Методические рекомендации
Минск 2013
УДК
ББК
П
Утверждено научно-методическим советом в качестве методических рекомендаций ……., протокол№
Авторы: заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, кандидат медицинских наук, доцент Т.П. Павлович, ст. преподаватель Куницкая С.В., ст. преподаватель Халямина И.И.
Рецензенты:
Павлович Т.П., Куницкая С.В., Халямина И.И.
П … Качество жизни населения: метод. рекомендации/ Т.П. Павлович, С.В. Куницкая, И.И. Халямина. –Мн.: БГМУ, 2013 - …с.
Изложены подходы к оценке качества жизни населения, цели и задачи, практическое применение в здравоохранении. Приведены ситуационные задачи по расчету показателей, характеризующих качество жизни населения.
Предназначены для студентов, клинических ординаторов, аспирантов.
УДК
ББК
© Оформление. Белорусский
государственный медицинский
университет 2013
Тема: Качество жизни населения
Мотивационная характеристика темы:
Одна из целей здравоохранения - сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения, повышение качества его жизни.
|
|
В современном мире для оценки здоровья населения и эффективности действий здравоохранения по достижению указанной цели используют различные показатели, среди них QALY, QALE и др.
Исследования качества жизни проводятся при изучении и оценке образа жизни населения в целом и отдельных его групп, общественного здоровья населения, организации медицинской помощи (как первичной, так и специализированной), результатов профилактических мероприятий и лечения и др.
К основным направлениям таких исследований относятся стандартизация методов профилактики и лечения, экспертиза новых методов, разработка прогностических моделей течения болезней, экономическое обоснование методов лечения.
Цель занятия: научить студента методикам оценки качества жизни населения.
В результате изучения темы студенту необходимо знать:
- понятие «качество жизни»;
- методы оценки качества жизни населения;
- особенности оценки качества жизни в медицине;
- мероприятия, проводимые в Республике Беларусь для сохранения и укрепления здоровья населения;
уметь:
- подбирать методику оценки качества жизни населения;
- оценивать качество жизни населения в целом и отдельных групп с использованием визуально-аналоговых шкал и опросников;
- использовать знания о здоровье населения в социальном управлении.
владеть:
- методикой оценки качества жизни населения.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ:
Для полного освоения темы необходимо повторить из курса общей гигиены современные представления о здоровье человека и факторах риска для здоровья; понятие о здоровом образе жизни, научное обоснование здоровых привычек.
|
|
Из курса безопасность жизнедеятельности человека факторы среды обитания, вредные и опасные факторы окружающей среды, их влияние на здоровье человека, коллектива людей, общества.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН:
1. Понятие «здоровье».
2. Понятие «болезнь».
3. Факторы, определяющие здоровье, их классификация.
4. Формула здоровья, официально одобренная ВОЗ.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Терминологический словарь: «качество жизни», «годы жизни с поправкой на качество», «ожидаемая продолжительность жизни, откорректированная на качество жизни, связанное со здоровьем».
2. Что включает в себя качество жизни, связанное со здоровьем?
3. Методика расчета QALY?
4. Методика расчета QALE?
5. Почему значение QALE отличается от продолжительности жизни?
6. Какие выявлены различия QALE и ожидаемой продолжительности предстоящей жизни?