Глава I. Элементы теории множеств
Л.М.Мартынов. Вводный курс математики, стр.9-19
1. Какие термины для обозначения многого как единого целого имеются в русском языке? Множество – это совокупность объектов (предметов или понятий), которая мыслится как единое целое. Объекты, входящие в эту совокупность, называются элементами множества.
2. Верна ли запись:
1 да, 2 нет
3. Принадлежит ли число 9 множеству
? да
4. Верно ли включение
? нет
5. Какое из множеств (1;4) и [1;4] включается в другое? 1 включает 2
6. Можно ли записать
да
7. Какая из записей верна:
? оба
8. Сколько элементов содержат множества:
? 3
9. В каком случае 
10. Что означает запись
х не принадлежит пересечению а и в
11. Когда выполняется равенство
если а=в симметрическая разность
12. Что означает запись
х не принадлежит разности а и в
13. Когда возможно равенство 
14. Как проще записать множество 
15. Если R–универсальное множество, то каково дополнение множества 
16. В каком случае возможно равенство 
Разберите решения следующих примеров
П р и м е р 1. Задайте перечислением следующие множества:
a) всех целых делителей числа 16;
б) 
в)
.
Решение. a) Так как натуральными делителями числа 16 являются числа 1,2,4,8,16, то искомым множеством будет {–16, –8, –4, –2, –1, 1, 2, 4, 8, 16}.
б) Так как целыми делителями числа 24 являются числа
, то, выбрав из них только четные, мы получим множество
. Значит искомое множество
.
в) Натуральных чисел, меньших 12, и при этом кратных 3 всего три: 3, 6, 9. Следовательно, искомое множество 
П р и м е р 2. Принадлежит или включается множество А во множество В, если
a)
;
б) 
Решение. a) Множество
является подмножеством множества
так как каждый элемент первого множества принадлежит второму множеству:
. Следовательно
. Но в то же время множество
являются элементом множества
и поэтому
.
б) Множество
является подмножеством множества
т.к.
. Значит,
.
П р и м е р 3. Найдите множество А* всех подмножеств множества
:
a)
;
б)
;
в)
.
Решение.
a)
;
б)
;
в)
.
П р и м е р 4. Справедливы ли утверждения:
a)
;
б)
;
в) 
Решение. a) Множества
и
равны, так как объекты, входящие в состав этих множеств, то есть элементы
, одинаковы и отличается только порядок записи этих элементов.
б) Множества
и
равны, так как каждый элемент первого множества принадлежит второму множеству и, наоборот.
в) Так как элемент
второго множеств не принадлежит первому множеству, то множества
и
не равны.
П р и м е р 5. Выяснить, какое множество является подмножеством другого:
а)
и (0;3);
б)
и (2;5];
в)
и
.
Решение. a) Так как
=
, а (0;3) – множество всех действительных
, удовлетворяющих неравенству
, то
, то есть первое множество является подмножеством второго.
б) Ни одно из этих множеств не является подмножеством другого, поскольку в каждом из них есть элементы, не содержащиеся в другом, например, 2 и 5.
в) Множество
является подмножеством
потому, что при k =1
, а при k = –3
.
П р и м е р 6. Пусть
,
. Выяснить какие из чисел 1, 2, 3, 4, 5 принадлежат множествам
.
Решение. Множества
и
можно задать перечислением элементов:
,
. Поэтому легко найти их объединение
, пересечение
, разность
и ответить на вопрос задачи
,
,
.
– дополнение множества
, а значит
,
,
. Множеству
ни одно из чисел 1,2,3,4,5 не принадлежит.
П р и м е р 7. Доказать закон де Моргана
.
Решение. Доказательство разбивается на две части.
1) Докажем, что если
, то
.
Пусть
. По определению дополнения
. Следовательно,
или
. Но тогда
или
, значит
.
2) Докажем, что если
, то
.
Пусть
. Тогда, по определению объединения
или
. По определению дополнения
или
. Следовательно,
, то есть
.
П р и м е р 8. Упростить запись множества, используя основные законы алгебры множеств:
a)
;
б)
.
Решение. Используя равенства 1-12 (стр.15 учебного пособия Л.М.Мартынова), получим следующие преобразования:
a)

б) 
П р и м е р 9. Доказать включение
и проиллюстрировать его диаграммами Эйлера-Венна.
Решение. 1-й способ (универсальным методом).
Для доказательства включения необходимо показать, что любой элемент множества
принадлежит множеству
. По определению разности
имеем
и
. Но если
, то тем более
, то есть
, что и требовалось доказать.
2-й способ (с использование основных законов алгебры множеств). Преобразуем левую часть включения:
. Теперь используем диаграммы Эйлера-Венна дли иллюстрации этого включения.
Левая часть включения изображается диаграммой на рис.1.

Рис. 1 
Правая часть включения – диаграммой на рис. 2.

Рис. 2 
П р и м е р 10. Доказать равенство
и проиллюстрировать его диаграммой Эйлера-Венна.
Решение. Воспользуемся основными законами алгебры множеств:
.
Для иллюстрации доказанного равенства нарисуем последовательно несколько диаграмм, изображающих левую часть равенства (рис.3-8), а затем правую часть равенства (рис.9-11).

Рис. 3
Рис. 4 

Рис. 5
Рис. 6 

Рис. 7
Рис. 8 
Несколько таких рисунков можно объединить в один, используя для штриховки цветные карандаши.
Правую часть равенства необходимо изобразить на отдельном рисунке, не меняя взаимного расположения множеств А, В, С.

Рис. 9
Рис. 10 

Рис. 11 
Сравнивая рисунки 8 и 11, мы видим, что они одинаковы. Это и является иллюстрацией доказанного равенства (но не доказательством!).
П р и м е р 11. Пусть А – множество решений уравнения
В – множество решений уравнения
. Выразите через А и В множество решений уравнений:
а)
;
б)
и системы в) 
Ответ: а)
; б)
; в)
.
П р и м е р 12. Решить систему неравенств:

Решение. Множество решений первого неравенства
. Решив второе неравенство методом интервалов, получим множество (–1;6). Чтобы получить Решение системы неравенств, найдём пересечение двух множеств
. Геометрически это можно изобразить так:

Рис. 12
Пересечением множеств является множество точек, на котором штриховки накладываются друг на друга.
П р и м е р 13. Решить систему неравенств:

Решение. Раскрывая модуль в первом неравенстве системы, получим два случая. Учитывая второе неравенство, приходим к совокупности двух систем:
1)
или 2) 
Множество решений первой системы есть пересечение трех множеств:
. Найдем пересечение первого и второго множества
. Используя дистрибутивный закон пересечения относительно объединения, будем иметь:
.
Теперь решим вторую систему из совокупности. Проводя аналогичные рассуждения, как и в первом случае, получим три множества:
и
. Найдем их пересечение:
.
Множество решений исходной системы является объединением множеств
и
, то есть 
П р и м е р 14. Из 20 человек двое изучали только английский язык, трое – только немецкий, шестеро – только французский. Никто не изучал трёх языков. Один изучал немецкий и английский, трое – французский и английский. Сколько человек изучало французский и немецкий языки?

Рис. 13
Решение. Обозначим через А множество учеников, изучавших английский язык, через В – немецкий язык, через С – французский язык.
По условию множество
содержит один элемент, множество
содержит 3 элемента,
(никто не изучал сразу три языка). Требуется определить количество элементов в пересечении
(рис. 13).
Объединение множеств
содержит 20 элементов. Из диаграммы видно, что множество
должно содержать 20–1–2–3–6–3=5 элементов.
Ответ: французский и немецкий языки изучали 5 человек.