Концепции контроллинга

Понятие контроллинг и его проявление.

Контроллинг - происходит от англ.to control – контролировать. В экон-м смысле это управление и наблюдение.

Управление - вид деятельности направлены на решение проблем и организацию планомерного целесообразного функционирования любого предприятия. Искусство экон-го управления зак-ся в умении предвидеть хоз-ую и коммерческую ситуацию, принять меры по оптимизации соотношений затраты- результатов, и тем самым обеспечить достижение поставленных целей, и прежде всего получение желаемых среды.

Основной причиной появления понятия контроллинга в экономической литературе называют прежде всего промышленный рост США в конце 19 в начале 20 вв., который вызвал усложнение процессов планирования и появления новых подходов к планированию на предприятии. Возникает осознание того, что успешное руководство предприятиями неизбежно связано с усилением понимания внутрифирменного планирования и учета.

Если вначале преобладала историческое бухгалтерское видение контроллинга и контроллер выполнял функции ведения и учета уже свершившихся хозяйственных событий, что со временем эти функции были расширены, что привело к необходимости понимания контроллинга и его функций как ориентированных на будущее события. Соответственно такому ориентированному в будущее рассмотрению задачей контроллера стали все больше связанных с вопросами планирования и контроля.

Концепции контроллинга.

В целом сформировалось несколько концепций контроллинга различий которых лежат в областях трактовки понятий, определение объекта и предмета контроллинга, функционального содержания инструментария и его функционирования.

1.Концепция ориентированная на учет (Д. Шнейдер) фокусирует внимание на денежные показатели упирающие на даны бухгалтерской отчетности предприятия. Основной критерий – прибыль и ее динамика. Данный подход является узким, ограниченным.

2. Концепция ориентирующая контроллинг на информацию (Т. Райхманн) уделяет внимание всем сферам функционирования предприятия. Объектом здесь служит совокупность центров ответственности (организационная единица, сегмент руководитель которого несет ответственность за определение показателя), которая выполняет определенные бизнес процессы. Райхманн отмечает, что основной задачей контроллинга является обеспечение руководства информацией для принятия решений. В данной концепции контроллинг соответствует возможности управленческого учета.

¾. Концепция с ориентацией на координацию. Разграничивают на первичную и вторичную координацию в соответствии с различиями в системе управления и системе исполнения предприятием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: