ПСИХОЛОГИИ
Представление о психологии как науке. Основные этапы развития психологического знания. Изменение предмета психологии (душа, сознание, поведение). Современное определение психологии как науки о психике. Особенности психологического отражения. Специфика и соотношение понятий психика, сознание, самосознание, бессознательное. Эволюционное развитие психики. Мозг и психика. Место психологии в системе философских, естественно-научных и общественных наук и её роль в гуманизации и научно- техническом прогрессе общества. Теоретические, прикладные и практические задачи психологии. Важнейшие отрасли психологического знания. Психология и педагогика. Организация психологического исследования. Основные методы сбора данных: наблюдение, эксперимент, опрос, тест, изучение продуктов деятельности.
Вопросы для обсуждения
1. Отличия житейской и научной психологии.
2. Особенности использования различных видов наблюдения в психолого-педагогических исследованиях.
|
|
3. Виды опроса (беседа, интервью, анкета), специфика их применения.
4. Эксперимент (констатирующий, формирующий) в психологии и педагогике.
5. Основные требования к психологическим тестам.
Темы рефератов и сообщений
1. Проблема роли наследственности и среды в развитии психики человека.
2. Взаимодействие и взаимосвязь психологии и педагогики (или другой науки по вашему выбору).
3. Проективные методы и их применение в психологии.
4. Традиционные и новые отрасли психологического знания.
Задачи
1.Назовите признаки сознательного и бессознательного, которые проявляются в следующих случаях:
а) при прикосновении к ладошке новорождённого ребёнка карандашом (пальцем), он крепко сжимает его;
б) школьник быстро и правильно умножает числа в уме, но не помнит правила их умножения;
в) студент, готовясь к экзамену, пытается представить себе как будет отвечать на тот или иной вопрос, какие дополнительные вопросы может задать преподаватель, смоделировать свои возможные эмоциональные реакции. [6]
2.Какие методы психологического исследования применены в приведённых примерах?
а) для изучения отвлекаемости внимания испытуемому предлагают для решения арифметические задачи и одновременно включают интересную передачу;
б) для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют «страшные» картинки и регистрируют возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току (кожно-гальваническая реакция) с помощью специальной аппаратуры;
в) для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько потребуется повторений, чтобы запомнить все 10 слов. [6]