Здесь вы ищете эмоции. Это сложно, потому что мы не привыкли к такому в нашей культуре. Наоборот, мы склонны «прятать» наши эмоции. То есть нам самим нужно переступить через себя!
· Ключевые эмоции – злость, гнев. Люди начинают что-то делать, если они ститают, что какая-то ситуация:
o Нечестная
o Несправедливая
o Неправомерная
o Не согласуется с личными ценностями
И тогда важно показать контраст между, с одной стороны, тем, что вы переживаете, и тем, как это влияет на вас (например: много и неравномерными порциями без предварительной договоренности данные задания; эффект этого – вы часто опаздываете на ужин с детьми и несколько раз возвращаетесь очень уставшим), и с другой стороны – тем, кому это выгодно (работодателю, потому что на данный момент ему удается относительно дешево, не нанимая дополнительно сотрудников, выполнять ту же работу).
· Примеры правильных вопросов об эмоциональном напряжении
o Как это влияет на вас и вашу жизнь (расспросите как о рабочей обстановке, так и о личной ситуации)?
|
|
o Что вы не можете из-за этого сделать, чего бы вам очень хотелось?
o Кто определяет такое положение вещей? Благодаря кому ситуация сейчас именно такая?
o Кто, по вашему мнению, в конечном счете получает выгоду от этого?
o В чем цель организации работы именно таким образом?
· Не рассказывайте работникам о том, что они, по вашему мнению, должны чувствовать
o Не рассказывайте им, как они должны себя чувствовать или что они должны себя чувствовать несчастными
o Постарайтесь проявить связи между явлениями; будьте внимательными
o Никогда не злитесь больше, чем злится работник – речь о том, чтобы работник сердился по поводу собственных проблемных вопросов
· Примеры неправильных вопросов об эмоциональном напряжении, это вопросы, выискивающие определенную информацию, «суггестивные вопросы». Например:
o Это же ужасно, вы так не считаете?
o По-моему, это нечестно. Вы так не думаете?
o Конечно же, это хозяин компании, которому удается такое провернуть?
ИЛИ
o Что вы при этом чувствуете?
· Такие эмоции, как злость и гнев, узнаются по манере вести себя и голосу. Далеко не всегда люди говорят, что действительно сердиты.
· Подытоживание эмоций. Если вы пытаетесь определить эмоции, иногда чрезвычайно сложно установить, злится человек или опечален. Для этого необходимо подбивать итоги по эмоциям. Вы тогда можете сказать что-то в стиле: «По вашему голосу я слышу, что вы на самом деле сердиты. Правильно?» Здесь подытоживание тоже имеет троякую функцию:
o Вы проверяете, првильно ли ваше наблюдение о том, что человек сердит. Если вы правильно уловили эмоцию, собеседник подтвердит это. Если нет, скажет вам, что вы ошибаетесь.
|
|
o У собеседника складывается впечатление, что вы его понимаете, выслушали его. Это повышает качество разговора и способствует возникновению доверия.
o И не забывайте: вам нужна злость (если она есть)! Вам очень поможет в работе то, если вы где-то в процессе разговора – вместе с собеседником – можете установить, что его сердит определенный проблемный вопрос. И особенно то, если ваш собеседник также это установит. Этому может очень поспособствовать подытоживание эмоций.
Если вы заметили другие эмоции, вы тоже можете подытожить их!!
В ЗАВЕРШЕНИЕ: НИКОГДА НЕ СПРАШИВАЙТЕ И НЕ ГОВОРИТЕ О РЕШЕНПИЯХ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ДО ТОГО, КАК ВЫ ИХ УСТАНОВИЛИ И СОБЕСЕБНИК ЧУВСТВУЕТ ПО ИХ ПОВОДУ ЗЛОСТЬ И ГНЕВ. ПРИДЕРЖИВАЙТЕСЬ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ! |
Вспомогательные инструменты: