Оценка качества жизни

Как следует из приведенных выше сведений, качество жизни является одним из центральных аспектов программ укрепления здоровья. Качество жизни нельзя определить только на основании данных врачебного осмотра или клинико-инструментальных методов исследований, так как оно учитывает и субъективное мнение индивидуума.

Поэтому для оценки качества жизни используются специальные инструменты - анкеты, опросники. Они могут заполняться как самим индивидуумом, так и медицинским персоналом на основании ответов индивидуума на предлагаемые вопросы анкеты. Как правило, любой вопрос имеет несколько четко градированных вариантов ответов.

Каждый ответ в опросниках соответствует определенному числу баллов. Набранные за ответы на все вопросы баллы суммируются. Сумма баллов численно характеризует качество жизни. Изменение этой суммы баллов, например, при реализации программ укрепления здоровья, характеризует изменение качества жизни.

Одну и туже анкету качества жизни можно составить по-разному. Так, ответы на вопрос «Вы испытываете боль?» возможно проранжировать следующим образом:

Вариант ответа Баллы, А Баллы, Б Баллы, В Баллы, Г
Нет        
Иногда        
Часто        
Практически всегда        
Постоянно        

Если за точку отсчета выбрать число баллов в варианте А, то, чем меньше число набранных баллов за все вопросы анкеты, тем выше качество жизни. Если выбрать число баллов в варианте Б, то чем больше число набранных баллов, тем выше качество жизни. В вариантах В и Г также увеличение числа баллов соответствует повышению качества жизни, однако сумма баллов будет иной, нежели в варианте Б.

Опросники качества жизни могут быть:

· общие, т.е. рассчитанные на оценку состояния индивидуума в целом. Примером такого опросника является SF-36, приведенный в приложении 1.

· специальные, созданные, чтобы оценивать состояние индивидуума при определенной болезни. Некоторые из них приводятся в главах 3, 4 при рассмотрении укрепления здоровья.

Общие опросники позволяют определять качество жизни вне зависимости от наличия болезни, однако они могут быть нечувствительными к изменениям качества жизни при определенной патологии. Специальные опросники отражают проблемы конкретного заболевания и не могут использоваться для оценки качества жизни у здоровых людей. Суммарные данные о преимуществах и недостатках различных опросников приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Сравнение различных видов опросников

Тип опросника Преимущества Недостатки
Общий Позволяют сравнивать качество жизни на популяционном уровне, оценивать качество жизни у здоровых лиц, а также при некоторых болезнях. Может учитывать неспецифические эффекты. Сложен в применении и обработке. Может не учитывать важные клинические изменения при определенных болезнях.
Специальный Отражает проблемы наиболее важные для конкретной нозологической формы. Учитывает динамику заболевания. Сложен в применении и обработке. Может не учитывать неспецифические эффекты.

Определение качества жизни важно не только при реализации программ укрепления здоровья, но и при лечении хронических заболеваний, например, артериальной гипертензии, бронхиальной астмы, сахарного диабета. В этом случае качество жизни помогает оценить эффективность проводимых лечебных мероприятий.

Обычно важно оценить не только сиюминутное качество жизни индивидуума, но и его динамику в процессе реализации программ укрепления здоровья в течение длительного времени. Именно по динамике изменений качества жизни можно определять эффективность лечебных или профилактических мероприятий.

Вопросы для обсуждения

1. Для лечения артериальной гипертензии врач назначил препарат, эффективно снижающий артериальное давление. Однако побочным эффектом такого лечения явилось снижение потенции пациента. Как при этом изменилось его качество жизни? Какой фактор не учел врач при назначении терапии?

2. В диссертационной работе было доказано, что качество жизни, измеренное с помощью опросника SF-36, не изменяется в результате санации полости рта. Прав ли диссертант?

Самостоятельная работа

Составьте опросник по качеству жизни студентов. Рассмотрите один из аспектов учебы, например, наличие учебников в библиотеке, необходимость переезжать из здания в здание, возможность принять пищу между занятиями.

Обсудите опросник с преподавателем. Какие сложности возникли при его составлении?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: