double arrow

VI. 2. Общие вопросы психолого-педагогической диагностики

Бурное развитие психодиагностики в XX в., особенно во вто­рой его половине, привело к накоплению огромного количества методик, используемых для выявления различных психических особенностей. Целесообразно сформулировать общие принципы, на которые следует опираться при выборе психодиагностического инструментария. Вне зависимости от цели обследования перед его началом необходимо получение определенных сведений и мате­риалов. К ним относятся:

ü сведения о предшествующих этапах развития (психологический анамнез);

ü анализ информации, полученной от родственников, врачей, педагогов и других заинтересованных лиц, об индивидуальных особенностях внутрисемейных и социально-бытовых условиях, об особенностях поведения в различных ситуациях;

ü сведения о состоянии здоровья, в том числе к моменту обсле­дования.

Психодиагностическое обследование может проводиться в целях:

1) выявления отклонений в психическом или психофизичес­ком развитии, которые могут быть причиной душевных заболева­ний и трудностей обучения, трудностей поведения и др.;

2) контроля за динамикой психического развития и успешно­стью применения лечебных воздействий и средств коррекции и компенсации;

3) выявления личностных особенностей, затрудняющих соци­альную адаптацию;

4) решения вопросов профориентации и профотбора.

Сформулированные цели позволяют решить следующий воп­рос: «Что подлежит обследовать, какую сторону психической дея­тельности: познавательную сферу; эмоционально-волевую сфе­ру; особенности личности или межличностные отношения?» Ус­ловия, форма и характер обследования зависят от того, кто об­следуется — больной или здоровый человек, взрослый или ребе­нок. Определенное значение имеет пол, образовательный уровень, подростка, взрослого может продолжаться около часа. Об­следование младшего школьника — 30 — 45 мин, но не более часа.

В зависимости от цели диагностирование может быть индиви­дуальным или в присутствии родителей и других лиц. В некоторых случаях целесообразно групповое обследование.

Полученная информация определяет возможность использова­ния жестко регламентированной процедуры. Для большинства де­тей с трудностями обучения характерна плохая врабатываемость, низкая устойчивость внимания. При таких особенностях выполне­ние заданий, ограниченных во времени, оказывается невозмож­ным. При эмоциональной патологии повышается роль наблюде­ния за поведением обследуемого и диалога с ним. Таким образом, вырисовывается вопрос о выборе конкретного метода или мето­дики, о том, как, каким способом проводить психодиагностиче­ское обследование.

При обследовании детей с отклонениями в психическом раз­витии, испытывающих трудности в усвоении знаний и навыков, используемые методики должны способствовать выявлению не только актуального, но и потенциального уровня.

В специальной психологии со времен Л. С. Выготского для этих целей успешно используются различные виды помощи. В случаях слабовыраженных отклонений в развитии наиболее простой и ре­зультативной является стимулирующая помощь. Так, при непра­вильном ответе ребенку без явно негативной оценки его решения предлагается подумать еще.

Например, Т.В. Розанова предложила (1978) в широко приме­няемом для диагностики наглядно-образного мышления детском варианте матриц Дж. Равена использовать такую стимулирующую помощь. Оценка успешности зависит от количества попыток ре­шения после стимулирующей помощи.

Результаты выполнения словесных субтестов также обычно улуч­шаются после стимулирующей помощи. При этом выявляется зона ближайшего развития, так как обнаруживаются недостаточно сфор­мированные понятия, что может быть полезно для построения коррекционных педагогических мероприятий.

Для выявления уровня развития наглядно-действенного и на­глядно-образного мышления у младших школьников применяют­ся различные методики с заданиями по складыванию картинок, кубиков и др. При обследовании детей с отклонениями в разви­тии широко используются несколько видов помощи. Так, при неправильном первичном складывании фигуры или картинки пред­лагается образец в целом виде. В случае ошибочных решений при последующих попытках предлагается образец, на котором присут­ствуют более детальные линии разреза. Например, такие виды по­мощи используются в методике Т.В. Розановой и Н.В. Яшковой по складыванию треугольников. Несколько видов подобной по­мощи предлагается в методике, разработанной Л. И. Переслени и О. И. Шурановой. В данной методике успешность и соответственно восприимчивость к помощи оценивается в баллах и ранжируется по четырем уровням с учетом используемой помощи.

В связи с повышенной истощаемостью детей с отклонениями в развитии во время психодиагностического обследования целесо­образно на первичном обследовании применять небольшой набор методик, позволяющий выявить структуру познавательной дея­тельности по соотношению уровней развития познавательных (вос­приятие, память, мышление) и регуляторных (внимание, эмо­ции, мотивы) функций. В зависимости от результатов первичного обследования может возникнуть потребность в дополнительной углубленной психологической диагностике, а также в использо­вании психофизиологических, нейропсихологических или других способов обследования.

Существуют различные классификации методов и методик психодиагностических обследований. Одна из таких классификаций представлена в таблице 4.

При ознакомлении со схемой следует обратить внимание на графы, в которых указываются формы предъявления заданий и способы регистрации получаемых данных, а также принципы об­работки и возможная интерпретация.

Указанные в схеме неаппаратурные методы обследования мо­гут быть реализованы при использовании различных методологи­ческих подходов, выбор которых зависит от задачи, предмета и объекта обследования.

В тех случаях, когда необходимо установить причины неуспева­емости при наличии сведений о низком уровне знаний и плохой обучаемости учащегося в начальной школе, для выбора путей коррекции или компенсации недостатков развития в адекватной системе обучения целесообразно использовать стандартизованные психодиагностические методы.

Стандартизованный метод выявления особенностей познава­тельной деятельности дает возможность установить степень сфор­мированное™ той или иной психической функции и оценить меру ее соответствия возрастной норме.

Методики, обеспечивающие получение надежных и валидных характеристик уровня развития различных психических функций, называются психометрическими.

При использовании стандартизованного метода необходимо выполнение ряда жестких требований, без чего невозможна дос­товерная оценка измеряемых показателей.

· Обследующий должен знать, что инструкция по применению конкретной стандартизованной методики не может быть изменена даже частично.

· Порядок и способ предъявления стимульного материала (за­даний) должен точно соответствовать разработанному авторско­му варианту.

· Недопустимы какие-либо пояснения, подсказки, использо­вание наводящих вопросов.

· Нельзя оказывать помощь (если она не предусмотрена про­цедурой обследования), критиковать или усиленно хвалить ребенка.

Любое отклонение в способе предъявления заданий может быть причиной изменения успешности его выполнения, а следователь­но, может привести к неправильным выводам об особенностях развития. В тех случаях, когда в процессе обследования возникают какие-либо неожиданные ситуации, негативные эмоциональные реакции, потребовавшие перерыва или дополнительного взаимо­действия с ребенком, результаты выполнения используемых стан­дартизованных заданий не могут подсчитываться принятым для избранной методики способом. Становится невозможной количе­ственная оценка уровня развития диагностируемой функции в со­ответствии с возрастными нормативами. Получаемые при этом данные могут быть использованы лишь для качественного анализа индивидуальных особенностей.

Анализ результатов выполнения стандартизованных заданий позволяет установить целесообразность дополнительного углуб­ленного психодиагностического или клинико-физиологического обследования ребенка.

Существуют стандартизованные методики, использование ко­торых дает возможность получить не только количественные ха­рактеристики уровня развития той или иной психической функ­ции, но и способствует выявлению качественной их специфично­сти. Использование методик, позволяющих получить качествен­но-количественные характеристики различных составляющих пси­хического развития, способствует пониманию структуры позна­вательной деятельности и ведущего фактора, лежащего в основе индивидуальных особенностей. Качественно-количественные ха­рактеристики особенностей развития повышают информативность психодиагностического обследования.

Психодиагностическое обследование детей с трудностями пове­дения, обусловленного социально неблагополучными условиями жизни, или наличие сведений о выраженных эмоционально-лич­ностных негативных, протестных, конфликтных и других характе­рологических особенностях повышает потребность в применении так называемого клинического метода обследования. Необходимо подчеркнуть, что и при этом методе обследования так же, как и при использовании стандартизованных методик, немаловажное зна­чение имеет создание комфортных условий, установление контакта с ребенком, доброжелательность, снятие тревожности. В системе кли­нической диагностики эти факторы приобретают особую значимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: