double arrow

Владычица лабиринта

Символический образ Великой Богини, культ которой достиг своего наивысшего расцвета в эпоху минойской цивилизации, нашел совершенное воплощение в фаянсовых статуэтках из Кносского дворца на Крите (рис.10).

Рис. 10. Слева Богиня со змеями (Крит, около 1600 г. до н.э.); справа идол богини с маками из Гази (Крит, около 1400 г. до н.э.)

Источник: Кереньи К. Дионис: Прообраз неиссякаемой жизни. – М.: Ладомир, 2007. – илл. 14 и 15.

Статуэтки представляют собой женские фигурки с открытой грудью и протянутыми вперед или поднятыми вверх и широко разведенными руками, в которых или вокруг которых извиваются змеи. Карл Кереньи, автор ряда монументальных трудов по античной мифологии и религии, базируясь на характерном жесте рук, который он называет «жестом эпифании» (появление, откровение божества), приходит к выводу, что статуэтки являются изображением Великой Богини. Он пишет: «Быть может, по самим фигуркам нам было бы трудно определить, кем именно они являются – жрицами или богинями. Однако в обоих случаях жесты позволяют опознать божество, а не просто его служительниц. В них как бы сказано: “Вот же, я являюсь”» (11).

На рис. 10 справа изображен идол богини с маками из Гази, которые относятся к позднеминойскому периоду. Пять таких фигур были найдены в местечке Гази на Крите, их крайне примитивная форма характеризует период упадка минойской культуры. Но поза с воздетыми руками как символ Великой Богини остается и в это время.

Некоторые исследователи в архетипической позе Великой Богини с воздетыми и согнутыми в локтях руками усматривают иероглиф «трезубца» (12). Не смотря на то, что поза Великой Богини действительно визуально напоминает трезубец, но, с нашей точки зрения, слишком уж натянуто соотнесение Великой Богини (архиженский символ природы) и трехкратнофаллического (архимужской) символа – трезубца.

Представляется более естественным позу Великой Богини с поднятыми руками связать с лабиринтом! И далее будет показано, что «расшифровка» этой позы связана именно с лабиринтом, а не с трезубцем, что в большей степени соответствует женской ипостаси Великой Богини. Тем более что на Крите Великая Богиня именовалась как «владычица (хозяйка) Лабиринта» (13).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: