double arrow

ARIS и стандарты менеджмента качества

Модели ARIS могут быть использованы и для формализованного представления требований стандартов менеджмента качества [1]. На рис. 3 показана модель типа "Диаграмма окружения продукта", описывающая требования, предъявляемые к комплексу работ, связанных с потребителями продукции. На ней требования стандарта представлены в виде пяти объектов "Продукт/Услуга". Расшифровка содержания каждого их продуктов сделана в виде последовательности функций, которые необходимо выполнять в СМК. Овальными объектами показаны условные организационные единицы, отвечающие за реализацию требований - продуктов.

Рис. 3. Описание требований, предъявляемых к менеджменту потребителей, посредством модели "Диаграмма окружения продукта"

Кроме рассмотренных возможностей по описанию процессов в инструментальную систему ARIS 6.0 включен целый ряд специализированных модулей, ориентированных на применение в системах менеджмента качества:

· ARIS Change Management;

· ARIS Report и ARIS Chart;

· ARIS Web Publisher.

ARIS Change Management помогает реализовать цикл непрерывного улучшения СМК и является важным инструментом для усовершенствования процессов СМК. Механизм улучшения может быть запущен, если все владельцы процессов будут вводить свои предложения по усовершенствованию непосредственно в базу данных ARIS. Они формулируют предложения, а так же возможные варианты их реализации. Все эти предложения владельцев процессов автоматически собираются средствами ARIS и помещаются в служебную папку "Усовершенствования". Менеджер по улучшениям анализирует полученную информацию и, при необходимости, корректирует ее. При этом задачи, поставленные конкретному владельцу процесса, помещаются в служебную папку "Задачи". Каждый из них может оперативно просмотреть задачи по улучшению моделей, относящиеся к зоне его ответственности. После этого модели процессов модифицируются владельцами согласно полученным указаниям менеджера. Таким образом, мероприятия по совершенствованию будут осуществлены непосредственно в том месте, где они фактически выполняются. По окончании работ заданию удаляются из служебных папок.

Как известно, вопросам документирования деятельности в рамках СМК уделяется большое внимание. Система должна содержать большое число документов различного уровня. Наиболее многочисленными являются регламенты, методики выполнения работ, должностные инструкции и т.д. Инструментальная система ARIS 6.0 позволяет автоматически генерировать такие документы, используя информацию, содержащуюся в моделях и хранимую в репозитории. Для этого предназначен модуль ARIS Report. Его назначением является составление разнообразных отчетов по созданным моделям. Отчеты создаются на основе стандартных сценариев в виде файлов различных форматов, которые далее могут быть отредактированы стандартными приложениями типа Word, Excel или редактора HTML. Процесс создания отчетов максимально автоматизирован. Редактор сценариев - скриптов (ARIS Script Editor) и встроенный язык ARIS Sax Basic дают возможность написать свои собственные отчеты, адаптированные к требованиям стандартов ИСО серии 9000. При изменении моделей отчеты могут быть созданы вновь, т.е. актуализированы. Модуль ARIS Chart предназначен для создания иллюстративной графики.

Для больших, территориально распределенных предприятий полезным будет модуль ARIS Web Publisher, который позволяет преобразовывать модели и объекты ARIS в формат HTML и отображать их на сайте. Экспортируемые файлы формата HTML можно отображать при помощи браузеров Microsoft Internet Explorer и Netscape Communicator и делать доступными другим пользователям через сети Intranet или Internet. Таким образом, устраняются препятствия для работы с моделями ARIS на разных территориях организаций.

Для расширения возможностей использования ИС ARIS 6.0 в менеджменте качества фирма IDS Scheer AG разработала специализированную программу Quality Management Scout (QMS), выполняющую функции информационного менеджера СМК. Она может быть использована для организации внедрения, оперативного управления и дальнейшего развития системы менеджмента качества предприятия в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001-2000.

QMS является своего рода интеллектуальным центром, интегрирующим различные документы СМК, такие как:

· планы работ по построению системы менеджмента качества;

· политику в области качества;

· цели в области качества;

· описание организационной структуры предприятия;

· описание ответственности и полномочий в рамках системы менеджмента качества;

· соглашение по описанию бизнес-процессов системы менеджмента качества предприятия;

· описание процессов системы менеджмента качества (модели ARIS);

· планы работ по проведению самооценок и аудитов;

· планы работ по оптимизации бизнес-процессов;

· планы работ по информированию и обучению персонала;

· планы работ по проведению непрерывного усовершенствования системы менеджмента качества;

· данные и документы системы менеджмента качества.

QMS состоит из модулей:

· QM Assistance - предназначен для оказания помощи при построении и эксплуатации системы менеджмента качества;

· QM Manual - предназначен для просмотра моделей системы менеджмента качества в браузере.

Вся информация, используемая в QMS Assistance, структурирована в виде дерева. Оно содержит четыре этапа работ:

· подготовка проекта,

· концепция проекта,

· ведение проекта,

· непрерывное улучшение проекта.

Каждый этап содержит определенный набор работ. Набор работ состоит из выполняемых действий. Действие может поддерживаться набором инструментов, таких как опросные листы, вопросы для проведения аудита, разного рода руководства и технологические карты, референтные модели ARIS, описывающие систему менеджмента качества и т.п.

QMS интегрируется с модулем ARIS Easy Designer, предназначенным для создания и просмотра моделей процессов и их окружения. Данная интеграция позволяет обеспечить:

· автоматический перенос моделей системы менеджмента качества в модуль QMS QM Manual при помощи специальных скриптов в форматах HTML или DOC;

· просмотр моделей ARIS непосредственно в браузере, с возможностью полноэкранного представления;

· установление, реализацию, развитие и оценку целей в области качества, доведение их до заинтересованных сторон;

· установление взаимосвязи целей в области качества и ключевых показателей результативности, устанавливаемых реализованной в модуле ARIS BSC системой сбалансированных показателей эффективности (Balanced Scorecard);

· сбор предложений распределенных пользователей по улучшению моделей системы менеджмента качества. Информация передается в электронной форме по корпоративным сетям;

· автоматизированное создание процессно-ориентированной документации системы менеджмента качества.

QMS выполнен на основе Web-технологий и предназначен для использования во внутренней сети предприятия или в Интернет. Для своей работы QMS использует интернет-браузер, например, Internet Explorer. Использование Web-технология дает возможность создать и использовать многопользовательскую среду документации системы менеджмента качества предприятия.

Выводы

Подводя итог сказанному выше, можно отметить, что основными сферами применения инструментальной системы ARIS в менеджменте качества являются:

1. Помощь в реализации концептуальных основ менеджмента качества: процессного и системного подходов, принципа непрерывного улучшения, организации вовлеченности персонала в деятельность СМК и принятия решений, основанных на фактах;

2. Систематически полное описание, оптимизация, управление и документирование процессов СМК и деятельности организации в целом;

3. Описание организационной структуры, знаний и полномочий бизнес-ролей и персонала;

4. Описание продуктов, услуг и ресурсов, используемых в процессах;

5. Помощь в построении и управлении системой менеджмента качества, в том числе применение Quality Management Scout;

6. Создание и актуализация документации СМК, описание процессов управления данными и документами, встраивание ссылок на данные и документы в модели процессов;

7. Описание процессов мониторинга и измерений параметров процессов;

8. Обеспечение регламентированного, распределенного доступа к единой базе данных о СМК и ее процессах, в том числе с использованием глобальных и корпоративных компьютерных сетей.

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования

2. BS 6143:1992 Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процесс

3. Каменнова М.С., Громов А.И., Ферапонтов М.М., Шматалюк А.Е. Моделирование бизнеса. Методология ARIS. - М.: Весть - Метатехнология, 2001


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: