Методы экспертных оценок в настоящее время получили достаточно широкое распространение и основаны на мобилизации знаний и профессионального опыта. Их «корни» — теория выбора и принятия решений [94]. Проведение экспертного оценивания — это всегда эксперимент. Задачи экспертного оценивания возникают на различных этапах принятия решений, когда:
• отсутствуют статистические данные либо их недостаточно;
• не существует достаточно надежных статистических методов оценки событий на основе прошлого опыта;
• в развитии прогнозируемого процесса намечаются существенные изменения, характеристики которых мало известны или вовсе не известны.
Рис. 3.4. Классификация эвристических методов исследований
Методы экспертных оценок базируются на гипотезе, что, используя мнения одного (индивидуальные оценки) или нескольких (коллективные оценки) специалистов — экспертов, удастся создать близкий к реальному образ будущего состояния объекта.
Индивидуальные экспертные оценки — это результаты обработки данных анкетирования, интервью и тестирования, а также аналитические оценки. Из методов аналитического экспертного оценивания в управлении распространены аналитические обзоры, морфологический анализ и метод сценариев (рис. 3.4).
|
|
Основное различие между методами коллективной оценки состоит в организации работы экспертов.
Для получения коллективной экспертной оценки используют следующие методы:
• метод комиссии, или «круглого стола». Метод комиссии предусматривает, что эксперты могут свободно обмениваться информацией друг с другом;
• «мозговой штурм». При проведении «мозгового штурма» обмен информацией между экспертами открыт, но определенным образом регламентирован;
• метод «Дельфи» («дельфийскую методику»). Использование метода «Дельфи» предполагает, что эксперты изолированы друг от друга и оценки не подлежат открытому обсуждению, а для корректирования решений реализуется принцип обратной связи в экспертизе;
• метод построения «дерева целей» (ПАТТЕРН). Метод ПАТТЕРН — это построение каждым экспертом «дерева целей» в сочетании с качественным анализом, осуществляемым для принятия решений в конкретной области деятельности проблемы или задачи с последующим открытым обсуждением результатов оценивания;
• деловую игру (рис. 3.4).
Остановимся на методах экспертных оценок с наиболее сложной методикой исполнения.
Концепция морфологического анализа — это структурирование проблемы или объекта по элементам и составление по определенному алгоритму вариантов композиций из элементов, а также их оценка. Основные положения морфологического анализа как метода формирования исходного множества альтернатив рассматриваются в гл. 7.
|
|
Метод сценариев — это подготовка и согласование представлений о проблеме анализируемого объекта в письменном виде. Сценарием называется любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению или развитию системы, независимо оттого, в какой форме он представлен. Первоначально сценарии пишутся экспертами индивидуально, а затем формируется согласованный текст. На современном этапе разработке сценариев отводится значительная роль, особенно при составлении прогноза макроэкономических процессов. Изучение закономерностей функционирования экономических (производственных) систем и процессов, зависимости темпов и пропорций их развития от тех или иных решений, которые нельзя предвидеть однозначно, осуществляется на основе сценарных расчетов. С этой позиции под сценарием понимается исследование важной проблемы или совокупности гипотетических проблемных ситуаций путем проведения целенаправленных вариантов расчета с изменяющимися исходными условиями, переменными и параметрами.
Одним из основных методов коллективной экспертной оценки считается метод «мозгового штурма», или «мозговой атаки». Для проведения «мозгового штурма» комплектуется творческая группа из 6—10 специалистов. Сеанс проходит, как правило, в два этапа. На первом этапе допускается и даже поощряется выдвижение любых идей по принципу: чем больше идей, тем лучше, основываясь на гипотезе, что среди множества идей всегда есть одна полезная. Критика идей запрещается. На втором этапе все выдвинутые идеи изучаются и оцениваются экспертами по специальной шкале критериев. Идеи, в наибольшей степени отвечающие всем критериям, передаются на разработку, остальные отбрасываются.
Последовательность действий менеджера по организации «мозгового штурма» такова:
а) изложение проблемы: цель, ограничения, информация о том, что сделано в данной области;
б) предложение идей;
в) отбор идей менеджером (изучение, выбор, преобразование в удобную форму);
г) углубленное развитие отобранных идей участниками «мозгового штурма»;
д) разработка конструктивных выводов и предложений.
Метод «Дельфи», или «дельфийская методика» (названный в честь дельфийского оракула храма Аполлона в Древней Греции), был предложен как итеративная процедура при проведении «мозгового штурма». Но применение этого метода предполагает отказ от прямых коллективных обсуждений. Дебаты заменяются разработанной программой последовательных индивидуальных опросов, проводимых обычно в форме заполнения анонимной специальной карточки или таблицы экспертной оценки. Ответы экспертов обобщаются и вместе с новой дополнительной информацией и аргументами передаются вновь в распоряжение экспертов, после чего они уточняют свои первоначальные ответы. Такая процедура повторяется несколько раз (обратная связь) до достижения приемлемой сходимости всех высказанных мнений.