Разработка логистического процесса на складе

Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микро уровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает:

· снабжение запасами. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей;

· контроль за поставками. Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада;

· разгрузка и приемка грузов. Проводимые на данном этапе операции включают: разгрузку транспортных средств; контроль документального и физического соответствия заказов поставки; документальное оформление прибывшего груза через информационную систему; формирование складской грузовой единицы;

· внутрискладская транспортировка. Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада;

· складирование и хранение. Процесс складирования и хранения включает: закладку груза на хранение; хранение груза и обеспечение соответствующих для этого условий; контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый через информационную систему;

· комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка. Комплектация и отгрузка заказов включают: получение заказа клиента (отборочный лист); отбор товара каждого наименования по заказу клиента; комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом; подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель); документальное оформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа; объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных; отгрузку грузов в транспортное средство;

· транспортировка и экспедиция заказов могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Наиболее распространена и экономически оправдана централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршрутам доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя;

· сбор и доставка порожних товароносителеи. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю;

· информационное обслуживание склада предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада. Информационное обслуживание охватывает: обработку входящей документации; предложения по заказам поставщиков; оформление заказов поставщиков; управление приемом и отправкой; контроль наличия товаров на складе; прием заказов потребителей; оформление документации отправки; диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки; обработку счетов клиентов; обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем организации; различную статистическую информацию;

· контроль за выполнением заказов и обеспечение обслуживания клиентов. Осуществлением допродавших услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных, так и послепродажных услуг.

К продажным услугам относят: сортировку товаров; полную проверку качества поставляемых товаров; фасовку и упаковку; замену заказанного товара (изменение заказа); экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки; информационные услуги; заключение договоров с транспортными агентствами.

Послепродажные услуги охватывают спектр услуг, оказываемых потребителям продукции: установку изделий; гарантийное обслуживание; обеспечение запасными частями; временную замену товаров; прием дефектной продукции и замену ее.

2.5.2 Рекомендуемая литература

1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 432 с.

2. Тяпухин А. П. Логистика: учеб. пособие / А. П. Тяпухин. – Оренбург.: ГОУ ВПО «ОГИМ», 2005. – 109 с.

3. Николайчук В. Е. Транспортно-складская логистика: учеб. пособие / В. Е. Николайчук. – М.: Инфра, 2005. – 256 с.

4. Гулин М. Какую стратегию успеха выбрать складским операторам / М. Гулин // Логистика и управление. - 2009. -№2. - С. 31-33.

5. Брылкин В. Стандартные услуги к оказанию нестандартных услуг. / В. Брылкин // Логистика и управление. - 2009. -№2. - С. 27-29.

6.

7. Хренов Ю. Создаем свою розничную сеть / Ю. Хренов // Логистика и управление. - 2009. -№6. - С. 60 – 65.

8. Серебряков А. Обучаем персонал склада работе с WMS. / А. Серебряков // Логистика и управление. - 2009. -№4. - С. 69-71.

9. Ларионов А. Выбираем систему управления складом. / А. Ларионов // Логистика и управление. - 2008. -№6. - С. 69-73.

10. Колломейцев Г. Подготовка к работе с МЕТРО. / Г. Коламейцев // Логистика и управление. - 2008. -№2. - С. 64-68.

11. Перов Д. Методы комплектации заказов. / Д. Перов // Логистика и управление. - 2008. -№2. - С. 69-73

12. Петров А. «Склад на колесах»./ А. Петров // Логистика и управление. - 2008. -№1. - С. 34-39.

13. Никитин А. Оптимизация полезной площади склада. / А. Никитин // Логистика и управление. - 2008. -№1. - С. 52-55.

14. Шевцов С. Автоматизированная линия по сортировке продукции на складе. / С. Шевцов // Логистика и управление. - 2008. -№1. - С. 56-60.

Вопросы для самоконтроля

1 Чем объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов в логистической системе?

2 Назовите основные различия и особенности складов.

3 Перечислите основные функции складов.

4 На какие факторы следует обратить внимание при рассмотрении конкретного места расположения склада?

5 Какие преимущества имеют склады общего пользования?

6 Из каких частей состоит комплекс складских услуг, выполняемых на складах оптовой торговли?

7 Расскажите о последовательности операций по управлению материальными потоками на складах.

8 Какие требования необходимо соблюдать при разработке планировок складских помещений?

9 С какими проблемами сталкиваются предприятия при создании складского хозяйства?

10 Каковы основные функции склада как элемента логистической цепи?

11 Какие выгоды создают склады?

12 Перечислите этапы решения логистической задачи организации эффективного складского хозяйства.

13 Какие варианты размещения складов существуют?

14 Каков порядок проектирования логистической складской системы?

15 Перечислите и охарактеризуйте основные показатели логистики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: