Фундаментальные методы научного познания —
дедукция;
индукция;
анализ;
синтез;
аналогия;
типология;
сравнение;
— являются по определению эвристическими методами, так как они основаны на логических правилах и приемах, генерируемых мышлением. Дадим им краткое определение.
Дедукция (от лат. deductio — выведение) обозначает процесс логического вывода, т.е. переход по тем или иным правилам логики от некоторых предложенных посылок к их следствиям. В качестве исходных посылок могут выступать установленные закономерности и законы. Для общего случая дедукция — метод исследования, когда на основе «общего взгляда» на явление или объект устанавливаются (прогнозируются) его основные характеристики и особенности.
Индукция ( от лат. inductio — введение, наведение) — обобщение, связанное с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В общем случае индукция — метод исследования, когда по частным данным и явлениям устанавливают общие принципы и законы.
Анализ (разложение, расчленение) — процедура мысленного и реального расчленения объекта, системы, явления на составные части, каждая из которых исследуется отдельно. Анализ входит органической частью во все научные исследования. Он основывается на таких правилах, как выделение ведущего звена для постановки цели, обеспечение сопоставимости вариантов анализа, оперативность и своевременность, количественная определенность.
Синтез ( соединение, сочетание) — соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе изучения. Синтез противоположен анализу и неразрывно связан с ним. Как познавательная операция синтез имеет множество различных форм. Так, эмпирические данные, полученные в результате эксперимента, синтезируются при их теоретическом обобщении. Для современной науки управления характерны процессы синтеза как внутри организации, так и между организациями, например создание сетевых структур.
Аналогия — прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сходстве и в других признаках и о возможности переносить информацию об одном объекте (аналог) на другой объект (прототип). Основным принципом аналогии служит принцип эквивалентного преобразования. Эквивалентное преобразование — это построение по заданным объектам эквивалентных в том или ином смысле объектов. Типичным примером объектов, к которым применяются эквивалентные преобразования, являются структуры, их модели, алгоритмы (к которым можно отнести «дерево целей», «дерево проблем») и др. Применение метода аналогий для исследования систем управления подробно изложено в гл. 7.
Типология — метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группирование с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Проблемы типологии возникают во всех науках, которые имеют дело с крайне разнородными по составу множествами объектов (как правило, дискретных) и решают задачу упорядоченного описания и объяснения этих множеств. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, а в своей теоретической форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности. В типологии объект понимается как система, что связано с вычленением системообразующих связей, построением представления о структуре объекта.
В исследовании систем применяются:
а) морфологическая типология, ориентирующаяся на поиск некоторого неизменного «архетипа», «плана строения»;
б) сравнительно-историческая типология, цель которой — отображение системы в ее развитии;
в) структурная типология;
г) метод идеальных типов, где тип — абстрактная конструкция, с которой сопоставляются изучаемые объекты;
д) метод конструированных типов, где тип — некий объект, выделяемый по ряду критериев из всего множества и рассматриваемый в качестве представителя этого множества.
Истолкование типа как методологического средства способствовало отказу от трактовки типологии в качестве полного и однозначного отображения системы и переходу к пониманию того, что множеству конкретных типологических процедур соответствует и множество различных типологий для данной системы. С позиции исследования систем управления заслуживают внимания метод идеальных типов, разработанный немецким социологом М. Вебером, и метод конструированных типов, разработанный американским социологом X. Беккером.
Типология, по Веберу, заключается в создании некоторых идеальных типов (архетипов), абстрактных конструкций, которые заведомо представляют собой упрощение, предельные понятия, не имеющие прямого аналога в реальности, но способные отразить ее основные свойства. Произвольность и отрицание объективных критериев выдвижения и разработки типов характерны и для метода конструирования типов. Исследователь вправе на основе какого-либо события или случая создать тип, предсказать существование новых объектов.
Сравнение — метод познания, лежащий в основе суждения о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, составляются их классификации и производится оценивание. Сравнить — это сопоставить одно с другим с целью выявления их возможных отношений. Сравнение имеет смысл только в совокупности однородных объектов, образующих класс. Простейший и важнейший тип отношений, выявленных путем сравнения, — это отношения тождества (равенства) и различия. Сравнение по этим отношениям в свою очередь приводит к представлению об универсальной сравнимости, т.е. о возможности всегда ответить на вопрос, тождественны предметы или различны. Познавательный аспект сравнения положен в основу развития сравнительно-исторического научного метода, предназначенного для выявления и сопоставления уровней развития изучаемого объекта, определения произошедших изменений и тенденций. Существуют различные варианты данного метода:
сравнительно-сопоставительный метод,
историко-типологическое сравнение,
историко-генетическое сравнение.