрущева был заслушан делегатами съезда на закрытом заседании и на съезде не обсуждался. Это впоследствии и явилось одной из главных причин невразумительных, половинчатых суждений о Сталине, недомолвок внутри страны, а также опубликования многочисленных лживых материалов на Западе.
Но дело заключается не только в этом — многие важные вопросы, несмотря на огромный поток отечественных публикаций, хлынувший со второй половины восьмидесятых годов, остаются в стороне, не до конца изученными и осмысленными. Да, мы помним, например, что состоявшийся в январе — феврале 1934 года XVII съезд ВКП(б) вошел в историю не только как «съезд победителей», но и как «съезд расстрелянных». Но только ли Сталин несет ответственность за массовые репрессии последующего времени? Например, ставший их жертвой Бухарин был, пожалуй, главным идеологом и пропагандистом насильственных методов, считал их едва ли не единственным способом управления страной по мере продвижения социализма вперед. В своем хорошо известном труде «Экономика переходного периода» он писал, что революционное насилие должно активно помочь формированию нового государства, а «пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью... является методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи».
«У нас могут быть только две партии: одна у власти, другая в тюрьме» — это высказывание также отражает понимание Бухариным революционного процесса. А если учесть, что раскол партии «на две» произошел еще в 1903 году — на большевиков и меньшевиков, а с первых дней после Октябрьской революции в ней долгие годы существовали два непримиримых течения — ленинцев и троцкистов, то не трудно было предвидеть и финал существования «двух партий».
Идеологию насилия исповедовал и Троцкий, постоянно используя в своей лексике унизительное для народа понятие «человеческий материал». Так, делая доклад на V съезде Советов (июль 1918 года), доклад о создании Красной армии, он предлагал «взять на учет весь наличный человеческий материал и планомерно привлекать его... к несению повинности по охране советского рабочего и крестьянского режима и отечества».Ему же принадлежит мысль о том, что принуждение будет основным способом руководства крестьянскими массами в обозримом будущем. «Мы не можем дожидаться, — говорил он на XI съезде партии, — пока каждый крестьянин и каждая крестьянка поймет! Мы должны сегодня заставить каждого стать на то место, на котором он должен быть». Не отсюда ли берет начало мечта современных российских демократов «ввести Россию в цивилизованное стойло», которую в девяностые годы так образно сформулировал А. Н. Яковлев?
Троцкий осуществлял идеи милитаризации Советского государства на практике, по его инициативе создавались «трудовые армии». Очень показательна история с профсоюзом транспортных рабочих — Цек-траном, который был превращен, по сути дела, в военизированную организацию. Например, для его рабочих и служащих были установлены наказания в виде арестов и принудительных работ.
Как видим, мысли о строительстве государства, основанного на насилии и принуждении, не были лишь «теоретическими» упражнениями и досужими размышлениями, а проводились в жизнь. При этом в создании идеологии насилия, которая в двадцатые — тридцатые годы пронизывала всю партийную верхушку, первенство принадлежит отнюдь не Сталину. «Инструкции» по раскручиванию маховика репрессий готовили в партии ее «теоретики». Остановить его оказалось очень трудно. В насилии некоторые руководители видели наиболее простой и быстрый способ осуществления большинства задач, хотя некоторые из них, как выяснилось позднее, вовсе не имели решения.
Многие исследователи обращают внимание еще на одну сторону наболевшего вопроса: «дело» каждого репрессированного обрастало, словно снежный ком, новыми именами людей, которые также становились подозреваемыми и обвиняемыми. Их число множилось в геометрической прогрессии, начало которой дает расследование убийства Кирова. Люди оговаривали друг друга не только из-за страха — часто ими руководили зависть, корысть и другие темные инстинкты. Сами репрессии сопровождались чередой интриг и интрижек, носивших характер борьбы за те или иные должности на различных этажах власти. И конечно же немалую роль сыграло искреннее желание людей быть бдительными. В этом они мало чем отличались от жителей других стран. Например, в США уже через двое суток после нападения Японии на Пёрл-Харбор было арестовано около четырех тысяч человек, якобы являвшихся тайными агентами враждебных государств. Но еще довольно долго вполне добропорядочные жители Штатов продолжали донимать полицию и ФБР сообщениями о подозрительных лицах. На поверку оказалось, что подавляющее большинство доносов оказалось ложными и ошибочными.
Еще не до конца разгаданными остаются действия многих высокопоставленных лиц партии, которые, раскаиваясь на XVII съезде ВКП(б), безоговорочно поддерживали сталинскую линию. Можно с уверенностью сказать одно: руководила ими отнюдь не угроза физического воздействия, так как к тому времени еще никто из руководителей партии репрессиям не подвергался. Во всяком случае, позднее, когда эти люди публично говорили о своей вине перед партией и государством, уже никто им не верил. Широкие массы населения считали, что Сталину грозит опасность, так как вокруг него собралось слишком много предателей и лжецов, а потому были полностью на стороне обвинения.
Отчасти на эту проблему проливают свет слова Бухарина, произнесенные незадолго до гибели, в марте 1938 года: «Мне кажется, что когда по поводу процессов, проходящих в СССР, среди части западноевропейской и американской интеллигенции начинаются различные сомнения и шатания, то они в первую очередь происходят из-за того, что эта публика не понимает того коренного отличия, что в нашей стране противник, враг, в то же самое время имеет это раздвоенное, двойственное сознание».
На то обстоятельство, что даже в разгар ожесточенной идейной борьбы против троцкистов, зиновь-евцев, бухаринцев к ним не применялись крайние репрессивные меры, обратил внимание еще Хрущев в докладе о культе личности на XX съезде партии, отметивший, что борьба длительное время велась на идейной основе. Но были ли противники партии, как считал Хрущев, политически разгромлены к тому времени, когда начались репрессии? Думается, положительно ответить на этот вопрос нельзя. Трудно согласиться и с другим утверждением, прозвучавшим на XX съезде, — о том, что социализм в нашей стране тогда был уже в основном построен и в ней были в основном ликвидированы эксплуататорские классы.
Вполне обоснованно суждение, высказываемое некоторыми исследователями, что покаяния и безудержное славословие в адрес Сталина создавали ту атмосферу, в которой стали возможны массовые репрессии. Что и происходило, например, на так называемых московских процессах, состоявшихся в 1936-1938 годах.
Немаловажную роль в формировании общественного мнения сыграло то обстоятельство, что крупнейшие зарубежные писатели — Лион Фейхтвангер, Ромен Роллан, Теодор Драйзер и другие — не сомневались в правоте действий Сталина и в справедливости выносимых приговоров. О собственных впечатлениях Фейхтвангер рассказывает в книге «Москва 1937»: «До тех пор, пока я находился в Европе, обвинения, предъявленные на процессе Зиновьева, казались не заслуживающими доверия. Мне казалось, что истерические признания обвиняемых добываются какими-то таинственными путями. Весь процесс представлялся мне какой-то театральной инсценировкой, поставленной с необычайно жутким, предельным искусством.
...Но когда я присутствовал в Москве на втором процессе, когда я увидел и услышал Пятакова, Радека и их друзей, я почувствовал, что мои сомнения растворились, как соль в воде, под влиянием непосредственных впечатлений от того, что говорили подсудимые и как они это говорили. Если все это было вымышлено или подстроено, то я не знаю, что тогда значит правда».
Похожим образом рассуждал и посол США Джозеф Э. Дэвис: «Предположить, что этот процесс изобретен и поставлен как политическая театральная пьеса — значит предположить наличие творческого гения, равного Шекспиру». Его слова невольно приходят на ум, когда читаешь материалы расследований и судебных процессов. Или, например, когда знакомишься с материалами январского пленума ЦК ВКП(б) 1938 года, внесшего «известное оздоровление в партийные организации» (из доклада Хрущева на XX съезде КПСС). В принятом пленумом постановлении «Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии...» решительно осуждаются факты допущенного рядом парторганизаций беззакония и произвола, необоснованного, без всякой проверки, исключения коммунистов из ВКП(б), лишения их работы и объявления без каких-либо оснований «врагами народа».
Плохо верится, что такой документ, как постановление Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) от 17 ноября 1938 года, признавший, что работа органов НКВД и Прокуратуры в 1937—1938 годах при упрощенном ведении следствия и суда имела серьезнейшие недостатки и извращения, — всего лишь фарс и прикрытие неблаговидных действий центральной власти. Отмахиваться от таких документов могут только люди, далекие от намерения вскрыть подлинные механизмы репрессий тридцатых годов. А в этом документе раскрывается одна из причин массового террора. По мнению СНК и ЦК партии, она заключалась в том, что люди, пробравшиеся в органы НКВД и Прокуратуры, как в центре, так и на местах, «сознательно извращали советские законы, совершали подлоги, фальсифицировали следственные документы, привлекая к уголовной ответственности и подвергая аресту по пустяковым основаниям и даже вовсе без всяких оснований, создавали с провокационной целью "дела" против невинных людей, а в то же время принимали все меры к тому, чтобы укрыть и спасти от разгрома своих соучастников по преступной антисоветской деятельности».
А ведь мы имеем дело с документами сталинской эпохи. И не надо пытаться их авторов и руководителей партии скопом обвинять в ханжестве и изощренном коварстве, в котором так преуспели «архитекторы» и «прорабы» горбачевской перестройки.
Пожалуй, имеет под собой определенные основания хронологическая классификация репрессий некоторыми исследователями, которые различают первый, «троцкистский», период репрессий — до середины тридцатых годов и второй, «сталинский», который начался после убийства Кирова. Однако подобная «периодизация» выглядит весьма условной: в осуществлении этих дел трудно разделить роль Сталина и его соратников, с одной стороны, различных оппозиционеров и недовольных властью — с другой. Хотя сам Троцкий и пытается оправдать первые годы террора и осудить его проведение в последующем. «Те меры террора, которые применялись в первый, так сказать, "якобинский" период революции, — пишет он в 1935 году, — вызывались железной необходимостью ее самообороны. Об этих мерах мы могли дать открытый отчет всему мировому рабочему классу. Террор нынешнего, термидорианского периода служит обороне бюрократии не столько от классового врага, сколько от передовых элементов самого пролетариата». Для тех, кто знаком с реальной историей того времени, звучит неубедительно.
Как бы то ни было на самом деле, безнравственно отрицать, что произвол в нижних эшелонах власти порождался прежде всего произволом, который установился на вершине властной пирамиды. Но при этом нелепо объяснять репрессии личными мотивами Сталина, его якобы амбициозными устремлениями, намерениями поставить себя на одну ступень с Лениным и уж, во всяком случае, войти в историю главным строителем социалистического государства.
Даже поверхностное знакомство с биографией Сталина и большинством его работ обнажает всю беспочвенность таких утверждений. До конца своей жизни Сталин считал себя лишь учеником Ленина, высоко ценил его заслуги перед партией и страной, подчеркивая их огромное международное значение. Не мыслил подняться до тех вершин, с высоты которых Владимир Ильич в запутанной до предела исторической ситуации сумел рассмотреть для России единственно верный выход из существовавшего тупика.
Сравнивая события, связанные с Октябрьской революцией, с явлениями всемирной истории, можно заметить, что они прошли в своем развитии фазы, которые подчиняются определенным закономерностям и уже случались в прошлом. Так же, например, как и Великая французская революция, открывшая начало новому этапу в развитии человечества, социалистическая революция в России повлекла большое число жертв и раскол общества. На вопрос, почему во время таких потрясений люди разделяются на два непримиримых лагеря, а те, кто пытаются занять нейтральную позицию и отсидеться в стороне, все равно оказываются вовлеченными в водоворот событий, можно найти ответ, используя марксистско-ленинский метод исследования. Но человеческий разум порой бессилен объяснить, откуда иногда берется в людях такая жестокость друг к другу, ненависть, доходящая до братоубийства.
Профессор Н. Н. Молчанов в своей книге «Монтаньяры», посвященной Великой французской революции, приводит рассказ художника Эдгара Дега, который стал свидетелем спора двух людей о том, кем были Робеспьер, Кутон, Сен-Жюст — «чудовищами или святыми». Этот спор так и не разрешен до сих пор. Но тем не менее 14 июля, День взятия Бастилии, стало во Франции крупнейшим национальным праздником, который отмечают и сторонники монтаньяров, и их противники. Французы, как и другие цивилизованные нации, чтят свою историю.