Форма № 1

Основной документ финансовой отчетности - бухгалтерский баланс организации (форма № 1), как для финансового анализа деятельности организации, так и для технико-экономического анализа. Бухгалтерский баланс служит главным источником информации об имущественном и финансовом положении организации для всех заинтересованных пользователей. Наличие у организации самостоятельного баланса является одним из признаков юридического лица.

Бухгалтерский баланс представляет полные, структурированные и взаимосвязанные данные об активах и пассивах организации по состоянию на отчетную дату. Объем и структура активов (имущества) организации показывают ее имущественное положение. Объем и структура пассивов, а именно собственного капитала и обязательств, характеризуют финансовое положение организации. Данные бухгалтерского баланса являются основой для проведения финансового анализа деятельности организации.

Бухгалтерский баланс включает числовые показатели в денежном измерении в нетто-оценке, за минусом регулирующих величин, которые раскрываются в пояснениях к бухгалтерской отчетности. Например, основные средства показываются по остаточной стоимости (из балансовой стоимости вычитается сумма начисленной амортизации), финансовые вложения в ценные бумаги показываются за минусом созданных резервов под обеспечение вложений в ценные бумаги.

Чтобы использовать баланс для проведения анализа финансового состояния компании, рекомендуется преобразовать его форму в агрегированный вид.

Под агрегированием баланса понимается объединение однородных по экономическому содержанию его статей. При этом статьи актива Баланса перегруппировываются по степени их ликвидности. Краткосрочные обязательства перегруппировываются по сроку погашения.

Такая форма баланса более удобна для чтения и проведения анализа, она позволяет выделить ключевые элементы, характеризующие состояние предприятия.

Анализ хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе его учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий, определяется влияние разнообразных факторов на результаты деятельности, выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения.

Финансовая отчетность предприятия содержит информацию, которая в соответствии с основными критериями объединяется в общие экономические категории, которые называются элементами финансовой отчетности. К числу таких категорий относятся:

· активы;

· обязательства;

· капитал;

· доходы;

· расходы.

Активы – это ресурсы предприятия, имеющие стоимостную оценку, обеспечивающие выполнение хозяйственной операции и получение экономической выгоды в будущем.

Активы, вовлекаемые в хозяйственные процессы, приносят экономические выгоды различными способами: каждый в отдельности или используемые в совокупности с другими активами для производства товарной продукции и ее последующей продажи с целью получения прибыли. Денежные средства, получаемые от продажи продукции, представляют собой вид активов, назначение которого состоит в обеспечении платежеспособности организации, т.е. для погашения денежных обязательств.

В соответствии с основным временным признаком активы разделяются на внеоборотные и оборотные (рис. 1.5).


Рис. 1.5. Виды активов предприятия

Средства, вложенные в активы предприятия, должны постоянно находиться в обороте, в движении и обеспечивать бизнес-процессы (рис.1.6).

 
 


Рис. 1.6. Схема кругооборота денежных средств

В течение отчетного года организация может произвести несколько таких оборотов. Следовательно, ее прибыль непосредственно зависит от ускорения оборачиваемости средств.

Схема финансирования активов организации и взаимосвязь между разделами актива и пассива баланса представлены на рис. 1.7.

Бухгалтерский баланс
Активы Пассивы (источники формирования активов)
Внеоборотные активы (раздел I) Собственный капитал (раздел III)
Оборотные активы (раздел II) Долгосрочные обязательства (раздел IV)
Совокупные активы (валюта баланса) Краткосрочные обязательства (раздел V)
Совокупные пассивы (валюта баланса)

Рис. 1.7. Схема финансирования активов организации

Собственный капитал и заемные источники средств формируют совокупный капитал, который представляет собой общую стоимость средств в денежной, натуральной и нематериальной формах, инвестированных в формирование активов организации, и является одним из трех основных видов ресурсов: материальных, трудовых и финансовых (рис. 1.8).

       
   
Финансовые источники средств
 
 


Рис. 1.8. Состав источников средств предприятия

В состав собственного капитала организации включаются:

уставный капитал – состоит из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами, и определяет минимальный размер имущества организации, гарантирующий интерес ее кредиторов;

добавочный капитал – отражает результат переоценки имущества организации; эмиссионный доход, полученный в результате реализации собственных акций по цене выше их номинальной стоимости; курсовые разницы как результат погашения задолженности участникам (учредителям) по взносам в уставный капитал иностранной валютой;

резервный капитал – создается за счет чистой прибыли в соответствии с законодательством или уставом организации и предназначен для покрытия убытков, погашения обязательств по облигациям, выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае недостатка или отсутствия прибыли;

нераспределенная прибыль – представляет собой финансовый ресурс, накопленный путем реинвестирования части чистой прибыли, полученной за весь период деятельности организации, остающейся после ее распределения собственниками, и является устойчивым источником роста внеоборотных и оборотных активов.

Обязательства организации представляют собой возникшую ранее задолженность перед физическими и юридическими лицами, погашение которой приведет к уменьшению активов.

Наличие обязательств – это конкретный долг, который необходимо будет погасить, либо обязанность действовать (например, отгрузить ранее оплаченную покупателем продукцию). То есть погашение обязательств предполагает либо передачу организацией денежных средств или иных активов в сумме, равной этому обязательству, либо замену одного обязательства другим, либо включение обязательства в капитал организации в обмен доли в уставном капитале. Виды обязательств организации представлены на рис. 1.9.


Рис. 1.. Виды обязательств предприятия

Доходы организации являются увеличением экономических выгод, которое проявляется либо в росте активов, либо в уменьшении обязательств, либо одновременно в том и другом (рис. 1.10).

Доходы приводят к росту капитала организации. В зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности доходы подразделяются на следующие виды

 
 


Рис. 1.10. Виды доходов организации

Расходы, возникающие в ходе осуществления хозяйственной деятельности организации, являются уменьшением экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов учредителей.

В бухгалтерской отчетности организации расходы должны быть отражены по управленческим функциям (производственные, коммерческие, управленческие и прочие) и по элементам затрат (материальные, заработная плата, социальные отчисления, амортизация и прочие). В соответствии с установленными правилами учета расходы признаются в отчете о прибылях и убытках (рис. 1.11).


Рис. 1.11. Виды расходов организации

При выполнении финансового анализа достаточно периодической бухгалтерской отчетности (форма № 1,2), взятой за три года, для сравнения расчетных коэффициентов в динамике. При проведении технико-экономического анализа периодической отчетности для полноты информационной базы необходима форма № 5 Приложение к бухгалтерскому отчету.

Каждый документ финансовой отчетности должен содержать следующие данные: наименование документа, отчетная дата или отчетный период, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации, включая указание на ее организационно-правовую форму; формат представления числовых показателей финансовой отчетности.

Финансовая отчетность составляется на русском языке в валюте Российской Федерации, исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Структура существующих форм соответствует требованиям международных стандартов бухгалтерского учета по составлению финансовой отчетности.

Контрольные вопросы

1. Что является предметом изучения в экономическом анализе?

2. Каковы задачи экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия?

3. Перечислите основные принципы экономического анализа и дайте их краткую характеристику.

4. Что является основой классификации видов экономического анализа?

5. В чем состоит различие макро- и микроэкономического анализа?

6. Каковы отличительные особенности управленческого и финансового анализа?

7. Какова роль экономического анализа для принятия управленческих решений?

8. Перечислите основные методы экономического анализа.

9. Изложите сущность, виды и задачи факторного анализа.

10. Перечислите основные способы определения резервов и дайте им краткую характеристику.

11. Как производится моделирование взаимосвязей в экономическом анализе? Назовите основные типы детерминированных факторных моделей.

12. Перечислите основные способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе и охарактеризуйте область их применения и процедуру расчетов.

13. Назовите цель и задачи корреляционного анализа.

14. Определите роль и значение информационного обеспечения экономического анализа.

15. Перечислите основные способы оценки влияния факторов в стохастическом факторном анализе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: