Введение. Действие международных процессуальных норм в Российской Федерации

Действие международных процессуальных норм в Российской Федерации

Процедура деятельности международных судебных учреждений

Процессуальные нормы и международные договоры

Практически каждый международный договор содержит процессуальные нормы. Они касаются обязанностей государств и других субъектов международного права по реализации материальных норм непосредственно с помощью специально созданных международных органов (комиссий, комитетов, организаций и т.д.) или национального законодательства. Затем излагаются процессуальные положения ряда конвенций, определяющие вопросы взаимодействия национальных и международных процессов, обязанностей государств по исполнению требований конвенций путем принятия законов и правил.

Например, ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. гласит, что никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом: а) законное содержание лица под стражей на основании признания его виновным компетентным судом; б) законный арест или задержание лица за невыполнение законного решения суда или с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом; и т.д.

Международный суд ООН (англ. International Court of Justice, фр. Cour internationale de Justice) - один из шести главных органов Организации Объединенных Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава ООН, и Регламентом.

Международный Суд состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Международный Суд призван стать одним из ключевых компонентов в стратегии мирного разрешения споров и разногласий между государствами и обеспечения правопорядка и законности в мире.

Официальными языками являются английский и французский. Суд расположен в Гааге.

Более половины дел, которые рассматривает Суд, касаются территориальных и пограничных споров. Значительное число связано с морскими спорами и вопросами, касающимися морского права. Другая группа дел связана с вопросами государственной юрисдикции и дипломатического и консульского права. Самые важные споры в практике Суда касались утверждений о незаконном применении силы. Кроме того, к Суду обращаются с просьбами вынести решение по претензиям коммерческого характера или претензиям частно-правового характера к одному государству, которое поддерживает другое государство. Помимо судебной, Международный Суд осуществляет консультативную юрисдикцию. Согласно ст.96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.

При рассмотрении дела и вынесении решений Суд применяет источники права, которые определены в статье 38 его Статута, а именно международные конвенции и договоры; международный обычай; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву.

Кроме того, в случае договорённости сторон спора, Суд может разрешать дело на основе принципа ex aequo et bono, то есть по справедливости, не ограничивая себя действующими нормами международного права.

В Статуте Суда предусматривается, что судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судопроизводства.

Письменное производство состоит из представления Суду состязательных бумаг, содержащих подробное изложение спорных вопросов. Каждая состязательная бумага, предъявляемая одной стороной, должна быть направлена другой. Продолжительность этапа письменного производства колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от сложности дела, количества и размера состязательных бумаг и сроков их представления, которые были затребованы сторонами. Государство-заявитель подаёт меморандум, на который государство-ответчик представляет контрмеморандум. Если стороны требуют или Суд считает необходимым, может быть назначен второй этап представления состязательных бумаг. Государство-заявитель затем предоставляет ответ, на который государство-ответчик представляет реплику на ответ. Поскольку официальными языками Суда являются французский и английский, все состязательные бумаги, поданные на одном из них, должны переводиться на другой Секретариатом. Как правило, состязательные бумаги не предаются гласности до открытия устных слушаний. Это происходит по прошествии нескольких месяцев после представления последней состязательной бумаги и означает начало устного судопроизводства.

Средняя продолжительность рассмотрения дела в суде примерно 4 года.

После завершения слушаний Суд приступает к рассмотрению своего решения. Такое рассмотрение проходит на закрытых заседаниях. Сначала судьи проводят предварительный обмен мнениями, в ходе которого Председатель в общем виде определяет вопросы, которые, по его мнению, требуют обсуждения и решения Суда. Затем каждый судья готовит письменную записку с изложением своего мнению по делу, своего рода предварительное мини-решение. Эта записка переводится и распространяется среди других судей, что даёт им возможность получить представление о возможном мнении большинства.

Через несколько недель проводится второе расширенное обсуждение, по завершении которого на основе мнений, выраженных всеми судьями, Суд учреждает редакционный комитет в составе двух судей, мнение которых наиболее полно отражает мнение очевидного большинства, и Председателя, если только, как представляется, его мнение не относится к мнению меньшинства. Этот комитет готовит проект решения, распространяемый среди судей, которые могут представить в письменном виде предлагаемые поправки. Рассмотрев эти поправки, редакционный комитет готовит новый проект. Суд проводит первое чтение этого проекта, после чего в текст могут вноситься дополнительные изменения. Затем следует второе чтение.

Окончательное голосование проводится после принятия окончательного текста во втором чтении. Судьи голосуют устно «за» или «против» в обратном порядке старшинства. Воздерживаться нельзя. В случае разделения голосов поровну голос Председателя принимает окончательное решение. Если решение касается не связанных между собой вопросов, по каждому из них может проводиться отдельное голосование. По своему желанию судьи могут прилагать к решению заявления с изложением позиции или отдельное или особое мнение с разъяснением мотивов их голосования.

Процесс принятия Судом решения является согласованным и скоординированным процессом, в котором делается акцент на его коллективном характере. В соответствии с этим подходом судьи, прилагающие отдельные или особые мнения, продолжают в полной мере участвовать в обсуждениях и оказывать влияние на содержание решений Суда, с тем чтобы оно во всех отношениях было решением Суда в целом. Решение Суда является обязательным для соответствующих сторон.

Статут предусматривает, что Суд может, по мере надобности, образовать одну или несколько палат (chambers), в составе трёх или более судей, по усмотрению Суда, для разбора определённых категорий дел, например, трудовых дел и дел, касающихся транзита и связи. Он может в любое время образовать палату для рассмотрения отдельного дела, при этом число судей, образующих такую палату, определяется Судом с одобрения сторон. Решение, принятое одной из палат, считается вынесенным самим Судом. Палаты, с согласия сторон, могут заседать и выполнять свои функции в других местах, помимо Гааги. В целях ускорения разрешения дел Суд ежегодно образует палату в составе пяти судей, которая, по просьбе сторон, может рассматривать и разрешать дела в порядке упрощённого судопроизводства. Для замены судей, которые признают для себя невозможным принять участие в заседаниях, выделяются дополнительно два судьи.

Судьи избираются на срок девять лет, с правом переизбрания, Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН члены которого не обладают правом вето для целей выборов. Эти органы проводят голосование одновременно, но независимо друг от друга. Самый длительный срок исполнения полномочий судьи принадлежит Манфреду Ляхсу (Польша), который являлся судьёй 26 лет. Самый короткий – 19 месяцев – Ричарду Бакстеру (США).

Для того чтобы быть избранным, кандидат должен получить абсолютное число голосов в обоих органах. В целях обеспечения преемственности в составе Суда не все сроки полномочий 15 судей истекают в одно и то же время. Каждые три года проводятся выборы одной трети членов Суда.

Одним из главных принципов формирования состава суда является принцип представительства в Суде главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира. Так, места в Суде неформально распределены по главным регионам мира: три члена от Африки, два члена от Латинской Америки, три члена от Азии, пять членов от «Западной Европы и других государств» (эта группа включает Канаду, Соединённые Штаты, Австралию и Новую Зеландию) и два члена от Восточной Европы. При этом 5 мест судей неформально закреплены за государствами-постоянными членами Совета Безопасности ООН. Неофициальность этого распределения проявилась в ходе последних выборов в Суд, когда при голосовании в Генеральной Ассамблее в первом туре большинство голосов получило двое кандидатов от Азии и ни одного кандидата от Африки, при том, что среди завершавших свои полномочия судей было по одному представителю этих регионов.

Судьи из СССР и Российской Федерации: Крылов Сергей Борисович (1946—1952); Голунский Сергей Александрович (1952—1953); Кожевников Фёдор Иванович (1953—1961); Корецкий Владимир Михайлович (1961—1970) Морозов Платон Дмитриевич (1970—1985); Тарасов Николай Константинович (1985—1995) Верещетин Владлен Степанович (1995—2006) Скотников Леонид Алексеевич (2006-).

Регламентом Суда предусмотрено, что государство, которое является стороной по рассматриваемому делу и не имеет в составе судей своего гражданина, может выбрать судью ad hoc для этого конкретного дела. Это является правом стороны, а не его обязанностью. При этом такой судья не обязательно должен являться гражданином этого государства. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев судьи ad hoc не являются гражданами государства, которое его назначило.

Судья ad hoc, также как и остальные члены суда, приступая к исполнению обязанностей судьи, делает торжественное заявление. Он может принимать участие в принятии решений, основываясь на принципе равенства с остальными судьями[47]. Также он имеет право на вознаграждение за свою работу. Необходимость во введении в судебный процесс судей ad hoc обеспечивает соблюдение одного из главных принципов функционирования Суда — принцип равенства сторон. Часто некоторые судьи ad hoc после завершения рассмотрения дела избирались членами Суда.

Ежегодный оклад членов Международного суда составляет 160 000 долларов США (по состоянию на 2006 год). После выхода на пенсию судьи получают ежегодную пенсию, которая после девятилетнего срока службы составляет половину оклада. Судьи которые проработали 18 лет и более, имеют право на пенсию в размере двух третей от их оклада.

Статут Международного уголовного суда (МУС) принят в 1998 г., вступил в силу в 2002 г. Состоит из 18 судей. МУС дополняет национальные органы уголовной юстиции. Его юрисдикция ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. Согласно ст. 5 Статута Суд обладает юрисдикцией в отношении преступлений: а) геноцида; б) против человечества; в) военных; г) агрессии. Лицо, совершившее преступление, подпадающее под юрисдикцию суда, несет индивидуальную ответственность[48].

В 1993 г. создан Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. Его процессуальная деятельность определяется Статутом 1993 г. и Правилами процедуры и доказывания 1994 г. с последующими изменениями.

В 1994 г. создан Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в 1999 г. В 1995 г. утверждены Правила процедуры и доказывания, которые затем не раз дополнялись. Юрисдикция Трибунала распространяется на физических лиц.

В соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. создан Международный трибунал по морскому праву. В составе коллегии 21 независимый член. Процедура рассмотрения иска в Трибунале состоит из двух частей: письменной и устной. Письменная процедура состоит из направления в Трибунал и участникам спора меморандумов, контрмеморандумов, ответов, возражений и других документов, представленных в поддержку иска или возражений по нему. Устная процедура состоит в заслушивании трибуналом представителей сторон, советников, адвокатов, свидетелей и экспертов. В случае необходимости Трибунал может объединить два или более иска, а также письменную и устную процедуры рассмотрения иска. Решение Трибунала является окончательным и выполняется всеми сторонами в споре.

Трибунал может выносить консультативное заключение по правовому вопросу, если международное соглашение, относящееся к целям Конвенции 1982 г., специально предусматривает необходимость обращения в Трибунал с просьбой о даче такого заключения.

Для обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя государствами – участниками Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в Страсбурге учрежден Европейский суд по правам человека. Он работает на постоянной основе.

В компетенцию Суда входит рассмотрение всех вопросов, касающихся толкования и применения Конвенции 1950 г. и протоколов к ней, которые могут быть переданы ему государствами – участниками этой Конвенции. Каждое государство может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и протоколов к ней другим государством – участников Конвенции.

Суд может получать жалобы от любого физического лица, неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушений положений Конвенции 1950 г. одним из государств – участников Конвенции. Суд принимает дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все соответствующие общепризнанным нормам международного права внутренние средства защиты, и рассматривает дело в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения национальными властями.

Международные процессуальные нормы действуют в Российской Федерации, как и в большинстве государств мира. Порядок применения этих норм на территории России определяется международными договорами, Конституцией РФ, соответствующими кодексами (уголовным, гражданским, арбитражным, административным и др.), постановлениями пленумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ[49].

Международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Россия продолжает осуществлять международные права и обязанности СССР в качестве государства – продолжателя Союза ССР.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующих издания внутригосударственных актов для применения действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

Международные договоры, имеющие прямое и непосредственное действие в правовой системе РФ, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел. В России международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечивать выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним законом. Такими договорами являются, например, Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.


[1] Бекяшев К. А. Глава I. Понятие, предмет, источники и система международного права. Правотворчество в международном праве // Международное публичное право: учеб. / Л. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисевв, В. В. Устинов и др.; отв. ред. К. А. Бекяшев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. С. 19.

[2] Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. М., 1996. Т. I. С. 147.

[3] Лукашук И. И. Нормы международного права. М., 1997. С. 124 - 125.

[4] Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 г. <https://www.mid.ru/Document> (последнее посещение - 12 октября 2009 г.).

[5] Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 10 января 2000 г. < https://www.mid.ru/ Document> (последнее посещение - 12 октября 2009 г.).

[6] Военная доктрина Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. < https://www.mid.ru/ Document> (последнее посещение - 12 октября 2009 г.).

[7] См. подробнее: Баскин Ю. Я., Фельдман Д. И. История международного права. М., 1990; Грабарь В. Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917). М., 1958; Кожевников Ф. И. Русское государство и международное право. М., 1947; Левин Д. Б. История международного права. М., 1962; Левин Д. Б. Наука международного права в России в конце XIX и начале ХХ века. М., 1982.

[8] Стародубцев Г. С. Глава II. История международного права // Международное публичное право. Указ. соч. - М., 2009. С. 71 – 105.

[9] Бекяшев К. А. Глава III. Основные принципы международного права // Международное публичное право: учеб. Указ. соч. С. 106.

[10] Колосов Ю. М. Понятие основных принципов международного права // Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М Колосов, Э.С. Кривчикова. – М., 2005. С. 64.

[11] Лукашук И. И. Основные принципы международного права // Международное право: Учебник / Отв. ред. Е.Т. Усенко, Г.Г. Шинкарецкая. – М., 2003. С. 41.

[12] Ушаков Н. А. Невмешательство во внутренние дела государств. - М., 1971. С. 11.

[13] O`Brien J. International Law. London/Sydney, 2001. P. 137-162.

[14] Медведев Д. А. Выступление на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Нью-Йорк, 24 сентября 2009 г. <https://news.kremlin.ru/transcripts/5552> (последнее посещение - 12 октября 2009 г.).

[15] Совет Безопасности ООН. 6191-е заседание. Повестка дня: поддержание международного мира и безопасности. Ядерное нераспространение и ядерное разоружение <https://daccessdds.un.org/doc/UNDOC/> (Последнее посещение - 13 октября 2009 г.).

[16] Игнатенко Г. В. Содружество Независимых Государств // Международное право. Учебник для вузов. М., 2003. С. 371.

[17] Консультативное заключение Экономического суда СНГ № 01- 1/2 - 98 от 23 июня 1998 г. // Решения Экономического суда СНГ (1994 – 2000). Минск, 2000. С. 238-242.

[18] UN Doc/A/Res/48/237. 24 March. 1994.

[19] 5 октября 2007 г. Председателем Исполнительного комитета – Исполнительным секретарем СНГ утвержден Лебедев Сергей Николаевич.

[20] Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и План основных мероприятий по её реализации. Утверждены решением Совета глав государств - участников СНГ от 5 октября 2007 года <https://www.cis.minsk.by/webnpa/text.aspx?RN=N90700503#kocep> (последнее посещение - 13 октября 2009 г.).

[21] Стратегия экономического развития Содружества независимых Государств на период до 2020 года. Утверждена Решением Совета глав правительств государств - участников СНГ от 14 ноября 2008 года <https://www.cis.minsk.by/webnpa/text.aspx?RN=N90800661> (последнее посещение - 14 октября 2009 г.).

[22] Подробнее см.: Моисеев Е. Г. Глава X. Право внешних сношений // Международное публичное право. Указ. соч. С. 328 – 352.

[23] Захарова Л. И., Моисеев Е. Г. Глава IX. Международное право прав человека // Международное публичное право. Указ. соч. С. 303 – 327.

[24] Подробнее см.: Бекяшев Д. К. Глава XXII. Международное трудовое право // Международное публичное право: учеб. Указ. соч. С. 818 - 845; Бекяшев Д. К. Международное трудовое право: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

[25] Подробнее см.: Бекяшев Д. К. Глава XXII. Международное трудовое право // Международное публичное право: учеб. Указ. соч. – М., 2008. С. 822 - 824.

[26] Подробнее см.: Лебединец И. Н. Глава XX. Международное уголовное право // Международное публичное право. Указ. соч. С. 721 – 759.

[27] Подробнее о точках зрения названных ученых см.: Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002. С. 7 – 16.

[28] Устинов В.В. Обвиняется терроризм. М., 2002. С. 8.

[29] Подробнее см.: Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. Указ. соч. С. 267 – 280.

[30] Подробнее см.: Моисеев Е. Г. Глава XIV. Право международной безопасности // Международное публичное право. Указ. соч. С. 484 – 502; Малинин С. А. Право международной безопасности // Курс международного права. В 7 т. Т. 4. М., 1989. С. 167 - 171.

[31] Собакин В. К. Равная безопасность: Принцип равенства и одинаковой безопасности в современных международных отношениях. М., 1984.

[32] Подробнее см.: Бекяшев К. А., Волосов М. Е. Глава XVI. Территория в международном праве // Международное публичное право. Указ. соч. С. 544 – 596.

[33] Подробнее о международном морском праве см.: Подробнее см.: Бекяшев К. А. Глава XVII. Международное морское право // Международное публичное право. Указ. соч. С. 797 – 680; Колодкин А. Л., Гуцуляк В. Н., Боброва Ю. В. Мировой океана: международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 2007.

[34] Колодкин А. Л. Международное морское право // Курс международного права. В 7 т. Т. 5. М., 1992. С. 5.

[35] Подробнее см.: Бекяшев К.А.. Морское рыболовное право. М., 2007.

[36] Волосов М. Е. Глава XVIII. Международное воздушное право // Международное публичное право. Указ. соч. С. 681- 701.

[37] Подробнее о международном космическом праве см.: Волосов М. Е., Моисеев Е. Г. Глава XIX. Международное космическое право // Международное публичное право. Указ. соч. С. 702 – 720.

[38] Жуков Г. П. Международное космическое право // Международное право: Учебник / Отв. ред. Е. Т. Усенко, Г. Г. Шинкарецкая. Указ. соч. С. 351.

[39] Колосов Ю. М. Международное космическое право // Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Указ. соч. С. 582.

[40] Для целей данного Соглашения термин " власти, осуществившие запуск ", относится к государству, ответственному за запуск, или, когда международная межправительственная организация ответственна за запуск, к этой международной организации при условии, что эта международная организация заявляет о принятии ею прав и обязанностей, предусмотренных в данном Соглашении, и что большинство государств-членов этой организации является участниками данного Соглашения и Договора по космосу 1967 г.

[41] Началом космического туризма был полет американского бизнесмена Денниса Тито на борту российского корабля "Cоюз" на МКС с 28 апреля по 6 мая 2001 г. Второй космический турист - бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, летал с 25 апреля по 5 мая 2002 г. 1 октября 2005 г. к МКС стартовал американский бизнесмен Грегори Олсен, приземление которого состоялось 10 октября. С 18 по 29 сентября 2006 г. в космосе летала первая женщина — непрофессиональный астронавт из США Ануше Ансари. С 7 по 21 апреля 2007 г. состоялся полет пятого космического туриста — американского миллиардера Чарльза Симони. Для него были запланированы эксперименты по заказу Европейского космического агентства (исследования влияния невесомости на кровь), а также по его собственной научной программе (влияния радиации).

[42] Космические агентства созданы в 30 странах мира, в том числе в 17 государствах Европы.

[43] Подробнее см.: Бекяшев К.А. Глава XXI. Международное экологическое право // Международное публичное право. Указ. соч. С. 760 – 817.

[44] Подробнее о принципах международного экологического права см.: Бекяшев К. А. Международное экологическое право // Международное публичное право. Указ. соч. С. 745 – 753; Соколова Н. А. Теоретические проблемы международного права окружающей природной среды. Иркутск. 2002. С. 111 – 154; Birnie P. W., Boyle A. E. International Law end the Enviroment. Second Ed. Oxford, 2002. P. 144- 148.

[45] Подробнее см.: Бекяшев К. А. Глава XXVI. Международное процессуальное право // Международное публичное право. Указ. соч. С. 943 – 981.

[46]

[47] Торжественное заявление судьи на первом открытом заседании Суда, на котором он присутствует: "Я торжественно заявляю, что буду выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия в качестве судьи честно, с преданностью делу, беспристрастно и добросовестно".

[48] Подробнее о МУС см.: Текст настоящих лекций. Тема 15. Международное уголовное право. П. 4. Международный уголовный суд.

[49] См., например, Постановление Пленума Верховного суда РФ № 5 от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» и постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросу арбитражного процесса».

Деятельность экономиста - менеджера в строительстве направлена на обеспечение эффективного функционирования предприятий всех организационно - правовых форм на основе рационального управления экономикой, производством и социальным развитием коллек­тивов с учетом отраслевой специфики техники и технологии, орга­низации производства, эффективного природопользования.

Рабочая программа подготовлена в соответствии государствен­ных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специа­листа по специальности 06.08,00 "Экономика и управление на пред­приятии" Государственного образовательного стандарта высшего про­фессионального образования для строительных организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: