Символизм схемы построения критского классического лабиринта

На рис. 11 показана схема позы Великой Богини с поднятыми руками, которые согнуты в локтях. Срединная вертикальная линия на схеме соответствует телу Великой Богини.

Рис. 11. Схема архетипической позы Великой Богини (масштаб не соблюден)

Теперь немного изменим данную схему. Средний, указательный и безымянный пальцы, очень похожие между собой по строению и внешнему виду, на рис. 11 остались в виде вертикальных черточек. Оконечные точки большого пальца и мизинца, которые внешне отличающиеся от первых трех пальцев, на рисунке обозначены точками. Основания большого пальца и мизинца соотнесены с горизонтальными линиями.

Теперь соединим оконечные точки данной фигуры, как показано на рисунке 12. Полученная схема непривычна, но в ней уже просматривается критский лабиринт. Это, если можно так выразиться, «протолабиринт»! Причем именно критский классический семивитковый! Это его структура.

Интересно, что полученный рисунок очень похож на рисунок XIX в., на котором изображен, так называемый, «абхьюмани-янтра» - лабиринт, используемый в Индии с древних времен как магическое средство для уменьшения боли и ускорения родов. Поскольку ритуал с использованием рисунка лабиринта практиковался повсеместно, то его начертание согласно ритуалу шафраном на бронзовой пластине в необходимый момент не должно было вызывать у женщин затруднения независимо от их образовательного уровня (14). Нарисовать лабиринт, основываясь на схеме кистей рук было доступно каждому человеку.

Рис. 12. Слева «протолабиринт» классического критского семивиткового лабиринта; справа «абхьюмани-янтра» (XIX в., Индия)

Приведем полученный «протолабиринт» к обычному виду критского лабиринта. Если на третьей схеме рис. 11 «предплечья» развернуть так, чтобы они занимали не вертикальное, а горизонтальное положение, то видно, что при этом получается известная базовая структура, приводящая к построению классического критского лабиринта, как это показано на рис. 2.

Таким образом, можно предположить, что в основе известного алгоритма построения классического семивиткового лабиринта стоит образ Великой Богини, а точнее ее поза «эпифании», как она являлась визионерам древности и дошедшая до наших дней в форме классического критского лабиринта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: