Прямая связь осуществляется через управленческое воздействие для достижения целей управления.
Существуют 3 основных метода управления, которые отличаются различными способами воздействия на людей:
1. Административно – распорядительные - базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
2. Экономические - основываются на правильном использовании экономических ресурсов.
3. Социально-психологические - базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».
Способы административного воздействия:
1) штатное расписание; 2) положение о подразделениях;
3) должностные инструкции; 4) организация рабочего места;
5) коллективный договор; 6) правила трудового распорядка;
7) организационная структура управления; 8) Устав организации.
Распорядительные воздействия:
1) приказы; 2) распоряжения; 3) указания; 4) инструктирование;
5) наставления; 6) целевое планирование; 7) нормирование труда;
8) координация работ; 9) контроль исполнения.
Формы воздействия:
|
|
1. формальное ( приказ, распоряжение, указание)
2. неформальное (рекомендация, совет, предостережение)
6. Обратная связь между объектом и субъектом управления (система контроля, коммуникации, отчет о проделанной работе, социально - психологический климат в коллективе, настроения работающих и т.д. )
Обратная связь – это сигналы, выражающие реакцию объекта на управляющее воздействие.
Критерии и показатели эффективности системы управления
(для каждой организации свои показатели эффективности)
Показатели | год | год | год | Отклонение (абсолютное, относительное) |
Объем производства товаров, работ, услуг (руб./шт.) | ||||
Выручка от реализации, руб | ||||
Себестоимость, руб | ||||
Прибыль, руб | ||||
Уровень рентабельности, % | ||||
Производительность труда, руб./чел | ||||
Численность персонала, чел | ||||
Текучесть кадров, % | ||||
Расходы на управление, руб | ||||
Норма управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления) | ||||
Количество обрабатываемых документов (принимаемых посетителей) (ед.) | ||||
Оказание дополнительных услуг (ед.) | ||||
Трудоемкость обработки информации (ед.врем.) | ||||
………… |
На основании проведенного анализа и оценки эффективности действующей системы управления сделать вывод.
Тема 2.1. Руководитель как субъект управления (4 часа)