double arrow

Критский и северные лабиринты

Есть еще один вопрос, связанный с лабиринтами, на который в известных нам публикациях нет однозначного ответа. В северной Европе кроме лабиринтов, имеющих структуру критского лабиринта, существуют такие, которые отличаются от последних. Это так называемые северные лабиринты, которые в отличие от критских имеют не один проход, а два. Дело в том, что, войдя в критском лабиринте и пройдя до его центра, выйти можно, только идя в обратную сторону по тому же самому пути. Войдя в северный лабиринт и двигаясь все время вперед, можно пройти его насквозь. Возникает вопрос - критские и северные лабиринты как-то связаны между собой или это структурно совершенно разные образования. Отметим, что великий русский ученый и религиозный мыслитель о. Павел Флоренский предполагал родственность критского лабиринта с лабиринтами Соловков и Мурмана (15), т.е. с северными лабиринтами.

В качестве примера северного лабиринта на рис. 14 показана схема одного из лабиринтов на Большом Заяцком острове (Соловецкий архипелаг, Белое море). Как видно, войдя в этот лабиринт можно пойти направо или налево и дойдя до центра лабиринта, продолжая двигаться вперед выйти из него.

Рис. 14. Схема лабиринта №2 на Б. Заяцком острове

Источник: Мартынов А.Я. Древними тропами Соловецких островов. – М.: Издательство «Русский Север», 2006. – с.195

К подобной схеме можно прийти, если на схеме критского лабиринта разомкнуть его центральную часть (крест) так, как указано на рис.15.

Рис. 15. Схема перехода от критского лабиринта к северному лабиринту.

В связи с вопросом о родственности критского и северных лабиринтов выскажем еще одно предположение. У некоторых кносских фигурок Великой Богини в поднятых руках змеи. Они могут рассматриваться как символ двух ветвей, которые, образуют как критский, так и северные лабиринты. Отличие заключается в том, что в критском лабиринте эти ветви-змеи пересекаются, а в северных лабиринтах – не пересекаются, они образуют фигуру из двух вписанных одна в другую спиралей, имеющую вид переплетенного клубка (16).

Рис. 16. Образующие линии критского и северного лабиринтов

Таким образом, показано, что схемы критского и северных лабиринтов в рассмотренных аспектах взаимосвязаны и обладают свойством взаимообращенности.

Вывод:

1. Критский классический семивитковый лабиринт является символическим отображением архетипа Великой Богини.

Лабиринт критский, т.к. в период расцвета минойской культуры только Крит был хранителем в Западной Европе культа Великой Богини.

Лабиринт классический, так как связан с именем Великой Богини. Становится понятным, почему одним из имен Великой Богини на Крите было «Хозяйка Лабиринта».

Лабиринт семивитковый, т.к. в основе его построения используется поза тела человека с поднятыми вверх и согнутыми в локтях руками.

Здесь мы подошли к очень важному моменту: микрокосм (человек) устроен по образу и подобию макрокосмоса (Великая Богиня). Лабиринт это одновременно и человек, и Мироздание, Целый Мир, Бог.

Хочется думать, что тайна структуры классического семивиткового лабиринта разгадана. Но только структуры.

2. Медитативная визуализация построения критского классического лабиринта по предложенной схеме приводит к улучшению психоэмоционального состояния человека.

3. Схемы критского и северных лабиринтов взаимосвязаны и обладают свойством взаимообращенности.

Литература:

1. Керн Г. Лабиринты мира / Пер. с англ. – СПб.: Азбука-классика; 2007. – с.12.

2. Древнерусская космология / Отв. ред. Г.С.Баранкова. – Спб., Алетейя, 2004. – с.373.

3. Топоров В.Н. Пространство и текст / Текст: Семантика и структура. - М., 1983. с.244.

4. Дейкман А. Наблюдающее Я / Пер. с англ. Ю.Артемова, Ю. Аранов. – М.: Энниагон Пресс, 2007. – с. 90.

5. Керн Г. Указ. соч. – с. 21

6. Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини: Мир древней Европы. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). 2006. – с.243

7. Фомина В. П. Единое Учение о Едином Боге в духовно-посвятительной традиции. Эзотерические этюды – М.: Индрик, 2001. – с. 145.

8. Голан А. Миф и символ. – М.: Русслит, 1993. – рис.155.

9. Йегер В., Гримм Б. Небеса в тебе. Молитва в физических упражнениях / Пер. с нем. – Спб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2006. – с.114.

10. Йегер В., Гримм Б. Указ. соч. – с.63.

11. Кереньи К. Дионис: Прообраз неиссякаемой жизни / Пер. с нем. – М.: Ладомир, 2007. - с. 33

12. Фомин В. Указ. соч. – с. 144

13. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. – Л.: Лениздат, 1990. – с.60.

14. Керн Г. Указ. соч. – с. 365

15. Флоренский П. А. Сочинения. В 4 т. Т.4 Письма с Дальнего Востока и Соловков / Сост. и общ. Ред. Игумена Андроника (А.С. Трубачева) П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой. – М.: Мысль, 1998. – (Философское наследие).

16. Буров В. О семантике каменных лабиринтов Севера. "Этнографическое обозрение" № 1, 2001, стр. 53-65.

Источник: Альманах «Практическая эзотерика. XXI век (Книга 5). – СПб.: Издательство А. Голода, 2009. – сс. 47-57


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: