/. Природа и структура объективных условий
жизнедеятельности общества.
2. Объективная детерминация
государственного и муниципального управления.
3. Состав и развитость субъективного фактора.
4. Организованность субъективного фактора и ее влияние
на государственное и муниципальное управление
Проблема, поставленная в данной главе и обозначенных вопросах, имеет определяющее значение для формирования, сохранения и воспроизводства любого народа. Ибо каждый народ на планете Земля имеет свою природогеографическую нишу, на которой ему приходится осуществлять свою жизнедеятельность. И у него нет иного выбора (если не захватывать и покорять чужие территории), кроме того, чтобы эту нишу осваивать, беречь и на базе ее ресурсов создавать свое производство, свои образ жизни, культуру, мирочувствование и собственное сообщество (систему взаимоотношений между людьми).
Природогеографичвскими условиями в основном объясняются своеобразия цивилизаций, их истоки и длительность существования, характер и содержание обычаев, традиций, религий, способ производства, ментальность и многое другое. Стоит добавить или спрогнозировать это, как мы поймем, почему люди экватора мыслят и действуют иначе, чем люди северных широт, почему различны нравы у людей гор и равнин, почему люди морей живут по другому, нежели в глубинах континентов, и т. д. и т. п. Объективные основы и субъективный фактор жизнедеятельности людей всегда взаимосвязаны и взаимообусловлены, влияют друг на друга и только в своем взаимодействии позволяют понять многообразие мира, взаимозависимость и дополнительность его частей.
Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального... 35
Надо отметить, и не только применительно к России, что в последние десятилетия поданной проблеме заинтересованными кругами посеяны обширные иллюзии, будто бы информационно-техническая революция, процессы глобализации нивелируют (выравнивают) природогеографические условия и многообразие субъективного фактора и ведут к тому, что везде имеются одинаковые предпосылки для организации современного производства и повышения благополучия людей. И препятствием здесь являются всего-то лишь государственные границы и недоразвитость рыночной экономики. Причем авторами такой идеологии выступают представители стран, с наиболее благоприятными природо-географическими условиями — США, Европы, Японии, Китая и др., — которые сумели создать весьма развитый и организованный субъективный фактор.
Между тем даже с учетом имеющихся технологий производства и вновь создаваемых, с учетом нынешних и грядущих факторов глобализации и прогнозируемых изменений климата в связи с потеплением влияние природогеографических условий на жизнь людей сохраняются, потому что они являются абсолютными, и даже фантасты ничего не могут придумать иного, кроме того, что творится на Земле.
Знание объективных условий жизнедеятельности общества (речь идет о российском обществе) принципиально важно для государственного и муниципального управления при решении буквально каждого вопроса. Начиная со вступления в ВТО, когда наши партнеры по переговорам навязывают нам параметры ценообразования сырья, товаров и услуг, принятые у них в теплых широтах, вроде того, что при членстве в ВТО в Сибири будут те же жизненные условия, что и на южном побережье Средиземного моря, и кончая организацией жилищно-коммунального хозяйства в самом маленьком городке. Везде имеется своя специфика, с учетом которой только и можно принимать рациональные и эффективные управленческие решения.
Между тем по рассматриваемой проблеме среди нашей правящей элиты (разных идеологий, взглядов и подходов) проявляется недопонимание ее сути, ведущее к волюнтаризму. Россия географически относится до Урала к Европе, но представляет ее восточную часть, из-за чего изотермы (линии равных температур) на ее территории совсем другие. Температура в январе в Санкт-Петербурге, Москве и дальше на востоке равна минус
36 Глава 2
10° С, а в Боне, Париже и на юге Альп — 0° С и теплее. Растения же начинают вегетировать при температурах от +5° С весной до +5° С осенью, и благоприятный период на основной части нашей территории длится не больше 100 дней. Но холод значим не только для растений, но и для человека, его жилья и одежды, производства, коммуникаций, набора товаров и услуг и т. д. Наши же «лидеры», в том числе и интеллектуальные, считают, что в России жизнедеятельность должна развиваться по стандартам Западной Европы и США. По общим, возможно, да, но по конкретным — нет. Разве можно управлять общественными процессами, если, например, не принимать во внимание, что в Сибири, на Дальнем Востоке, Севере природогеографические условия намного суровее, нежели на остальной территории России.
Ведь и в природе (в среде нашего обитания, а не в окружающей среде, как будто не мы в ней, а она вокруг нас), и в обществе, и в самой сущности человека как биосоциальном существе имеются объективные предпосылки (основы, условия), закономерности, формы ценностей и другие проявления, которые формировались тысячелетиями, не зависимы от воли и восприятия человека и накладывают определенные ограничения на его деятельность. Поэтому странно слышать и читать о различных умозрительных общественных инновациях, абстрактно действующих в любой среде, которые не соотносятся ни с нашими поч-венно-климатическими условиями, ни с реальным географическим положением, ни с историческими традициями и образом жизни, ни с культурой и религией народов России. Порой кажется, что такие люди вот-вот отдадут приказ переделать сущность человека, которому по разным оценкам от 1,5 до 4,5 млн лет. Вроде того, что «все могут короли». Конечно, развитие человека изменяет его взаимоотношения с объективным, но последнее остается таковым, невзирая на постоянное накопление мощи человека.
Поэтому первейшим условием рациональности и эффективности государственного и муниципального управления являются познание объективного, раскрытие его внутренних зависимостей и механизмов, учет многообразных элементов и закономерностей, построение на основе знаний об объективном содержании соответствующих целей, функций, структур, технологий и принципов государственного и муниципального управления.
Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального... 37
Прежде всего в качестве объективных основ государственного и муниципального управления следует назвать природогеогра-фические, почвенно-климатические условия или, по словам П.Я.Чаадаева, факт географический. Каждый народ занимает свою территорию (нишу) на земном шаре и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф, водные ресурсы, географическое расположение, недры, воздух и т. д.) диктуют людям отвечающие им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни. Не случайно каждая из исторически известных цивилизаций, выделенных английским историком и социологом Дж.А.Тойнби (1889-1975) (по поводу чего имеются различные мнения), привязана к определенным при-родогеографическим условиям и в какой-то мере была приспособлена именно к ним.
С этой точки зрения Россия с момента возникновения имеет весьма своеобразные объективные условия для государственного и муниципального управления. Она занимает северную равнинную часть евразийского субконтинента, омываемую Ледовитым и Тихим океанами, с центром холода в Верховенске. В нынешних границах она еще более отдалена на восток и север. Здесь трудно создавать жизнь, сравнимую со странами Средиземноморья или обеих берегов Атлантики. Времена года, длительность каждого из периодов года, смена тепла и холода, переувлажненность и засуха, другие объективные явления имеют в российских широтах свою цикличность и специфику, не считаться с которыми, значит заранее обрекать управленческие процессы на негативный результат. И хотя есть прогнозы, что климат будет меняться в нашу пользу, но до этого надо дожить, а потом посмотреть, что же реально получится. Не все прогнозы и не так, как бы хотелось, сбываются. Но если что-то и изменится, то и это надо будет учитывать в процессах управления.
Ко второму роду объективных основ государственного управления целесообразно отнести естественно-общественные формы, сформировавшиеся вследствие длительного взаимодействия человека и природы. В своих исследованиях русский историк и географ Л.Н.Гумилев (1912—1992) убедительно показал, что ландшафт предопределяет сущность и формы жизнедеятельности соответствующих этносов1. Когда какой-либо народ
1 См.: Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.
38 Глава 2
тысячелетиями создает свою культуру («вторую», искусственную природу) на определенной территории и добивается гармонизации природы и своей жизнедеятельности, известного равновесного отношения между ними, то тем самым он вырабатывает как бы органичные структуры, механизмы и технологии труда, быта и социального общежития, вне соблюдения которых государственное и муниципальное управление приобретает по-сушеству разрушительный характер. Можно, конечно, путем усиленной эксплуатации природы решить проблемы двух—трех поколений, но уже последующие ощутят разорванность связей и начнут расплачиваться за предыдущую самонадеянность. Примеров тому сколько угодно, и на Севере, и на Юге.
География и способ расселения людей, типы градо- и домостроений, характер и организация поселений, технологии земледелия и животноводства, виды коммуникаций, способы и приемы труда и быта, ценности общежития, традиции, обычаи и менталитет — все это объективные свидетельства того, что соответствующими народами (сообществами людей), их отдельными частями найдены и выверены историей адекватные и адаптационные формы их существования и развития, частного и общественного поведения, отражающие своеобразие природы и климата, возможности соответствующего производства и потребления.
Отсюда проблемы соотношения мировой и национальной культуры, самобытности, оригинальности и заимствования, иными словами, общего, особенного и единичного. Необходимо не только изучать и знать достижения всего человечества, проживающего будь-то на Востоке, Западе или Юге по отношению к нам, но и понимать, что любая культура взросла в своих «координатах» естественно-общественных условий, приспособлена именно к ним и при переносе в другую культуру может быть использована лишь с учетом возможностей и способностей нашей культуры к восприятию и впитыванию (ассимиляции) иных культурных приобретений, даже самых впечатляющих и перспективных. Тем более, что органичная (собственная) культура характеризует действительное состояние жизнедеятельности людей, а привносимая (заимствуемая) — лишь вероятностное, которое может быть как лучшим, так и худшим. В данных вопросах государственное и муниципальное управление должно выверять соответствующие управленческие решения и действия историческими мерками.
Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального... 39
Все известные нам шараханья из стороны в сторону: то от традиционной самодержавной России сразу к какому-то искусственному социализму, то от этого «социализма» к непонятному никому олигархическому строю (опасаемся называть его капиталистическим), к сожалению, практически не считались с представлениями и ценностями массы людей нужных именно им формах организации жизнедеятельности. Отсюда и соответствующие результаты по всем направлениям: от семейного уклада до состояния гражданского общества и государственного аппарата. Вновь — искусственные схемы, постулаты шаблона вместо обращения к потребностям, интересам и воле людей, народа в целом.
Третий ряд объективных основ государственного и муниципального управления составляет культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором (сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня нашей объективной жизненной опорой. Цепь исторического развития непрерывна и на каждый момент времени люди (их сообщества, государства) располагают определенным национальным богатством и освоенными технологиями различных видов деятельности, которые в совокупности дают известный уровень реальной производительности труда и производительных сил. Технологии сформированы творчеством людей, часто, особенно в промышленности, имеют универсальный характер, но используются, как правило, с учетом природо-географических и естественно-общественных условий соответствующей страны и ее регионов. Многие технологии, в частности земледелия, скотоводства, лесного хозяйствования и т. д., отрабатывались веками, и в этом смысле они объективнее, первичнее форм собственности и механизмов государственной и муниципальной власти. Последние менять легче, чем первые, но именно они являются материальным источником и средством производительности труда.
К культурно-историческому наследию относятся также общественные формы жизнедеятельности людей, апробированные вековым опытом. В России, к примеру, такие из этих форм, как вече, собор, казачий круг, дума, артель, община, товарищество и другие, отличающиеся коллективистским началом, возникли, наверное, не случайно, не по усмотрению тех или иных лиц, а являются наиболее приспособленными к нашим приро-догеографическим и естественно-общественным условиям.
40 Глава 2
В противовес Западу массовый индивидуализм, умноженный на эгоизм, у нас гибелен для общества и отдельного человека. Дополнительные трудности, налагаемые на человека суровостью климата, малой производительностью земли, растянутостью коммуникаций и другими обстоятельствами, могут в России преодолеваться лишь при взаимовыручке, взаимоподдержке, сопричастности к миру — сообществу близких, надежных людей. Поэтому история народов России выработала свое представление об обществе, его формах, о правде как его принципе, о взаимоотношениях человека и общества, о многих других общественных ценностях. Причем, речь идет не об идеализации историко-культурного наследия, а всего лишь о его знании, понимании и уважении, где возможно, — о рациональном использовании.
История всегда — факт состоявшийся и объективный. К ней можно относиться субъективно по-разному: восхищаться или отвергать, постигать ее уроки или вообще игнорировать ее тенденции, но одно очевидно — история не подлежит ни изменению, ни отмене. Она состоялась, ушла в прошлое, созидаемым может быть только будущее. Следовательно, к историческому достоянию нельзя подходить с конъюнктурными мерками, вырывать те или иные его фрагменты для решения вопросов на злобу дня, давать ему произвольные оценки. Все создаваемое тысячелетиями, из поколения в поколение, при всех ошибках и заблуждениях представляет собой бесценное наследие каждого народа, каждого государства, требующее не только почтительного отношения к себе, но и умелого, разумного включения в процессы построения будущего. Важно научиться выбирать из прошлого необходимый и прочный «строительный материал».
Целесообразно подчеркнуть (и это должно стать основанием для всех последующих размышлений), что условно выделенные здесь природогеографические, естественно-общественные и культурно-исторические условия и наследуемые нами ныне их результаты в жизни выступают во взаимосвязи друг с другом как комплексное явление, внутри и в пределах которого только и может формироваться и реализовываться государственное и муниципальное управление. Это очень сложное явление с трудом поддается познанию, поскольку в нем во взаимодействии находится множество разнокачественных (по природе) элементов. Практически все науки заняты исследованием природогеогра-
Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального.; 41
фических, естественно-общественных и культурно-исторических условий жизнедеятельности системы «природа—общество—человек», но их узкая специализация (порой со своим уникальным языком) часто не позволяет получать необходимое комплексное знание. Недостаток знаний наблюдается буквально на каждом шагу. Еще большие трудности стоят на пути освоения названных объективных условий государственным и муниципальным управлением. Ведь существует сложный механизм опосредованных связей, через который объективное отражается, закрепляется и реализуется в субъективности государственного и муниципального управления, и нельзя управлять, если мы хоть чуть-чуть не знаем и не используем таких опосредованных связей, вводящих объективное в субъективное.
Осветить все многообразие взаимодействия объективного и субъективного в государственном и муниципальном управлении в предлагаемом кратком сюжете невозможно. Поэтому здесь многое представлено схематически в виде определенной логической конструкции, которая в каждом управленческом решении и действии должна наполняться конкретным содержанием, исходящим из своеобразного сочетания природогеографическо-го, естественно-общественного и культурно-исторического в соответствующем месте и времени (в тундре или на берегу Охотского моря, в долинах Кавказа или на просторах Сибири).
Прежде всего результирующим названных объективных условий выступает производственная база со своей технологией, специализацией и кооперацией в рамках территории определенного сообщества людей (государства, его составной части, города, административного района, населенного пункта). Эта база является продуктом творческой, созидательной деятельности людей, опредмечиванием их замыслов, знаний и труда. Но по отношению к целям, функциям и структуре государственного и муниципального управления она может и должна рассматриваться как объективная данность. Каждый раз надо учитывать ее состояние, потенциал, пригодность к решению тех или иных задач, возможности обновления и многое другое, в том числе и капита-
42 Глава 2
ловложения (инвестиции) предыдущих поколений в течение всего периода ее существования. Рациональность государственного и муниципального управления начинается с момента умелого, экономичного и социально-эффективного использования той производственной базы общества, которой оно располагает в каждый исторический момент.
Можно по-разному оценивать производственную базу в целом и ее отдельные элементы, но реально она представляет собой единственную материальную (техногенную) основу существования общества, и здесь долг государственного и муниципального управления однозначен.
Сегодня производственная база России разрушена почти на половину. В нынешнее положение ее привели не войны, не землетрясения и не иные стихийные бедствия, а действия конкретных руководителей, которые возглавляли перестройку и так называемую демократизацию. Последняя не имела никакого понятия о подлинной демократизации — об установлении власти народа в интересах народа.
В качестве объективного источника и детерминанты государственного и муниципального управления особо следует выделить систему экономических отношений (экономический базис общества). Данная система соединяет производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека. Истории известны различные формы собственности, в границах, принципах и нормативах которых осуществлялись экономические процессы. Основными среди них признают государственную и частную собственность, между которыми (в силу многогранности общественных связей) имеются смешанные или комбинированные формы собственности (муниципальная, кооперативная, акционерная, общественных объединений, групповая-и т. д.).
В последние два столетия в теории, политике и практике ведется постоянная дискуссия о достоинствах и преимуществах той или иной формы собственности в решении экономических и социальных проблем. Суть ее в приоритетах либо интересов «частного», «отдельного человека», либо общества в целом и их роли в повышении производительности труда и росте национального богатства. Все согласны с тем, что каждому человеку
Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального... 43
нужна собственность как основа для свободной жизнедеятельности его и его семьи. Проблемы возникают, когда речь идет об источниках (способах) приобретения собственности, ее объемах, о соотнесении с потребностями, а также целями и общественными результатами ее использования. Вообще, как показывает опыт, в любой форме собственности главное состоит в управлении ею, в том, как предоставляемые ею возможности реально влияют на развитие человека, состояние общества и сохранение природы. Каждая форма собственности имеет присущее ей «поле» своего потенциала, обусловленное уровнем, структурой производственной базы и применяемых в ней технологий.
Поэтому государство как выразитель всеобщих потребностей, интересов, целей и форма общества не может относиться избирательно к какой-либо одной форме собственности. Для него все формы собственности в равной степени важны, и оно должно для всех них создавать одинаковые экономические условия, позволяющие из форм собственности каждой при свободной конкуренции сполна выявлять свой созидательный потенциал. Если современный рынок — это система общепризнанных и обязательных правил экономического поведения всех его участников, то прежде всего государство призвано беспокоиться о создании таких правил и обеспечении их практической реализации. Но, создавая и поддерживая упорядоченность экономических процессов, государство в данном аспекте всегда связано с закономерностями экономической деятельности и свои правила (нормы) может формулировать только таким образом, чтобы они соответствовали познанным закономерностям. Иначе неизбежно противоречие между государственным управлением и интересами участников экономических процессов, ведущее к снижению динамики и эффективности последних.
Реальная жизнь — лучшее доказательство любых теоретических поступков. Обобщая 200-летнюю историю США, страны классического свободного предпринимательства, американский историк А.Шлезингер-младший (р. 1917) пришел к следующим принципиальным выводам: «...традиция государственного вмешательства в экономику — традиция столь не истинно американская и имеет столь не глубокие корни в национальной истории, будучи неразрывно связанной с именами наших величайших государственных деятелей и отражая американский дух
44 Глава 2
и национальный характер, как и соперничающая с ней традиция неограниченной свободы личного интереса и частного предпринимательства»1.
В России до сих пор нет элементарного понимания того, что любая экономическая деятельность осуществляется на территории государства с использованием ее ресурсов и с участием трудоспособной части населения (граждан), и поэтому она должна осуществляться по правилам, установленным законодательством, и в интересах общества, формой которого выступает государство. Взамен этого представления о бизнесе таковы: он волен делать то, что ему угодно и, разумеется, только к выгоде собственников капитала.
Наряду и совместно с экономикой важное значение в роли детерминанты государственного и муниципального управления принадлежит социальной сфере общества, состоящей из специфических социальных интересов, социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры. Социальные интересы — это интересы сохранения, самообеспечения и воспроизводства человеческой жизни, более всего они выражаются в общении, быту, потреблении социальных услуг. Социальные отношения в научной литературе сводятся к отношениям по обеспечению жизненными средствами, воспроизводству социальных и природных данных человека, приобщению к производству, адаптации совокупного человека к существующей или изменяющейся системе общественных отношений. Под социальной инфраструктурой понимается совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения социальных интересов людей. Это набор структур по оказанию социальных услуг, начиная с родильного дома и кончая местом панихиды. Функционально здесь актуальна каждая структура, ибо виды социальных услуг не взаимозаменяемы.
За тысячелетнюю историю социальная жизнь людей выработала определенные формы, закономерности, традиции, даже стереотипы, которые ее поддерживают и воспроизводят в соответствующих объективных условиях и более конкретно — на основе имеющейся производственной базы и системы экономических отношений. Отсюда существуют сильные зависимости между экономической деятельностью и социальное жизнью об-
1 См.: Шлезингер-младший А. Циклы американской истории. М, 1992. С. 367.
Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального... 45
щества, многогранные прямые и обратные связи между ними. В общем и целом социальные потребности людей приспосабливаются к экономическим возможностям общества, иначе историческая жизнь могла бы не состояться. Часто социальные потребности удовлетворяются лишь в ограниченных масштабах (частично), что придает социальной жизни обедненный и односторонний характер, сказывающийся на самочувствии и развитии человека.
По идее и теоретическим рассуждениям либералов, социальная жизнь должна иметь свободный характер, развиваться в естественных и имманентных формах в соответствии со своими закономерностями. С этим можно согласиться, но только в том смысле (и в границах), что социальная жизнь имеет свои объективные основания и должна складываться с учетом потребностей и интересов людей. За пределами названного социальная жизнь формируется сознательно, является управляемой и способна приобретать необходимые уровень, состав и структуру лишь при поддержке государства. Ведь для общества важны не отдельные элементы (или составные) социальной сферы, даже если они и хорошего качества, а их системные образования, обеспечивающие равноправие людей в доступе к социальным услугам по всей территории страны (системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, отдыха, физической культуры и спорта, информации, духовного развития человека и т. д.). Современное государство несет ответственность перед обществом за состояние и темпы развития его социальной сферы. Тем самым оно призвано постоянно ориентироваться на происходящее в социальной жизни, знать исторически и национально выверенное (традиционное), различать объективное и субъективное, вырабатывать и реализовывать свои управляющие воздействия на основе социальных потребностей и интересов людей и в целях их удовлетворения.
Тем более, что государство (не путать с госаппаратом) в соответствии с Конституцией РФ (ст. 2) взяло на себя обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Взяло, но на практике госаппарат стремится от этих обязанностей избавиться и возложить их на самого человека.
Объективная детерминация государственного и муниципального управления идет также от духовной культуры общества,
46 Глава 2
имеющей как бы два среза: субъективный, связанный с тем, что духовность есть проявление субъективного фактора (сознания и деятельности людей), и объективный, отражающий материальное закрепление духовного, превращение его в историческое наследие. Речь идет об объективном, исторически закрепленном в духовной культуре общества.
Каждый народ выработал, сохранил и усвоил свою систему духовных ценностей — религиозных, мировоззренческих (философских), идеологических, этических, художественных, педагогических и других, к которым государственное и муниципальное управление должно относиться как к объективным фактам. Порой эти ценности бывают консервативными, идеалистическими, мифологическими, противоречащими целям современного государственного и муниципального управления. Но в них может обнаруживаться немало умозрительного, ограниченного, приспособленного лишь к конкретной национальной самобытности. Есть в духовной культуре и заимствованное, которое недостаточно ассимилировалось и рассматривается людьми как нечто чуждое, искусственно навязанное. Государственному и муниципальному управлению со всем приходится считаться, поскольку объективно-духовное: а) формирует человека с определенными духовными ориентациями, ценностями и запросами, сказывающимися на типе участника управленческих процессов; б) создает духовную атмосферу, в которой вырабатываются и реализуются соответствующие управляющие воздействия; в) делает понятным язык управленческих решений и действий, что способствует их осуществляемое™.
Вне знания и учета объективно духовного государственное и муниципальное управление может отклоняться от представлений людей о должном, о правде жизни, не восприниматься и не поддерживаться ими, встречать с их стороны пассивное и активное сопротивление. Нередко подобное ведет к противопоставлению государства и общества.
Источником и постоянным импульсом объективизации государственного и муниципального управления служит рожденный духовной культурой общества научно-технический прогресс. Этот прогресс осуществляется в сложнейшей системе: «наука — техника — производство — природа — общество — человек», где каждый элемент, во-первых, приобретает смысл и реализуется лишь в общественном отношении, при удовлетворении им оп-
Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального... 47
ределенной общественной потребности или при выполнении общественной функции и, во-вторых, неразрывно сочленен с человеком, создается и преобразовывается благодаря его интеллектуальной физической активности.
Научно-техническое развитие вызывает изменения во всех сферах жизнедеятельности людей, серьезно корректирует влияние объективных условий на решение общественных проблем. Оно открывает новые возможности перед людьми, использование которых всецело зависит от людей их общественной организации. Как свидетельствует история, одни и те же научно-технические открытия в разных странах дают существенно разные социальные и экологические результаты, и, главным образом, по причине того, что не везде государственное и муниципальное управление (да и менеджмент) осознает характер и потенциал научно-технических новаций. Анахронизм и инертность управления способствуют отставанию от многих стран.
В начале XXI в. научно-технический прогресс привел к масштабной информационно-технологической революции, которая управляющим параметром для очень многих процессов выдвинула компьютер, обладающий памятью и быстротой обработки информации весьма выше человеческой. Информационные сети (паутина) практически охватили весь мир и позволяют на многие расстояния и мгновенно передавать большие объемы управленческой информации. Все это создает новые условия и факторы, определяющие жизнедеятельность органов государственного управления и местного самоуправления.
Таким образом, объективизация государственного и муниципального управления идет от комплекса источников, детерминант и импульсов по линиям: природогеографических, поч-венно-климатических условий; естественно-общественных форм обеспечения людей; культурно-исторического наследия; производственной базы, системы экономических отношений; традиций и структуры социальной жизни; объективного в духовной культуре; научно-технического прогресса и другим, которые могут быть обнаружены при более глубоком раскрытии данной проблемы. Освоение этого комплекса зависит от развитости и организованности субъективного фактора и от его связи с государственным и муниципальным управлением.
48 Глава 2
Состав и развитость субъективного фактора в государственном и муниципальном управлении заслуживают всяческого внимания, поскольку среди разных руководителей распространено мнение, будто люди могут все, надо только их заставить сделать это. Отсюда непрерывные взывания к силе, диктатуре, «закручиванию гаек», прессингу и прочему. В результате вершатся разные революции, реформы, преобразования, людям постоянно навязывают чуждые им идеалы и ценности, будь то колхозы или фермерство и т. д. и которые часто не приспособлены к объективным условиям их существования, характеру и результатам предшествовавшей истории. Безусловно, человек, сообщество людей могут очень многое, но для этого они должны осознавать значение дела и быть подготовлены к нему.
В силу массы условий и факторов, частично известных, а частично — нет, не только разные люди, но и разные народы имеют свое мирочувствование, миропонимание, свою способность к определенному мышлению и поведению, к определенным (избранным) видам деятельности. Скажем, немало людей просто физически не в состоянии выдержать перегрузки при высшем пилотаже самолета, и это не их вина. Как при одной и той же температуре одним почему-то холодно, а другим — жарко. Вследствие длительного исторического развития, географического положения, почвенно-климатических условий, определенного (традиционного) образа жизни и т. д. разные народы выработали свои навыки, умения, обычаи, правила социального общежития, семейные взаимоотношения и многое-многое другое, с чем субъектам любого вида управления нельзя не считаться. Все это, конечно, меняется, обновляется, но надо знать, в каком направлении и как идут соответствующие процессы и к чему они подвели на день принятия управленческого решения.
Обращение к субъективному фактору в теории государственного и муниципального управления имеет двоякий смысл. Во-первых, государственное и муниципальное управление само составляет часть субъективного фактора и тем самым во многом определяется его состоянием, зависит от его потенциала; во-вторых, место, роль и другие проявления государственного и муни-
Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального... 49
ципального управления в свою очередь также зависят от уровня развития и организованности субъективного фактора. Без ориентации на субъективный фактор и на его влияние на управленческие процессы трудно понять практически любой вопрос государственного и муниципального управления. Например, почему даже в условиях глобализации в одних странах имеет место быстрое экономическое развитие, а в других — нет?
Субъективный фактор олицетворяет собой (что важно подчеркнуть) сознание в действии, определенное слияние мыслительного и практического процессов. Именно воплощение сознания в деятельности, его «материализации», объективное закрепление и представление позволяют судить о содержании, возможностях и силе сознания. Даже библейское «и сказан Бог: да будет свет. И стал свет» и так многократно (см. Бытие, гл. 1, п. 3—29) говорит о связи сознания и его практического результата, слова и дела. Между тем наблюдаются, особенно в интелли-гентствующих кругах, разрыв между мышлением и практикой, упование лишь на слово и его магические свойства. Говорится много, да мало реально делается.
Оба связанных между собой элемента субъективного фактора — сознание и деятельность — имеют многогранный характер и сложную структуру. Они исследуются в философской, социологической и психологической науках, и сказанное здесь является лишь выводом из них, и то применительно к запросам теории государственного и муниципального управления. Сознание отличается разными уровнями — общественное, обыденное, массовое, коллективное, индивидуальное, выступает во многих формах — мифологическое, религиозное, научное, художественное, историческое и т. д., имеет разные социально-психологические параметры.
Определяющими для государственного и муниципального управления, которое имеет дело с самыми разными людьми, являются противоречивость, неустойчивость, пластичность и разнообразие сознания. В этом — источник многих проблем. Люди с разным сознанием действуют в иерархии государственных и муниципальных органов и должностей. Одни и те же решения они интерпретируют различно, исходя из собственного понимания. Тоже относится к управляемым объектам и условиям их функционирования. Люди, занятые в управляемых объектах, естественно руководствуются своим сознанием, которое
50 Глава 2
может весьма отличаться от того, в соответствии с которым принимались те или иные управленческие решения. В результате и государственное, и муниципальное управление, и его управляющие воздействия, и их восприятия управляемыми объектами состоят из множества разнокачественных элементов сознания, создающих сложнейшие условия для управленческих процессов. Отсюда имеют место неопределенность, вероятность как в содержании управленческих решений, его толковании и аудентичности понимания, так и в надежности его реализации.
Деятельность — многомерное явление, выражающее в совокупности способность человека (сообществ людей) физически и интеллектуально производить (создавать, творить) необходимые ему продукты и условия его жизнедеятельности. Она служит моментом перехода, «превращения» сознания в материальность, вследствие чего сформированные в сознании идеи, сюжеты, представления, образы, логические конструкции (проекты), интересы, замысли и т. д. приобретают соответствующую предметность, превращаются в реальность, пригодную для потребления. В то же время это — способ реатизации сущности человека и механизм его взаимодействия с другими людьми (обмен деятельностью), основной канал его социализации. Деятельность — единственный способ создания людьми материальных и духовных продуктов и социальных условий своей жизни, определяющий фактор развития сознания как отдельного человека, так и общественного сознания, непременное, неотъемлемое и главное основание личности. Только говорящий человек еше не человек, надо чтобы он делал дело, важное для других, поскольку все взаимозависимы.
На психологическом уровне деятельность рассматривается в системе: «сознание — деятельность — объективный мир», когда раскрываются сложные механизмы отражения потребностей в сознании человека, выработки целей и мотивов поведения, формирования установок как факторов стабилизации деятельности, обеспечения ее устойчивости и непрерывности.
На социологическом уровне исследуются общественный и частный характер деятельности, ее обусловленность социальными факторами, роль общественных отношений в развитии деятельности, преобразования в деятельности в процессе исторического развития и иные аспекты.
Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального... 51
На праксеологическом и эргономическом уровнях внимание сосредотачивается на конкретных приемах, способах, навыках, формах деятельности, на связи человека с орудиями и средствами труда, принципах коллективно организованной деятельности, механизмах овладения человеком современной техникой, технологией, информацией и т. д.
Все уровни и аспекты человеческой деятельности важны для органов государственного и муниципального управления, поскольку их главный общественный смысл состоит в активизации и организации деятельности. К сожатению, в российской истории почти всегда вопросы рациональности, совершенства и эффективности деятельности находились на низком уровне. Здесь проявляется какой-то никем не раскрытый парадокс: за последние два века Россия произвела огромную интеллектуальную продукцию. Созданы уникальные механизмы, конструкции, технологии, по многим показателям опережающие зарубежные аналоги. Но все это в единичных образцах, для узкого круга потребителей. От отдельных «высоких» технологий и современных механизмов и конструкций нет продвижения к массовому освоению и тиражированию. В сельском хозяйстве, промышленности, сфере услуг, образовании, здравоохранении, даже в самом государственном и муниципальном управлении преобладают технические средства, технологии, приемы и формы деятельности, отстающие от передовых стран на много лет. Установка импортных компьютеров здесь мало что меняет, ибо не они являются здесь главными. Господствует рутинная деятельность, ориентированная на мускульную силу человека, особенно в управляемых объектах. Естественно, что состояние деятельности в стране не создает предпосылок для роста благосостояния людей и цивилизованного (как принято говорить) обустройства жизни (жилье, транспорт, услуги и т. д.).
Можно констатировать следующие посылки для понимания многих процессов в области государственного и муниципального управления:
субъективный фактор в своем составе содержит элементы различного уровня развития, ориентации и потенциала, по-разному соотносящиеся и взаимодействующие между собой (это совокупность самых многообразных проявлений сознания и деятельности миллионов людей);
52 Глава 2
развитие субъективного фактора — сложный процесс, в котором все элементы и свойства преобразовываются неравномерно, при противоречивом подчас влиянии друг на друга; они по-разному и в неодинаковой мере отражают объективную действительность, по-разному поддаются ее влиянию и столь же различны их собственная устойчивость, самостоятельность, способность к изменениям (одни элементы более адаптивны, другие наоборот, более консервативны);
различные элементы и свойства субъективного фактора с разной силой, целенаправленностью и рациональностью влияют на объективную действительность (мера соотношения сознательности и стихийности в них различна); последствия влияния их на объективную действительность также многообразны — от конструктивных, созидательных до негативных, разрушительных;
за последние 15 лет субъективный фактор страны подвергся значительным разрушениям, многое потерял в своем сознании и деятельности, по многим параметрам (здоровье, образование, жизненные мотивы) стал слабее, инертнее, во многом дезорганизована его системность.
Развитие общественного сознания и одновременная его дифференциация (по формам, содержанию, освоению индивидуальным сознанием и т. д.), усложнение общественной деятельности в целом и в связи с этим углубление специализации индивидуальной (подчас коллективной) деятельности определяют остроту вопроса о рациональном сочленении единичных и коллективных элементов сознания и деятельности. Существует предел специализации деятельности, за которым она теряет всякий интерес для человека. Многие отрицательные моменты имеет чрезмерная «специализация» («сужение») сознания. Не случайно современная жизнь создала проблему освоения «стыков» наук. «Специализация» сознания и деятельность отдельной личности — проблема не только психологическая, но и социально-психологическая, даже физиологическая, основывающаяся на комплексности и многогранности человека. Вместе с тем специализация производства, а на его основе и определенная «специализация» (профессионализация) сознания и деятельности), — объективный факт, предполагающий умелое, эффективное кооперирование единичных, «специализированных» проявлений субъективного фактора.
Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального... 53
Для государственного и муниципального управления имеют значение все процессы, свойства и возможности субъективного фактора. Здесь обнаруживаются самые жесткие коррелятивные зависимости, которые либо способствуют управленческим процессам, либо их тормозят, деформируют и разрушают. В наш менталитет глубоко вошел ложный стереотип: мол то, что было замыслено или решено в государственном и муниципальном управлении, непременно должно получиться на практике. На самом деле не все так просто и однозначно, и многое зависит от того, насколько, к примеру, регулятивные элементы субъективного фактора государственного и муниципального управления совпадают, поддерживают развитие обшества.
Прежде всего речь идет о соотношении интересов и целей субъективного фактора и интересов и целей, реализуемых государственным и муниципальным управлением. Сложная структура субъективного фактора приводит к тому, что часто индивидуальные, а также и групповые (коллективные) интересы и цели весьма отличаются от всеобщих интересов и целей, объективно стоящих в поле зрения государственного и муниципального управления. Возможна и обратная ситуация, при которой эгоизм и некомпетентность власть предержащих превращает интересы и цели государственного и муниципального управления в нечто противоречащее всеобщим интересам и целям субъективного фактора. Необходима подлинно демократическая организация государственного и муниципального управления, обеспечивающая согласованность, взаиморазвитие и актуальность интересов и целей субъективного фактора государственного и муниципального управления.
Важное значение принадлежит «наложению» и взаимодействию социальных норм, которые признаны субъективным фактором, с одной стороны, и которыми руководствуется государственное и муниципальное управление, с другой. Ведь субъективный фактор исторически сформировался и поддерживается многообразной совокупностью религиозных, моральных, эстетических, правовых и других норм, традициями и обычаями. Государственное и муниципальное управление по замыслу должно формироваться и реализовываться в соответствии с духом и буквой законов, которые, в свою очередь, должны отвечать представлениям о праве. Часто между различными социальными нормами, в том числе и законами, существуют проти-
54 Глава 2
воречия, и люди сами делают среди них выбор; поведение, смоделированное в социальной норме, и реальное поведение тоже весьма различаются; результаты, предполагаемые от следования социальным нормам, и полученные на практике не совпадают. Часто дают о себе знать так называемые двойные стандарты: для субъектов управления — одни, а для управляемых объектов — другие.
Поэтому государственное и муниципальное управление призвано исходить из реального состояния нормативной урегу-лированности субъективного фактора, объективно оценивать место и роль различных видов социальных норм и лишь на этой основе вырабатывать и осуществлять свои управляющие воздействия.
Следует, наконец, принимать во внимание связанность мотивов и стимулов поведения людей в личной и общественной жизни и, соответственно, в процессах государственного и муниципального управления. Весьма часто «должное» и «сущее» в поведении и деятельности людей дистанцируются далеко друг от друга. Проповедуется и утверждается одно, делается совсем другое, и это другое получает свою мотивацию в сознании многих людей. Несовпадение мотивов и стимулов приводит к тому, что стимулы, особенно содержащиеся в государственном и муниципальном управлении, не срабатывают. Вроде бы давно проблема стимулов исследуется, но до сих пор в государственном и муниципальном управлении система стимулов не представлена в реально действующем виде. Из-за этого реализуемость государственного и муниципального управления желает лучшего. Повышение лишь зарплат срабатывает на короткое время и мало влияет на эффективность управления.
Вырисовывается сложная система элементов субъективного фактора: «потребности — интересы — цели — воля — нормы — мотивы (установки) — стимулы», в рамках которой формируется и реализуется государственное и муниципальное управление. Развитость и организованность этой системы во многом определяют возможности государственного и муниципального управления и характер его взаимоотношений с обществом.
Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального... 55
Вопросы о месте и роли, возможностях и объектах, потенциале и пределах государственного и муниципального управления нельзя рассматривать абстрактно, из самих себя, сугубо умозрительно. Они обусловлены, причем в весьма существенных моментах, организованностью субъективного фактора, возникающей под влиянием многих общественных усилий. Организованность (как и дезорганизованность) создается объективными и субъективными источниками, импульсами и механизмами, в результате чего многое здесь определяется состоянием общественных связей и, в конечном счете, сознанием, поведением и деятельностью каждого отдельно взятого человека.
Следует признать, что в обществе, несмотря на обилие организационных структур, всяких органов и организаций, призванных упорядочивать общественные процессы, дают о себе знать стихийные, анархические, хаотичные механизмы как объективного, так и субъективного свойства. Природные катаклизмы, технологические аварии, пожары от молний, эпидемии и эпизоотии выводят неожиданно и помимо воли людей некоторые процессы из состояния равновесия, а в локальных масштабах порой их совсем разрушают. Видимо, чернобыльская катастрофа и землетрясение в Армении немало повлияли на судьбу СССР. Деструкция общественных связей часто идет из-за субъективистских умозрений и мнений: нетерпимого, раскольного, злоумышленного сознания, антиобщественного и преступного поведения, бессознательной и разрушительной деятельности. Кстати, динамика преступности: при ослаблении борьбы с ней и определенном росте ее удельного веса она приобретает организованный характер и начинает диктовать обществу свои условия и волю. Значит, субъективная негативная стихийность имеет известные пределы, перейдя которые она становится организованной, но с целями, противоположными общественным.
Стихийные механизмы, как объективные, так и субъективные, могут приносить и позитивные результаты (счастливая случайность), сказывающиеся на общественном развитии. Важно постоянно отслеживать характер, направления и объем действия стихийных механизмов и на основе соответствующих
56 Глава 2
знаний выстраивать государственное и муниципальное управление.
Большое место в организации субъективного фактора принадлежит менеджменту, общественному управлению и общественному самоуправлению. Эти виды управления связаны между собой тем, что их субъектом выступает непосредственно само общество, но различаются они по уровню и характеру организованности. В общественном самоуправлении проявляет себя общественная самодеятельность людей, опирающаяся на соответствующие общественные институты. Это: семья, собственность, мораль, право (в социологическом смысле), традиции, обычаи, иные регуляторы, используемые людьми при реализации своего статуса свободной личности (в отличие от статуса гражданина). В общественном управлении задействованы специальные общественные организационные структуры, создаваемые для осуществления определенных целей: общественные объединения, партии, религиозные организации, органы территориального общественного самоуправления и т. д. Статус таких структур регулируется законодательством, а сами они имеют сложную организацию, во многом выступают организационной основой того, что именуется «гражданским обществом».
Менеджмент организует активность субъективного фактора, главным образом, в экономической и социальной сферах, хотя он может трактоваться и шире. В системе рыночных отношений, как вид управления, он играет большую роль.
При развитой демократии и состоявшихся общественных институтах и структурах определяющую роль в организации субъективного фактора призваны играть общественные самоуправление и управление, между которыми порой трудно провести четкую грань, а также менеджмент. Но даже в странах с устойчивой историей (без войн и революций) и относимых к передовым общественной саморегуляции явно недостаточно для придания субъективному фактору необходимой организованности. Более того, довольно часто плюрализм форм общественной саморегуляции приводит к возникновению между ними противоречий, конкуренции, борьбы за доминирование. Вместо организации субъективного фактора вокруг согласованных, общих интересов и целей в нем самом наблюдаются напряженность, конфликты, изнурительные столкновения. В результате силы субъективного фактора уходят не на созидание, а на выяснение «отношений»
Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального... 57
между различными общественными, в том числе политическими, институтами и структурами.
В любом обществе существуют проблемы консолидации и интеграции субъективного фактора, решаемые посредством выдвижения определенных идей и создания обеспечивающих их институтов и структур. Таких идей можно выделить несколько.
Исторически первыми были идеи сохранения и укрепления родоплеменных отношений, которые и сейчас кое-где выполняют свои функции. Позднее эти идеи преобразовались в нацио-натьные (в частности, и в виде самоопределения наций), приведшие и приводящие к становлению так называемых национальных государств. «Так называемых» потому, что практически нет государств с мононациональным составом. Национальные идеи имеют как позитивный, так и негативный смысл, а главное, — серьезные ограничения, поскольку нередко нарушают принцип равноправия наций. Кроме того, придание какому-либо государству односторонне национального признака обычно ущемляет права и свободы представителей других наций (национальных меньшинств). Поэтому консолидирующие функции национальных идей весьма относительны и требуют (в политическом плане) очень осторожного и ответственного обращения.
В истории всегда большую объединительную роль выполняли религиозные идеи и обеспечивающие их организации (церкви). В современных условиях принадлежность к той или иной религии является частным делом человека, в результате чего многие общества превратились в поликонфессиональные, в которых разные люди свободно исповедуют различные верования. Тем самым религиозные идеи в организации субъективного фактора встречаются с жесткими пределами, вытекающими из свободы совести любой личности. Признавая это, большинство посчитало целесообразным провозгласить светский характер своих государств.
Большие надежды в свое время (да и сейчас) возлагали на объединительные возможности социальных идей, в том числе социалистических и коммунистических. Предполагалось, что пролетарию, рабочему, крестьянину, одним словом — труженику, нечего делить, что во всех странах они имеют идентичные интересы, способные их объединить чуть ли не в мировом масштабе. В какой-то мере данные идеи воплощались в исторической практике: I и II Интернационалы, Социалистический интернационат, Коммунистический интернационал и т. д. Одна-
58 Глава 2
ко в целом события XX в. не оправдали надежд, возлагавшихся на социальные идеи, хотя многое конструктивное из них вошло в жизнь и существенно преобразовало общества. Как и в отношении других идей, было выявлено, что социальные идеи имеют определенное «поле» позитивного действия, выход за пределы которого приводил к разрушению органичных взаимосвязей между различными (в социальном плане) людьми. Ведь обществу, урегулированному справедливым законом, нужны все классы, социальные слои и сословия, профессиональные группы, придающие ему посредством сотрудничества комплексный характер.
Вообще, когда речь заходит о субъективном факторе в России, надо прекратить схоластические споры, противопоставления на тему «что лучше — государство или общество, управление или самоуправление», а заняться эмпирическим измерением реального состояния тех или иных процессов. Практической отдачей от такого состояния является конкретная жизнь, легко фиксируемая множеством критериев и показателей. На их основе и можно судить о целесообразности управления со стороны государственных и муниципальных органов.
В условиях, когда организованность субъективного фактора за счет собственных сугубо общественных сил не вполне отвечает содержанию и актуальности проблем, стоящих перед людьми в наши дни, сохраняют и скорее всего укрепляют свое значение идеи государственности, которые как бы впитывают в себя другие консолидирующие идеи и организуют общество во всей его целостности и многообразии. Именно государство, выражая всеобщие потребности, интересы и цели, представляя и законодательно закрепляя всеобщую волю, может и должно посредством своих управляющих воздействий ограничивать «поле» и ослаблять действие негативных стихийных механизмов, поддерживать и развивать общественную саморегуляцию.
Государство несвободно в определении своего места и роли, своих функций и поведения в общественной жизнедеятельности людей. Оно, как уже отмечалось, связано обществом. И если в последнем деструктивные элементы выходят за пределы допустимого, если общественные связи разорваны или находятся в состоянии конфронтации, если общественные институты и структуры сами не справляются со своими задачами и т. п., то государство в интересах сохранения общества вправе и обязано использовать весь потенциал своего аппарата, в том числе его
Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального... 59
возможности принуждения. Ибо только в условиях спокойствия, безопасности людей, целесообразного труда возможно развитие общества и решение любых его проблем.
Осознание объективных основ и субъективного фактора государственного и муниципального управления имеет не только общетеоретический смысл, раскрывающий «среду» формирования и реализации соответствующих управляемых воздействий, но и практический. Каждый раз в каждом государственном или муниципальном органе, когда разрабатываются, принимаются и исполняются управленческие решения, а также совершаются управленческие действия, необходимо прежде всего уяснить и достоверно оценить те конкретные, порой уникальные, объективные условия и потенциал субъективного фактора, в рамках и с использованием которых осуществляются управленчес. we процессы. Это - одна из аксиом государственного и муниципального управления.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое объективные основы государственного и муни
ципального управления и в чем их управленческий смысл?
2. Структура объективных основ государственного и муни
ципального управления. Дайте примеры из своих мест.
3. Состав субъективного фактора; взаимозависимости и раз
витость его элементов.
4. Роль государственного и муниципального управления в
организации субъективного фактора.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. 2-е изд., доп. М., 2004.
Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993. С. 97-157.
Поршев А.П. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остается здесь. М., 1999. С. 9—27.
О Атаманчук Г.В. © Ульянова А.Я.
Глава 3
Структура государственного и муниципального управления.
целеполагающих, функциональных
и организационных элементов. Общее
и особенное в разных странах мира
/. Система и структура государственного и муниципального
управления.
2. Особенности построения государственного и муниципального управления в унитарном и федеративном государствах, в
парламентской и президентской республиках. 3. Сравнительный анализ организации государственного и
муниципального управления в разных странах.
4. Особенности формирования правового статуса и процедур
функционирования органов государственного и муниципального
управления в зарубежных государствах
Функционирование системы государственного и муниципального управления — сознательное, целенаправленное воздействие государственной власти и местного самоуправления на общество для реализации своих целей, задач и функций. Это воздействие осуществляется законодательной, исполнительной, распорядительной и судебной работой государственных органов и органов местного самоуправления, в основе которой находится профессиональная деятельность по осуществлению их полномочий.
Сущность общественной роли системы государственного и муниципального управления состоит в том, что, отражая, хотя бы формально, общую волю граждан, управление оказывает це-леполагающее, организующее, регулирующее влияние на общество. Поэтому важно выделить аспекты, определяющие степень реализации данной системой своих общественных функций.
Структура государственного и муниципального управления. Сравнительный анализ... 61
Главный из них — насколько система государственного и муниципального управления воплощает в себе общие потребности, интересы, цели и волю граждан; как она, практически управляя общественными процессами, обеспечивает развитие общества.
Организующая роль системы государственного и муниципального управления в жизни общества при решении основных вопросов общественного развития реализуется через функции правового государства, отличительные черты которого — демократизм, целостность, рациональность и эффективность.
В целом разнообразные функции по поддержанию жизнедеятельности общества в той или иной степени реализуются через систему и аппарат государственного и муниципального управления.
Взаимозависимость уровня управления и состояния общества предполагает объединение в логическую целостность трех моментов: 1) государства как системно организованного субъекта управления; 2) общественной жизнедеятельности людей, воспринимающей управляющие воздействия и реагирующей на них; 3) самих управляющих воздействий, образующих активные взаимосвязи государства и общества. Речь идет о