Ф И Л О С О Ф И Я
Москва-2009
УДК …
ББК …
Моисеева Н.А., Сороковикова В.И.
Философия: краткий курс – М., 2009. 25… с.
ISBM …
Учебно-практическое пособие состоит из 8 модулей, написанных в соответствии с государственным стандартом по философии. В них раскрыта сущность философии, ее основные проблемы и функции. В пособии излагаются историко-философские проблемы, вопросы социальной философии, философской антропологии. Уделено внимание философскому осмыслению глобальных проблем современности.Каждый модуль снабжен основными понятиями и терминами, упражнениями и задачами, тренировочным тестом. В заключении представлены философские персоналии.
Учебно-практическое пособие предназначено для дистанционного образования, а также для студентов вузов очной и заочной форм обучения.
· Моисеева Н.А., Сороковикова В.И.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….5
Модуль 1.Философия и ее роль в жизни общества ………………………7
1.1. Литература………………………………………………………………….8
1.2.Что такое философия? Социокультурная ценность философского знания
1.3. «Границы» философского знания ………………………………………10
1.4. Структура философского знания………………………………………...13
1.5. Функции философии……………………………………………………...16
1.6. Философия в структуре мировоззрения…………………………………18
1.7. Методы философских исследований……………………………………22
1.8. Генезис философии……………………………………………………….23
1.9. Обобщение по модулю…………………………………………………...26
1.10. Основные понятия и термины………………………………………….26
1.11. Упражнения и задачи……………………………………………………27
1.12. Тестовые задания………………………………………………………...28
Модуль 2. Зарождение философской мысли: древнеиндийская, древнекитайская, античная философия ………………………………….30
2.1. Литература…………………………………………………………………30
2.2.Общие закономерности и различия проблематики философии Востока
и Запада…………………………………………………………………………31
2.3.Древнеиндийская философия……………………………………………..33
2.4.Древнекитайская философия……………………………………………...36
2.5.Античная философия………………………………………………………39
2.5.1. Доклассическая философия………………………………39
2.5.2. Классический период……………………………………..40
2.5.3. Эллинистический период………………………………....43
2.6. Обобщение по модулю……………………………………………………45
2.7. Основные понятия и термины……………………………………………45
2.8. Упражнения и задачи…………………………………………………..…46
2.9.Тестовые задания………………………………………………………….47
Модуль 3. Философия средних веков, Возрождения, Нового времени и Просвещения ………………………………………………………………...48
3.1. Литература……………………………………………………………..…49
3.2.Философия средних веков…………………………………………………50
3.2.1. Апологетика и патристика……………………………….51
3.2.2. Схоластика………………………………………………..53
3.3.Философия эпохи Возрождения……………………………………….…54
3.4.Философия Нового времени………..……………………………………..58
3.5.Философия Просвещения………………………………………………….62
3.6.Обобщение по модулю…………………………………………………….66
3.7.Основные понятия и термины…………………………………………….67
3.8.Упражнения и задачи………………………………………………………68
3.9.Тестовые задания…………………………………………………………..69
3.10. Контрольная работа №1 ………………………………………………..71
Модуль 4. Европейская философия ХIХ-ХХ вв.
Русская философия …………………………………………...72
4.1. Литература………………………………………………………………...73
4.2. Немецкая классическая философия……………………………………75
4.3. Марксизм…………………………………………………………………
4.4. Неклассическая и постклассическая европейская философия
ХIХ-ХХ вв.…………..……………………………………………….80
4.4.1. Философия жизни ……………………………….…81
4.4.2. Психоаналитическая философия…………………..83
4.4.3. Экзистенциализм …………………………………84
4.4.4. Позитивизм и неопозитивизм ……………………..85
4.4.5. Структурализм и постструктурализм. Постмодернизм. …………….86
4.5.Русская философия…………………………………………………….…88
4.5.1. Становление русской философии ХI-ХVIIвв…………90
4.5.2. Русская философия ХVIII-перв. четв.ХIХ в…………..91
4.5.3. Русская философия ХIХ- ХХ вв………………………92
4.5. Обобщение по модулю…………………………………………………..97
4.6. Основные понятия и термины…………………………………………..97
4.7. Упражнения и задачи……………………………………………………101
4.8. Тестовые задания……………………………………………………..…102
Модуль 5.Философское понимание мира ……………………………….103
5.1. Литература……………………………………………………………….104
5.2. Философское учение о бытии. Материя и её характеристики………..104
5.3. Философское учение о познании……………………………………….111
5.4. Диалектика……………………………………………………………….115
5.5. Картины мира……………………………………………………………120
5.6. Обобщение по модулю……………………………………………….…122
5.7. Основные понятия и термины………………………………………….123
5.8. Упражнения и задачи…………………………………………………...125
5.9. Тестовые задания……………………………………………………….125
Модуль 6. Социальная философия: общество, культура, цивилизация ………………………………………………………………...127
6.1. Литература………………………………………………………………128
6.2. Общество как система……………………………….………………….128
6.3. Общество как процесс…………………………………………………..133
6.4. Культура и цивилизация………………………………………………..137
6.5. Обобщение по модулю…………………………………………………143
6.6. Основные понятия и термины………………………………………….144
6.7. Упражнения и задачи…………………………………………………....145
6.8.Тестовые задания………………………………………………………...145
6.9. Контрольная работа №2 ……………………………………………....147
Модуль7. Философская антропология: проблема человека …………152
7.1. Литература……………………………………………………………… 152
7.2. Проблема сущности человека в истории философии…….…………...153
7.3. Философия о происхождении человека и о его природе…………….157
7.4. Ценности человеческого существования………………………………163
7.5. Обобщение по модулю……………………………………………….…169
7.6. Основные понятия и термины……………………………………….…169
7.7. Упражнения и задачи…………………………………………………....170
7.8. Тестовые задания………………………………………………………..171
Модуль 8. Философское осмысление глобальных проблем современности ………………………………………………………………173
8.1. Литература……………………………………………………………….174
8.2. Взаимосвязь природы и общества……………………………………. 178
8.3. Римский клуб и исследование глобальных проблем…………………185
8.4. Анализ современного общества……………………………………….
8.5.Философия в современном мире………………………………………185
8.6. Обобщение по модулю………………………………………………....192
8.7. Основные понятия и термины…………………………………………192
8.8. Упражнения и задачи…………………………………………………...193
8.9. Тестовые задания…………………………………………………….. 193
Заключение ……………………………………………………………………………..…..
Ответы тестовых заданий ……………………………………………………………...…..
Философские персоналии …………………………………………………………………..