А.В. ГОРДЕЕВА, Н.В. РЕЗНИКОВА
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
(часть II)
Донецк – 2008
УДК 373.167.1:159.9
ББК 88.3
А.В. Гордеева, Н.В. Резникова
Лабораторные работы по экспериментальной психологии (часть II):Учебн.-метод. пособие. – Донецк: ДонНУ, 2008. – 102 с.
Учебно-методическое пособие содержит все необходимое для выполнения лабораторных работ по курсу экспериментальной психологии (второй ее части): теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, упражнения, задания лабораторной работы, контрольные вопросы и литературу. Предлагаемые упражнения и лабораторные работы позволят более глубоко освоить основы исследовательской деятельности. Соответствует образовательному стандарту курса «Экспериментальная психология» Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология».
Рекомендовано к печати кафедрой психологии ДонНУ, протокол № 11 от 14.02.2008 г.
Рецензенты В.Д. Потапова, доктор психол. наук, профессор
|
|
Г.В. Тимошко, канд. психол. наук, доцент
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..4
Лабораторная работа №1. Исследование особенностей когнитивного стиля «импульсивности-рефлексивности» ……………………………………………5
Лабораторная работа №2. «Поведенческий портрет» по данным
наблюдения ………………..…………………………………………………….10
Лабораторная работа №3 Диагностика реактивности студентов путем
полевого включенного наблюдения.………………………………………….18
Лабораторная работа №4 Метод наблюдения процесса взаимодействия
людей в дискуссии (методика Р. Бейлза)…………………………..……….....29
Лабораторная работа №5 Интервью, его особенности и этапы проведения...42
Лабораторная работа №6 Анкетирование – организация письменного
опроса ……………………………………………………………………………52
Лабораторная работа №7 Метод контент-анализа ……………………………62
Литература…………………………………………………………………..…...72
Приложение. Стимульный материал к методике Дж. Кагана MFFT
(Matching Familiar Figures Test) ………………………………………………..76
ВВЕДЕНИЕ
Теоретический курс по экспериментальной психологии, в настоящее время нацеленный на знакомство с основными методами психологического исследования, должен быть подкреплен адекватной структурой и заданиями соответствующего типа. Если практикум по общей психологии, традиционно связанный с преподаванием общей психологии, носит предметный характер, то курс экспериментальной психологии, в ее практической части, к этой предметности добавляет исследовательскую направленность, то есть «вооружение» студентов-психологов как исследовательскими схемами, так и практическими приемами.
|
|
Представленные лабораторные работы и практические задания подбирались таким образом, чтобы выполнение их было доступно, реализуемо без дорогостоящего оборудования. Если в первой части пособия были представлены различные области общей психологии (от раздела «ощущения» до раздела «личность»), то в данной части представлены различные методы – как способы организации сбора данных в психологическом исследовании – и подходы к изучению психических феноменов и закономерностей (эксперимент, наблюдение, корреляционное исследование, вербально-коммуникативные методы, контент-анализ и др.).
Каждая лабораторная работа начинается с теоретического введения, содержит тему задания, цели, методику и организацию проведения работы, обработку и обсуждение результатов. В конце работы приводятся контрольные вопросы, список литературы и приложения.