Определения

Лабораторная работа

«Диагностирование тормозных систем автомобиля»

Цель работы:

Оценка эффективности действия тормозных систем автомобиля с целью определения действительной потребности в выполнении работ по техническому обслуживанию.

Задачи работы:

Изучить виды и назначение работ по техническому обслуживанию, возможные неисправности тормозных систем и методы их устранения. Ознакомиться с назначением, устройством и работой стенда СТС – 2.

В результате выполнения лабораторной работы предусматривается определение следующих диагностических параметров:

1. Общая удельная тормозная сила.

2. Коэффициент неравномерности тормозных сил колес оси.

3. Время срабатывания тормозной системы.

4. Усилие на педали тормоза и рычаге стояночной системы.

Вывод на экран монитора результатов измерений. Распечатка протокола измерений и графиков изменения тормозных сил.

Техника безопасности при выполнении работы:

1. К работе допускаются лица, изучившие методические указания к лабораторной работе «Диагностирование тормозных систем автомобиля».

2. Все элементы конструкции стенда должны быть заземлены в соответствии с требованиями инструкции по монтажу.

3. Включение шкафа силового выключателем допускается только при установленном защитном ограждении и отсутствии людей в рабочей зоне.

4. Включение рабочего режима стенда должно производиться после проверки исправности работы двигателей опорных устройств стенда и всех датчиков.

5. При работе со стендом следует строго следовать инструкциям и предупреждениям, выдаваемым на экран монитора стойки управ­ления рабочей программой.

6. В рабочем режиме приближение к опорным устройствам стенда на расстояние менее 1 метра строго запрещается.

7. Помещение, в котором установлен стенд, должно быть оборудовано вентиляцией и обеспечено первичными средствами пожаротушения в соответствии с указаниями ГОСТ 12.4.009-83.


Теоретические положения

Определения.

Атиблокировочная тормозная система: Тормозная система АТС с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес транспортного средства в направлении их вращения.

Время срабатывания тормозной системы: Интервал времени от начала торможения до момента, в который замедление АТС принимает установившееся значение при проверках в дорожных условиях, либо до момента, в который тормозная сила при проверках на стендах или принимает максимальное значение, или происходит блокировка колеса АТС на роликах стенда. При проверках на стендах измеряют время срабатывания по каждому из колес АТС.

Время запаздывания тормозной системы: Интервал времени от начала торможения до момента появления замедления (тормозной силы).

Время нарастания замедления: Интервал времени монотонного роста замедления до момента, в который замедление принимает установившееся значение.

Вспомогательная тормозная система: Тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы АТС.

Запасная тормозная система: Тормозная система, предназначенная для снижения скорости АТС при выходе из строя рабочей тормозной системы.

Исправное состояние АТС: Состояние, соответствующее всем требованиям нормативных документов, предъявляемым к конструкции и техническому состоянию АТС.

Колесные тормозные механизмы: Устройства, предназначенные для создания искусственного сопротивления движению АТС за счет трения между вращающимися и неподвижными частями колеса.

Конец торможения: Момент времени, в который исчезло искусственное сопротивление движению АТС или оно остановилось.

Линейное отклонение автотранспортного средства - расстояние между ортогональными проекциями точки автотранспортного средства, максимально отклонившейся в результате торможения, на плоскость дороги и на линию, образованную пересечением плоскости дороги с продольной центральной плоскостью автотранспортного средства в начале торможения.

Продольная центральная плоскость автотранспортного средства - плоскость, перпендикулярная плоскости дороги и проходящая через середину колеи автотранспортного средства.

Начало торможения: Момент времени, в который тормозная система получает сигнал о необходимости осуществить торможение.

Начальная скорость торможения - скорость АТС в начале торможения.

Общая удельная тормозная сила - отношение суммы тормозных сил на колесах автотранспортного средства к полному весу автотранспортного средства.

Орган управления тормозной системы: Совокупность устройств, предназначенных для подачи сигнала начать торможение и для управления энергией, поступающей от источника или аккумулятора энергии к тормозным механизмам.

Полное торможение: Торможение, в результате которого АТС останавливается.

Рабочая тормозная система: Тормозная система, предназначенная для снижения скорости АТС.

Стояночная тормозная система: Тормозная система, предназначенная для удержания АТС неподвижным.

Торможение: Процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению АТС.

Тормозная сила: Реакция опорной поверхности на колеса АТС, вызывающая торможение. Для оценки технического состояния тормозных систем используют максимальные величины тормозных сил.

Тормозная система: Совокупность частей АТС, предназначенных для его торможения при воздействии на орган управления тормозной системы.

Тормозное управление: Совокупность всех тормозных систем АТС.

Тормозной привод: Совокупность частей тормозного управления, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения.

Тормозной путь: Расстояние, пройденное АТС от начала до конца торможения.

Удельная тормозная сила: Отношение суммы тормозных сил на колесах АТС к произведению массы АТС на ускорение свободного падения.

Установившееся замедление: Среднее значение замедления за время торможения от момента окончания периода времени нарастания замедления до конца торможения.

Устойчивость АТС при торможении: Способность АТС двигаться при торможениях в пределах коридора движения.

“Холодный” тормозной механизм: Тормозной механизм, температура которого, измеренная на поверхности трения тормозного барабана или тормозного диска, менее 100°С.

Экстренное торможение: Торможение с целью максимально быстрого уменьшения скорости АТС.

Эффективность торможения: Мера торможения, характеризующая способность тормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление движению АТС.

1.2. Основные положения планово - предупредительной системы

Ежедневное обслуживание (ЕО) включает в себя проведение контрольного осмотра (в первую очередь по узлам, механизмам и системам, влияющим на безопасность движения), уборочно-моечных операций (проводимых по потребности, с учетом санитарных и эстетических требований и условий эксплуатации) и дозаправочных работ (при необходимости доливка масла в двигатель, охлаждающей жидкости, подкачка шин и т. д.)

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) предназначено для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии, выявления и предупреждения отказов и неисправностей, а также снижения интенсивности изнашивания деталей, узлов и механизмов путем проведения установленного комплекса работ: контрольных смотровых и диагностических; крепежно-регулировочных; смазочно-очистительных; электротехнических; арматурных и других видов работ. ТО-1 проводят по «Положению» в межсменное время, т. е. автомобиль в этот день с эксплуатации не снимается.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) имеет то же назначение, что и TO-1, но проводится в большем объеме, с проведением углубленной проверки параметров работоспособности автомобиля, а также устранения обнаруженных неисправностей путем замены неисправных легкодоступных деталей и узлов (не допускается замена основных агрегатов).

Сезонное обслуживание (СО) - проводится два раза в год, весной и осенью, и предназначено для подготовки автомобилей к эксплуатации с учетом предстоящих изменений климатических условий. Его совмещают с очередным проведением ТО-2.

Текущий ремонт (ТР) автомобилей производится по потребности, выявляемой водителем в процессе эксплуатации, при ежедневных контрольных осмотрах механиками, а также в процессе проведения ТО-1 или ТО-2 при обнаружении сверх объемных работ.

Капитальный ремонт (КР) автомобилей и агрегатов производится в основном на специализированных ремонтных предприятиях. Ремонт производится с полной разборкой автомобиля на отдельные узлы и агрегаты, а те в свою очередь, на отдельные детали. После комплектации производится сборка, испытания и обкатка, после чего узлы, и агрегаты идут на главный конвейер сборки автомобилей.

Диагностика - комплекс мероприятий по оценке и определению технического состояния автомобиля, а также отдельных систем, узлов и агрегатов без разборки, по внешним признакам, путем измерения величин (параметров), характеризующих их состояние, с помощью различных стендов и приборов и сопоставление их с нормативами.

Экспресс-диагностика проводится ежедневно, выборочно или для всего подвижного состава, в основном по механизмам и системам, влияющим на безопасность движения.

Общая (комплексная) диагностика имеет целью выявление работоспособности автомобиля по выходным показателям рабочего процесса (общей мощности, тормозному пути, проценту пробуксовки и т.д.)

Поэлементная (причинная) диагностика служит для определения конкретных причин неисправностей в диагностируемых механизмах и системах автомобиля.

Диагностику, входящую в комплекс ТО-1, имеющую характер общего диагностирования, называют Д-1, а поэлементную (углубленную) диагностику при ТО-2 или ТР - Д-2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: