Разберите решение следующих примеров

П р и м е р 1. Построить отрицание для следующих высказываний и определить их истинностное значение:

a) «11>0»;

б) «7 делится на 3»;

в) «3+4=7».

Решение. a) отрицанием истинного высказывания ”11>0» является ложное высказыванием «11 0».

б) отрицанием ложного высказывания «7 делится на 3» будет истинное высказывание «7 не делится на 3».

в) «3+4 7» ложное высказывание.

П р и м е р 2. Записать символически высказывание «15 делится на 3 и на 5».

Решение. Это высказывание есть конъюнкция двух высказываний «15 делится на 3» и «15 делится на 5». Поэтому получим:

П р и м е р 3. Прочитать по правилам русского языка символически записанное высказывание , если «2 – простое число», «2 – четное число».

Ответ: «2 – простое и четное число».

П р и м е р 4. Пусть «Иван умен», «Петр умен»

Записать символически:

a) Иван умен и Петр глуп;

б) Иван и Петр оба глупы;

в) или Иван умен или Петр глуп;

г) если Иван умен, то Петр глуп.

Решение.

a)

б)

в)

г) .

П р и м е р 5. Пусть «У меня есть собака», «У меня есть кошка”. Перевести на разговорный язык:

a) ;

б) ;

в) ;

г) .

Решение. a)У меня есть собака или у меня нет кошки;

б) Если у меня есть собака, то у меня нет кошки;

в) Или у меня нет собаки и есть кошка, или у меня нет кошки;

г) Если у меня нет собаки, то у меня нет кошки.

П р и м е р 6. Какие из данных высказываний истинны?

a) 3 5;

б) 7 7;

в) 3 0.

Решение. a) имеем дизъюнкцию: Так как первый член дизъюнкции истинный, то и вся дизъюнкция истинна.

б) высказывание «7 7» истинно, так как «7=7» истинно.

в) «3 0» ложно, т.к. оба члена дизъюнкции ложны.

П р и м е р 7. Постройте импликацию высказывания «25 при делении на 7 дает остаток 2» и «11>0» и определите ее истинностное значение.

Решение. «Если 25 при делении на 7 дает остаток 2, то 11>0» – истинное высказывание, поскольку истинно его заключение.

П р и м е р 8. Постройте эквиваленцию высказываний «25 при делении на 7 дает остаток 2» и «2 является конем уравнения », и определите ее истинное значение.

Решение. «25 при делении на 7 дает остаток 2 тогда и только тогда, когда 2 является конем уравнения ». Это высказывание истинно, как эквиваленция ложных высказываний.

П р и м е р 9.Какие из данных высказываний истинны:

a) ;

б) ;

в) ;

г) ;

д) ;

е) ;

ж) ;

з) .

Ответ: а), б), г), д), е) – истинны;

в), ж), з) – ложны.

П р и м е р 10. Построить таблицы истинности для следующих формул:

a) ;

б) ;

в) ;

г) .

Определить является ли каждая из формул тавтологией, противоречием или выполнимой.

Решение. Для сложной формулы F можно предложить следующий порядок заполнения таблицы истинности:

1.В строку выписываются сначала все атомы, а затем все подформулы F (не считая атомов), начиная с простых и кончая самой формулой F. Для каждой записи подготавливается столбец.

2.Атомам формулы F даются всевозможные наборы значений из множества {1;0}, компоненты которых записываются в соответствующие столбцы. Можно показать, что различных наборов значений истинности атомов (значит и строк таблицы) будет всего , где n – число атомов формулы F. Для удобства значения располагают так: под первым атомом подряд пишут половину (т.е. ) значений 1, затем столько же значений 0; под вторым атомом пишут подряд четвертую часть (т.е. ) значений 1, затем столько же значений 0, повторяют это еще раз и т.д. Под последним атомом значений 1 и 0 чередуются.

3.Столбцы всех подформул формулы F и столбец самой формулы F заполняются согласно определениям соответствующих операций.

а) так как формула имеет две переменные, ее таблица истинности содержит четыре строки .

           
           
           
           

Так как последний столбец таблицы содержит только значения 1, то формула является тавтологией.

Заметим, что 3, 4, 5 столбцы являются вспомогательными и в таблице истинности могут отсутствовать.

б) Поскольку формула содержит три высказывательные переменные, то ее таблица истинности содержит восемь строк .

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Эта формула является одновременно выполнимой и опровержимой, так как на наборе значений переменных 0, 0, 0 формула принимает значение 1, а на остальных наборах формула принимает значение 0.

в)

     
     
     
     

В этой таблице не приведен вспомогательный столбец. Формула является противоречием.

г)

             
             
             
             
             
             
             
             

В построенной таблице не заполнены вспомогательные столбцы (сделайте это самостоятельно). Формула является одновременно выполнимой и опровержимой.

П р и м е р 11. Проверить являются ли следующие формулы равносильными:

a) и ;

б) и .

Решение.

а) составим таблицы истинности для данных формул (их удобно совместить). Получим:

           
           
           
           

Сравнивая два последних столбца, мы видим, что они одинаковые. Значит, формулы равносильны (или логически равны): .

б) составим таблицы истинности:

               
               
               
               
               
               
               
               

Сравнивая 6-й и 8-й столбцы таблицы, видим, истинностные значения формул различаются при значениях переменных , , . Следовательно, эти формулы не являются равносильными.

П р и м е р 12. Упросить формулы, применяя основные равносильности алгебры высказываний (стр. 32 учебного пособия Л.М.Мартынова).

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

Решение.

а) (здесь применили дистрибутивный закон, закон противоречия 7 и свойство 0 – 8).

б) , т.к. если обозначить через Х, то получим по закону поглощения 4.

в) .

г)

.

П р и м е р 13. Записать формулу с помощью только конъюнкции и отрицания.

Решение.

.

П р и м е р 14. Доказать, что формула есть логическое следствие формул .

Решение. 1-й способ. Докажем, что по определению. Для этого составим всевозможные наборы истинностных значений для высказывательных переменных , вычислим для них соответствующие значения посылки и значения и сравним только те значения этих формул, при которых посылка истинна.

Легко понять, что первая формула принимает значение 1 лишь для набора истинностных значений 0,0. Требуемое логическое следование вытекает из фрагмента таблицы истинности

       

2-й способ. По признаку логического следования для высказывательных формул достаточно показать, что импликация , тождественно истинна (или тавтология).

Докажем это с помощью преобразований:

3-й способ. Методом от противного. Предположим, что формула не является логическим следствием формул и . Значит, при истинных посылках и формула принимает значение 0. Т.к. , то , . Но тогда мы получаем противоречие с предположением об истинности посылки . Полученное противоречие доказывает, что наше предположение неверно, и значит, формула является логическим следствием посылок и .

Приложения алгебры высказываний

Алгебра высказываний нашла применение в логико-математической практике. Во-первых, при анализе и синтезе контактных схем.

П р и м е р 15.Упростить релейно-контактную схему и определить условия ее работы.

Решение. Запишем функцию проводимости этой схемы и преобразуем ее с помощью основных равносильностей алгебры высказываний.

По новой функции проводимости строим упрощенную схему:

Из полученной формулы, очевидно, что . Это и есть условия работы данной схемы.

П р и м е р 16. Для комитета, состоящего из 4 человек сконструировать электрическую цепь так, чтобы лампочка зажигалась, если за данное предложение проголосовало меньшинство.

Решение. Для данных условий работы составим функцию проводимости:

Схема будет такой:

 
 



Во-вторых, в математике часто приходится формулировать утверждения, которые являются отрицаниями других утверждений, Обычно трудности вызывают формулировки отрицаний сложных предложений, в которых присутствует импликация. Процесс нахождения удобной формулировки отрицания некоторого предложения в алгебре высказываний получил название построения отрицания. Чаще всего для формулы , имеющей в записи импликации, построить отрицание означает следующее: для формулы найти равносильную и по возможности простую формулу , в которой нет импликаций, а знаки отрицания (если они есть) относятся только к атомам. При построении отрицаний большую роль играют законы де Моргана, закон исключения импликации, закон двойного отрицания.

П р и м е р 17. Перевести предложение «Если я устал или голоден, то не могу заниматься» на логический язык, построить его отрицание и сформулировать это отрицание по-русски.

Введем атомы: «Я устал», «Я голоден»; наконец, «Я могу заниматься». Тогда заданное предложение запишется формулой . Далее

Значит, отрицание предложения формулируется так: «Я либо устал, либо голоден, но могу заниматься».

В-третьих, аппарат алгебры высказываний позволяет выяснять правильность выводов из некоторого списка положений.

П р и м е р 18. Проанализировать правильность вывода в рассуждении: «Если Коля дома, то у него горит свет и отрыто окно. Свет у Коли не горит. Значит, его нет дома».

Введем атомы: «Коля дома», «У Коли горит свет»; «У Коли открыто окно». Тогда заданное рассуждение запишется в виде . Чтобы убедиться в его правильности, достаточно показать, что формула является тождественно истинной. Имеем: .

И, наконец, с помощью алгебры высказываний можно решать различные логические задачи.

Обобщённый приём решения логических задач методом алгебры высказываний:

1.Выделяем и обозначаем все участвующие в задаче простые высказывания;

2. Строим из них содержащиеся в условии задачи сложные высказывания;

3.Рассматриваем конъюнкцию построенных посылок, она истинна по условию;

4,Преобразуем эту конъюнкцию с помощью логических равенств к более простому виду, удобному для получения требуемой в задаче информации;

5. Извлекаем эту информацию (ответы на вопросы задачи).

Воспользуемся данным приёмом при решении логической задачи.

П р и м е р 19. Согласно инструкции капитан должен находиться на судне всегда, за исключением случаев, когда с судна выгружают груз; если же груз не выгружают, то рулевой никогда не отсутствует, если не отсутствует капитан. В каких случаях рулевой обязан присутствовать на судне?

Решение. 1. Введём обозначения, соответствующие простым высказываниям: «Капитан присутствует на судне»; «С судна выгружают груз»; «Рулевой присутствует на судне».

2. В инструкции могут быть выделены одно простое и два сложных высказывания: .

3. .

4. Упростим данную конъюнкцию: .

5. Ответ: Если с судна не выгружают груз, то рулевой обязан присутствовать вместе с капитаном.

П р и м е р 20. Три девушки: Аля, Валя и Катя ходили в театр. Одна из них была в красном платье, другая – в белом, третья – в синем. На вопрос, какое на каждой из девушек было платье, они дали ответ: Аля была в красном, Катя – не в синем, Валя – не в красном. В этом ответе из трех частей одна верна, две – не верны. В каком платье была каждая из девушек?

Решение. Введем обозначения:

– Аля в красном платье;

– Катя в синем платье;

– Валя в красном платье, и тогда ответ, который дали девушки, можно записать в виде конъюнкции . Так как по условию в этом ответе из трех частей одна верна, а две не верны, то истинна следующая дизъюнкция:

.

Упростив эту формулу, получаем

.

Поскольку первая и третья конъюнкции ложны, то истинна , то есть: Валя в красном платье, Катя в белом платье, Аля в синем платье.





Подборка статей по вашей теме: