Фундаментальные методы научного познания

Фундаментальные методы научного познания —

­ дедукция;

­ индук­ция;

­ анализ;

­ синтез;

­ аналогия;

­ типология;

­ сравнение;

— являются по определению эвристическими методами, так как они основаны на ло­гических правилах и приемах, генерируемых мышлением. Дадим им краткое определение.

Дедукция (от лат. deductio — выведение) обозначает процесс логи­ческого вывода, т.е. переход по тем или иным правилам логики от некоторых предложенных посылок к их следствиям. В качестве исход­ных посылок могут выступать установленные закономерности и зако­ны. Для общего случая дедукция — метод исследования, когда на ос­нове «общего взгляда» на явление или объект устанавливаются (прогнозируются) его основные характеристики и особенности.

Индукция ( от лат. inductio — введение, наведение) — обобщение, свя­занное с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В общем случае индукция — метод исследо­вания, когда по частным данным и явлениям устанавливают общие принципы и законы.

Анализ (разложение, расчленение) — процедура мысленного и ре­ального расчленения объекта, системы, явления на составные части, каждая из которых исследуется отдельно. Анализ входит органической частью во все научные исследования. Он основывается на таких правилах, как выделение ведущего звена для постановки цели, обеспече­ние сопоставимости вариантов анализа, оперативность и своевремен­ность, количественная определенность.

Синтез ( соединение, сочетание) — соединение различных элемен­тов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе изучения. Синтез противоположен анализу и неразрывно связан с ним. Как познаватель­ная операция синтез имеет множество различных форм. Так, эмпири­ческие данные, полученные в результате эксперимента, синтезируются при их теоретическом обобщении. Для современной науки управле­ния характерны процессы синтеза как внутри организации, так и меж­ду организациями, например создание сетевых структур.

Аналогия прием познания, при котором на основе сходства объек­тов в одних признаках делают заключение об их сходстве и в других при­знаках и о возможности переносить информацию об одном объекте (ана­лог) на другой объект (прототип). Основным принципом аналогии служит принцип эквивалентного преобразования. Эквивалентное пре­образование — это построение по заданным объектам эквивалентных в том или ином смысле объектов. Типичным примером объектов, к кото­рым применяются эквивалентные преобразования, являются структу­ры, их модели, алгоритмы (к которым можно отнести «дерево целей», «дерево проблем») и др. Применение метода аналогий для исследования систем управления подробно изложено в гл. 7.

Типология метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группирование с помощью обобщен­ной, идеализированной модели или типа. Проблемы типологии воз­никают во всех науках, которые имеют дело с крайне разнородными по составу множествами объектов (как правило, дискретных) и реша­ют задачу упорядоченного описания и объяснения этих множеств. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, а в своей теоретической форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности. В типологии объект понимается как система, что связано с вычленением системообразующих связей, построением представления о структуре объекта.

В исследовании систем применяются:

а) морфологическая типология, ориентирующаяся на поиск неко­торого неизменного «архетипа», «плана строения»;

б) сравнительно-историческая типология, цель которой — отобра­жение системы в ее развитии;

в) структурная типология;

г) метод идеальных типов, где тип — абстрактная конструкция, с которой сопоставляются изучаемые объекты;

д) метод конструированных типов, где тип — некий объект, выделяемый по ряду критериев из всего множества и рассматриваемый в качестве представителя этого множества.

Истолкование типа как методологического средства способствова­ло отказу от трактовки типологии в качестве полного и однозначного отображения системы и переходу к пониманию того, что множеству конкретных типологических процедур соответствует и множество различных типологий для данной системы. С позиции исследования систем управления заслуживают внимания метод идеальных типов, раз­работанный немецким социологом М. Вебером, и метод конструиро­ванных типов, разработанный американским социологом X. Беккером.

Типология, по Веберу, заключается в создании некоторых идеаль­ных типов (архетипов), абстрактных конструкций, которые заведомо представляют собой упрощение, предельные понятия, не имеющие прямого аналога в реальности, но способные отразить ее основные свойства. Произвольность и отрицание объективных критериев выд­вижения и разработки типов характерны и для метода конструирова­ния типов. Исследователь вправе на основе какого-либо события или случая создать тип, предсказать существование новых объектов.

Сравнение метод познания, лежащий в основе суждения о сход­стве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются коли­чественные и качественные характеристики объектов, составляются их классификации и производится оценивание. Сравнить — это сопоста­вить одно с другим с целью выявления их возможных отношений. Срав­нение имеет смысл только в совокупности однородных объектов, образующих класс. Простейший и важнейший тип отношений, выяв­ленных путем сравнения, — это отношения тождества (равенства) и различия. Сравнение по этим отношениям в свою очередь приводит к представлению об универсальной сравнимости, т.е. о возможности все­гда ответить на вопрос, тождественны предметы или различны. Позна­вательный аспект сравнения положен в основу развития сравнитель­но-исторического научного метода, предназначенного для выявления и сопоставления уровней развития изучаемого объекта, определения произошедших изменений и тенденций. Существуют различные вари­анты данного метода:

­ сравнительно-сопоставительный метод,

­ историко-типологическое сравнение,

­ историко-генетическое сравнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: