Цель занятия: усвоить методику определения плана по выпуску и реализации продукции, расчета влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации.
Контрольные вопросы
1. Раскрыть содержание, цель и задачи анализа производства и реализации продукции
2. Назвать субъекты и пользователей результатов анализа производства и реализации продукции
3. Дать определение ассортимента и номенклатуры продукции, охарактеризовать показатели анализа выполнения плана по ассортименту
4. Раскрыть механизм влияния структуры производства продукции на объем ее выпуска и другие экономические показатели
5. Назвать основные показатели анализа качества продукции
6. Дать определение ритмичности производства и раскрыть основные показатели ее оценки
7. Назвать факторы, оказывающие влияние на изменение объема продаж
8. Назвать резервы увеличения выпуска и реализации продукции
Методические указания
Выполнение плана по производству и реализации продукции характеризуют абсолютное отклонение от плана и % его выполнения. Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид
|
|
РП = ГПзап.нп + ВП - ГПзап.кпI ,
где РП - объем реализованной продукции;
ГПзап.нп, ГПзап.кп - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;
ВП - объем выпуска продукции за период.
Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает коэффициент, который определяется следующим образом:
Ритмичность – выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом. Коэффициент ритмичности (Крит.) определяется (с использованием метода зачета) отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) - VВП1 к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0:
Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих степень ее пригодности, способность удовлетворять потребности покупателей в соответствии с ее назначением. Качество продукции является параметром, оказывающим влияние натакие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П). Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид
|
|
ΔВП = (Ц1- Цо)×VВПК
ΔВ = (Ц1- Цо) × РПК
Δ П = [ (Ц1- Цо)×VВПК] – [ (C1- Cо) × РПК],
где Цо, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;
Со, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;
VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества;
РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:
Отсюда
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать таким образом:
Отсюда
где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП – стоимость выпуска товарной продукции;
РП – объем реализации продукции за отчетный период;
ОТн, ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.