double arrow

Анализ производства продукции (схема анализа)

Анализ производства продукции включает анализ показателей плана производства продукции и оперативный анализ выпуска продукции (Рисунок 4).

Рисунок 4 - Содержание анализа производства продукции

Анализ и диагностика производства продукции включает:

1) изучение динамики объема продукции, выполнения плана;

2) анализ и диагностика ассортимента выпускаемых изделий;

3) анализ структуры продукции и диагностика влияния структурных сдвигов на показатели объема продукции;

4) изучение степени равномерности производства продукции, ритмичности выпуска и темпов сбыта;

5) анализ и диагностика качества продукции;

6) факторный анализ объема продукции

7) диагностика возможных резервов повышения эффективности производственной деятельности предприятия.

4.1 Анализ динамики объема продукции и выполнения плана

Анализ объема продукции ведется в абсолютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели характеризуют количественные изменения в объеме выпуска продукции (по количеству, стоимости и трудоемкости продукции)

Относительные показатели характеризуют темпы роста, прироста продукции (базисные, цепные, среднегодовые темпы роста, прироста).

Диагностика проводится с использованием текущих и сопоставимых цен.

Объект анализа – объем производства, выпуск в стоимостном и натуральном измерении. Последовательность процедур анализа выпущенной продукции приведена на рисунке5.

Рисунок 5 – Процедуры анализа объема производства продукции

В результате анализа и диагностики определяются (рисунок 10.6):

а) отклонения фактических данных от установленных показателей в сравнении предыдущим периодом, с планом. Цель данного анализа выявить:

- динамику изменения объема производства в сравнении с расчетными;

- изучить темпы роста по отношению к предшествующему периоду;

- установить степень напряженности плана.

Изменение в объемах производства и выпуска продукции происходит, как правило, за счет изменения остатков незавершенного производства (НЗП).

Рисунок 6 - Оценка выполнения плана по выпуску продукции

Задание 1 (Определение темпа роста объема производства)

Определите темп роста производства продукции на мыловаренном заводе по данным:

  Показатель Отчетный год Коэффициенты перевода продукции в условное мыло
План Факт
1. Выработка мыла, т /день: - хозяйственного - туалетного - мыльной стружки       1,0 1,8 2,2
2. Затраты времени, чел/дней      

б) Оценивается влияние факторов на объем выпуска.

На объем выпуска продукции оказывают влияние производственные факторы (Рисунок 10.7), а также влияние количественных и стоимостных факторов (Рисунок 8).

Обеспеченность рабочей силой и уровень ее использования

Рисунок 7 - Влияние на объем выпуска продукции изменения производственных факторов

Задание 2 (Факторный анализ объема производства продукции)

Показатель План Факт Отклонение
1) Объем произведенной продукции, тыс. руб.      
2) Численность работающих ППП, чел В том числе Основные рабочие      
3) Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.      
4) Стоимость материальных затрат, тыс. руб.      
5) Производительность труда одного рабочего, руб.      
6) Фондоотдача, руб.      
7) Материалоотдача, руб.      

Рисунок 8– Оценка влияния количественных и стоимостных факторов на выпуск продукции

Задание 3 (Анализ влияния изменения цены и количества продукции на объем)

Предприятие, специализирующееся на выпуске изделий А, Б, В, имеет следующие данные по их производству за истекший период

Изделие Количество, шт. Цена за единицу, руб.
План Факт План Факт
А        
Б        
В        

4.2 Анализ выполнения плана по ассортименту и структуре продукции

Система формирования ассортимента на предприятии включает:

А) определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

Б) оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции или планируемой к

выпуску продукции;

В) изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по

внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

Г) оценку экономической эффективности, и степени риска изменений в ассортименте

продукции.

Цель анализа ассортимента на предприятии

Ассортимент (номенклатура) охватывает те виды продукции, которые должны быть произведены предприятием в планируемом периоде.

Нарушение заданного ассортимента может происходить по различным причинам: изменение спроса, цены, трудоемкости и т.п.

Анализ выполнения плана по ассортименту направлен на то, чтобы выяснить, как по каждому запланированному виду (группе) продукции предприятие выполняет намеченный план.

Выяснение того, как выполнен план по ассортименту, даст возможность принять меры к соблюдению в дальнейшем установленной номенклатуры продукции.

Неблагоприятные сдвиги в ассортименте искажают основные показатели деятельности предприятия, кроме того, нарушение запланированного ассортимента выпускаемой продукции отрицательно сказывается на возможности выполнения договоров поставок.

Цель анализа ассортимента продукции оценить выполнение плана по ассортименту каждого вида продукции и по предприятию в целом.

Задачи анализа выполнения плана по ассортименту продукции

Анализ выполнения плана по ассортименту позволяет изучить следующие вопросы:

а) как выполняется обязательный ассортимент?

б) соответствие ассортимента профилю данного предприятия.

в) обеспеченность производства данного ассортимента поставками материальных ресурсов и комплектующими.

г) выполнение кооперированных поставок.

д) обеспеченность договоров и их покрытие ассортиментом продукции и т.п.

Оценка выполнения плана по ассортименту (номенклатуре) основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам продукции, включенным в номенклатуру (Рисунок 9).

Для оценки выполнения плана по ассортименту используется коэффициент ассортиментности (Касс), определяемый по формуле:

(4)

Рисунок 9 – Последовательность анализа выполнения плана по ассортименту

В зависимости от целей анализа применяется несколько способов определения коэффициента ассортиментности:

1)способ среднего процента (зачетный способ), который имеет большее распространение на практике.

2) способ наименьшего процента;

3) способ удельного веса видов продукции, по которой выполнен план, в общем объеме выпуска.

Причинами невыполнения плана по ассортименту могут быть:

· слабо проработанная ассортиментная политика предприятия;

· неудовлетворительная закупочная деятельность: отсутствие сырья, материалов, необходимых для изготовления именно этих изделий;

· неритмичность в работе предприятия, вследствие которой производство данных изделий было начато с опозданием.

· недостаточная подготовка производства, особенно если эти изделия осваиваются впервые и др.

Ситуация – иллюстрация № 1- Способы расчета оценки выполнения плана по ассортименту

Таблица 1- Исходные данные для анализа (Савицкая Г.В.)

Изделия Товарная (реал.) продукция в плановых ценах Выпол-нение плана, % Товарная (реал.) продукция, зачтенная в выполнение плана по ассортименту
План факт
А     87,5  
В     99,0  
С     115,0  
Д     140,0  
Итого     105,0  

Способ - выполнение плана по ассортименту зачетным способом:

Способ - наименьшего процента: из таблицы 1 – Изделие «А» – 87,5%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: