Принцип 2 - Лидерство руководителя

Одной из основных обязанностей руководителя является обеспечение получения качества результатов деятельности подчиненного ему коллектива. Чтобы этого достичь, необходимо исходить из того, что любая проблема не будет успешно решена и доведена до желаемого результата, если руководитель, который определяет это решение, не возьмет на себя лидерских функций. Мало быть начальником, надо стать еще и лидером. Лидерские функции нельзя делегировать, их надо брать на себя. Руководитель, который не может или не хочет стать лидером, неминуемо ведет возглавляемый им коллектив к потере жизнеспособности и развалу. Системы управления организационными структурами, руководство целевыми программами, разработка и внедрение систем менеджмента качества – все это области деятельности, которые не способны развиваться и выжить без лидерства. Вопросы лидерства и власти тесно связаны между собой и их органичное сочетание во многом повышает эффективность управления. Лидер – это тот человек, который обладает высоким авторитетом, и ему не надо пользоваться властной силой, чтобы преодолеть сопротивление к введению необходимых изменений. Поэтому при прочих равных условиях наличие лидерства у руководителя обеспечивает колоссальные преимущества коллективу в конкурентной борьбе. С представлением о лидерстве тесно связана проблема ответственности. Дело в том, что ответственность должна быть определена не только документально, но и взята на себя добровольно. Однако ответственность мало чего стоит, если она не подкреплена полномочиями и соответствующими ресурсами, а полномочиями и ресурсами наделяет власть. Важно соблюдать баланс между взятой на себя добровольно ответственностью и полномочиями. Кроме соблюдения баланса, важно обеспечить взаимодействие между людьми. При таком подходе к вопросу лидерства исчезают многие привычные функции начальника. Руководитель-лидер становится учителем, советчиком и помощником.

Лидерские функции необходимы на всех уровнях организационной структуры, при решении любых проблем производства. Иначе в последующем трудно надеяться на создание атмосферы творческого подъема, на энтузиазм, с которым люди начнут инициативно и творчески действовать.

Именно такую атмосферу, а в более широком понятии – положительный социальный климат, надо создавать на предприятии, чтобы быть готовым к жесткой конкуренции на рынке товаров и услуг.

Без наличия лидеров сложно надеяться на возможность построения гибкой, динамичной и эффективно действующей организационной структуры.

Особо стоит вопрос о целенаправленном формировании организационной культуры на предприятии, роль которой трудно переоценить. Это наиболее сложный и трудно поддающийся изменениям элемент организационной системы. В условиях быстро меняющейся внешней среды важно своевременно вносить определенные коррективы в культуру предприятия. Менять культуру трудно. Только лидер, да и то не всегда, может взять на себя ответственность ее последовательного совершенствования и целенаправленного развития.

Рыночные отношения требуют лидерства. Лидерству необходимо содействовать и обучать. Этому также должна способствовать работа по построению организационной системы предприятия, ориентированной на введение процессного подхода и единой технологии управления процессами на всех уровнях организационной структуры.

Успешное применение принципа дает следующие преимущества:

•при формулировании политики и стратегии - устанавливается и широко обсуждается ясное видение будущего организации;

•при установлении целей и показателей -установленное видение организации трансформируется в измеримые цели и показатели;

•при оперативном управлении -вовлеченные люди с делегированными полномочиями, достигая собственных целей, способствуют достижению целей организации;

•при управлении людскими ресурсами -создается новая корпоративная культура, основанная на принципах мотивации, всеобщей информированности и преданности персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: