П р и м е р 1. Построить отрицание для следующих высказываний и определить их истинностное значение:
a)
«11>0»;
б)
«7 делится на 3»;
в)
«3+4=7».
Решение. a) отрицанием истинного высказывания
”11>0» является ложное высказыванием
«11
0».
б) отрицанием ложного высказывания
«7 делится на 3» будет истинное высказывание
«7 не делится на 3».
в)
«3+4
7» ложное высказывание.
П р и м е р 2. Записать символически высказывание «15 делится на 3 и на 5».
Решение. Это высказывание есть конъюнкция двух высказываний
«15 делится на 3» и
«15 делится на 5». Поэтому получим: 
П р и м е р 3. Прочитать по правилам русского языка символически записанное высказывание
, если
«2 – простое число»,
«2 – четное число».
Ответ: «2 – простое и четное число».
П р и м е р 4. Пусть
«Иван умен»,
«Петр умен»
Записать символически:
a) Иван умен и Петр глуп;
б) Иван и Петр оба глупы;
в) или Иван умен или Петр глуп;
г) если Иван умен, то Петр глуп.
Решение.
a) 
б) 
в) 
г)
.
П р и м е р 5. Пусть
«У меня есть собака»,
«У меня есть кошка”. Перевести на разговорный язык:
a)
;
б)
;
в)
;
г)
.
Решение. a)У меня есть собака или у меня нет кошки;
б) Если у меня есть собака, то у меня нет кошки;
в) Или у меня нет собаки и есть кошка, или у меня нет кошки;
г) Если у меня нет собаки, то у меня нет кошки.
П р и м е р 6. Какие из данных высказываний истинны?
a) 3
5;
б) 7
7;
в) 3
0.
Решение. a) имеем дизъюнкцию:
Так как первый член дизъюнкции истинный, то и вся дизъюнкция истинна.
б) высказывание «7
7» истинно, так как «7=7» истинно.
в) «3
0» ложно, т.к. оба члена дизъюнкции ложны.
П р и м е р 7. Постройте импликацию высказывания «25 при делении на 7 дает остаток 2» и «11>0» и определите ее истинностное значение.
Решение. «Если 25 при делении на 7 дает остаток 2, то 11>0» – истинное высказывание, поскольку истинно его заключение.
П р и м е р 8. Постройте эквиваленцию высказываний «25 при делении на 7 дает остаток 2» и «2 является конем уравнения
», и определите ее истинное значение.
Решение. «25 при делении на 7 дает остаток 2 тогда и только тогда, когда 2 является конем уравнения
». Это высказывание истинно, как эквиваленция ложных высказываний.
П р и м е р 9.Какие из данных высказываний истинны:
a)
;
б)
;
в)
;
г)
;
д)
;
е)
;
ж)
;
з)
.
Ответ: а), б), г), д), е) – истинны;
в), ж), з) – ложны.
П р и м е р 10. Построить таблицы истинности для следующих формул:
a)
;
б)
;
в)
;
г)
.
Определить является ли каждая из формул тавтологией, противоречием или выполнимой.
Решение. Для сложной формулы F можно предложить следующий порядок заполнения таблицы истинности:
1.В строку выписываются сначала все атомы, а затем все подформулы F (не считая атомов), начиная с простых и кончая самой формулой F. Для каждой записи подготавливается столбец.
2.Атомам формулы F даются всевозможные наборы значений из множества {1;0}, компоненты которых записываются в соответствующие столбцы. Можно показать, что различных наборов значений истинности атомов (значит и строк таблицы) будет всего
, где n – число атомов формулы F. Для удобства значения располагают так: под первым атомом подряд пишут половину (т.е.
) значений 1, затем столько же значений 0; под вторым атомом пишут подряд четвертую часть (т.е.
) значений 1, затем столько же значений 0, повторяют это еще раз и т.д. Под последним атомом значений 1 и 0 чередуются.
3.Столбцы всех подформул формулы F и столбец самой формулы F заполняются согласно определениям соответствующих операций.
а) так как формула имеет две переменные, ее таблица истинности содержит четыре строки
.
| | | | | |
Так как последний столбец таблицы содержит только значения 1, то формула
является тавтологией.
Заметим, что 3, 4, 5 столбцы являются вспомогательными и в таблице истинности могут отсутствовать.
б) Поскольку формула содержит три высказывательные переменные, то ее таблица истинности содержит восемь строк
.
| | | | | | | | |
Эта формула является одновременно выполнимой и опровержимой, так как на наборе значений переменных 0, 0, 0 формула принимает значение 1, а на остальных наборах формула принимает значение 0.
в)
| | |
В этой таблице не приведен вспомогательный столбец. Формула является противоречием.
г)
| | | | | | |
В построенной таблице не заполнены вспомогательные столбцы (сделайте это самостоятельно). Формула является одновременно выполнимой и опровержимой.
П р и м е р 11. Проверить являются ли следующие формулы равносильными:
a)
и
;
б)
и
.
Решение.
а) составим таблицы истинности для данных формул (их удобно совместить). Получим:
| | | | | |
Сравнивая два последних столбца, мы видим, что они одинаковые. Значит, формулы равносильны (или логически равны):
.
б) составим таблицы истинности:
| | | | | | | |
Сравнивая 6-й и 8-й столбцы таблицы, видим, истинностные значения формул различаются при значениях переменных
,
,
. Следовательно, эти формулы не являются равносильными.
П р и м е р 12. Упросить формулы, применяя основные равносильности алгебры высказываний (стр. 32 учебного пособия Л.М.Мартынова).
а)
;
б)
;
в)
;
г)
.
Решение.
а)
(здесь применили дистрибутивный закон, закон противоречия 7’ и свойство 0 – 8’).
б)
, т.к. если обозначить
через Х, то получим
по закону поглощения 4.
в)
.
г)

.
П р и м е р 13. Записать формулу
с помощью только конъюнкции и отрицания.
Решение. 
.
П р и м е р 14. Доказать, что формула
есть логическое следствие формул
.
Решение. 1-й способ. Докажем, что
по определению. Для этого составим всевозможные наборы истинностных значений для высказывательных переменных
, вычислим для них соответствующие значения посылки
и значения
и сравним только те значения этих формул, при которых посылка истинна.
Легко понять, что первая формула принимает значение 1 лишь для набора истинностных значений 0,0. Требуемое логическое следование вытекает из фрагмента таблицы истинности
| | | |
2-й способ. По признаку логического следования для высказывательных формул достаточно показать, что импликация
, тождественно истинна (или тавтология).
Докажем это с помощью преобразований:


3-й способ. Методом от противного. Предположим, что формула
не является логическим следствием формул
и
. Значит, при истинных посылках
и
формула
принимает значение 0. Т.к.
, то
,
. Но тогда мы получаем противоречие с предположением об истинности посылки
. Полученное противоречие доказывает, что наше предположение неверно, и значит, формула
является логическим следствием посылок
и
.
Приложения алгебры высказываний
Алгебра высказываний нашла применение в логико-математической практике. Во-первых, при анализе и синтезе контактных схем.
П р и м е р 15.Упростить релейно-контактную схему и определить условия ее работы.

Решение. Запишем функцию проводимости этой схемы и преобразуем ее с помощью основных равносильностей алгебры высказываний.

По новой функции проводимости строим упрощенную схему:

Из полученной формулы, очевидно, что
. Это и есть условия работы данной схемы.
П р и м е р 16. Для комитета, состоящего из 4 человек сконструировать электрическую цепь так, чтобы лампочка зажигалась, если за данное предложение проголосовало меньшинство.
Решение.
Для данных условий работы составим функцию проводимости:

Схема будет такой:
![]() |

Во-вторых, в математике часто приходится формулировать утверждения, которые являются отрицаниями других утверждений, Обычно трудности вызывают формулировки отрицаний сложных предложений, в которых присутствует импликация. Процесс нахождения удобной формулировки отрицания некоторого предложения в алгебре высказываний получил название построения отрицания. Чаще всего для формулы
, имеющей в записи импликации, построить отрицание означает следующее: для формулы
найти равносильную и по возможности простую формулу
, в которой нет импликаций, а знаки отрицания (если они есть) относятся только к атомам. При построении отрицаний большую роль играют законы де Моргана, закон исключения импликации, закон двойного отрицания.
П р и м е р 17. Перевести предложение «Если я устал или голоден, то не могу заниматься» на логический язык, построить его отрицание и сформулировать это отрицание по-русски.
Введем атомы:
«Я устал»,
«Я голоден»; наконец,
«Я могу заниматься». Тогда заданное предложение запишется формулой
. Далее 
Значит, отрицание предложения формулируется так: «Я либо устал, либо голоден, но могу заниматься».
В-третьих, аппарат алгебры высказываний позволяет выяснять правильность выводов из некоторого списка положений.
П р и м е р 18. Проанализировать правильность вывода в рассуждении: «Если Коля дома, то у него горит свет и отрыто окно. Свет у Коли не горит. Значит, его нет дома».
Введем атомы:
«Коля дома»,
«У Коли горит свет»;
«У Коли открыто окно». Тогда заданное рассуждение запишется в виде
. Чтобы убедиться в его правильности, достаточно показать, что формула
является тождественно истинной. Имеем:
.
И, наконец, с помощью алгебры высказываний можно решать различные логические задачи.
Обобщённый приём решения логических задач методом алгебры высказываний:
1.Выделяем и обозначаем все участвующие в задаче простые высказывания;
2. Строим из них содержащиеся в условии задачи сложные высказывания;
3.Рассматриваем конъюнкцию построенных посылок, она истинна по условию;
4,Преобразуем эту конъюнкцию с помощью логических равенств к более простому виду, удобному для получения требуемой в задаче информации;
5. Извлекаем эту информацию (ответы на вопросы задачи).
Воспользуемся данным приёмом при решении логической задачи.
П р и м е р 19. Согласно инструкции капитан должен находиться на судне всегда, за исключением случаев, когда с судна выгружают груз; если же груз не выгружают, то рулевой никогда не отсутствует, если не отсутствует капитан. В каких случаях рулевой обязан присутствовать на судне?
Решение. 1. Введём обозначения, соответствующие простым высказываниям:
«Капитан присутствует на судне»;
«С судна выгружают груз»;
«Рулевой присутствует на судне».
2. В инструкции могут быть выделены одно простое и два сложных высказывания:
.
3.
.
4. Упростим данную конъюнкцию:
.
5. Ответ: Если с судна не выгружают груз, то рулевой обязан присутствовать вместе с капитаном.
П р и м е р 20. Три девушки: Аля, Валя и Катя ходили в театр. Одна из них была в красном платье, другая – в белом, третья – в синем. На вопрос, какое на каждой из девушек было платье, они дали ответ: Аля была в красном, Катя – не в синем, Валя – не в красном. В этом ответе из трех частей одна верна, две – не верны. В каком платье была каждая из девушек?
Решение. Введем обозначения:
– Аля в красном платье;
– Катя в синем платье;
– Валя в красном платье, и тогда ответ, который дали девушки, можно записать в виде конъюнкции
. Так как по условию в этом ответе из трех частей одна верна, а две не верны, то истинна следующая дизъюнкция:
.
Упростив эту формулу, получаем
.
Поскольку первая и третья конъюнкции ложны, то истинна
, то есть: Валя в красном платье, Катя в белом платье, Аля в синем платье.
