Содержание разделов дисциплины, изучаемых в весеннем семестре 2019/2020 уч. года

МГУ имени М.В. Ломоносова

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ПРОГРАММА

Дисциплины СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Для направлений подготовки

Культурология

Реклама и связи с общественностью

Религиоведение

 

Квалификации (степени) выпускника бакалавр

Москва, 2020

1. Цели и задачи дисциплины. Целью изучения дисциплины является знакомство студентов с современным уровнем знаний о природе, особенностями естественнонаучной сферы культуры, основаниями противопоставления естественнонаучной и гуманитарных сфер науки и необходимостью их синтеза на основе целостного взгляда на окружающий мир.

Задачи курса: содействовать получению широкого базового высшего университетского образования; формировать компетенции, связанные с возможностью анализировать ключевые этапы развития естествознания; выявлять социальную и культурную обусловленность научного знания, характер научного знания в конкретные исторические периоды; формировать системное представление о комплекс проблем и специфике современного этапа развития естествознания; помочь студенту в овладении содержанием основных концепции естествознания, которые определяют облик современного естествознания и задают место научного подхода в культуре, а также нуждаются в правовом регулировании научных исследований и практического применения полученных результатов. Курс направлен на формирование у студентов представлений о направлениях влияния основных концепций и законов естествознания на осмысление и разрешение проблем общественной жизни, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; на развитие способности критического восприятия и оценки различных источников научной информации, приемами ведения дискуссии, полемики, диалога по важнейшим проблемам развития современной науки; развитие мировоззренческой культуры учащихся, способности решать мировоззренческие проблемы; на развитие умений применения основы и результаты естественнонаучного опыта, а так же использования естественнонаучных методов и при принятии решений в профессиональной области. Кроме этого, курс способствует овладению культурой мышления, умением логично формулировать и излагать собственное видение проблем и способов их разрешения, способностью в письменной и устной форме правильно и аргументировано представлять результаты своей мыслительной деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП.

Курс относится к следующему структурному элементу ООП ВПО Б1 Общекультурный блок, дисциплина относится к базовой части цикла. Изучение дисциплины рассчитано на 3 семестра, общий объем 8 зачетных единиц, общая трудоемкость дисциплины 288 часов, в том числе аудиторная нагрузка 142 часа, самостоятельная работа 146 часов. Отчетности: 3 семестр – зачет, 4 семестр – зачет, 5 семестр - экзамен.

Содержание разделов дисциплины, изучаемых в весеннем семестре 2019/2020 уч. года

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Тема 1. Образы мира живого. Проблема происхождения жизни. Сущность жизни. Проблема определения жизни. Основные этапы развития представлений о сущности и происхождении живого. Религиозно-мифологические представления (креационизм). Концепция спонтанного, самопроизвольного зарождения жизни (Аристотель, Реди). Жизнь как свойство Вселенной (концепция панспермии). Панспермия направленная и ненаправленная. Концепция эволюционного происхождения жизни на основании физико-химических закономерностей. Эволюционная модель происхождения жизни: гипотеза Опарина-Холдейна. Проблема экспериментального подтверждения представлений о происхождении жизни.   Современные исследования проблемы происхождения жизни. Современные представления о сущностных характеристиках живого.Отличия живого и неживого в вещественном, структурном и функциональном аспектах. Проблема идентификациивирусов как природных объектов.
2. Тема 2. Концепция эволюционизма в современной науке. Концепция стационарного состояния. Идея развития в естествознании: основные этапы становления. Эволюционные теории Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина. Дарвинизм и генетика. Разнообразие антидарвиновских концепций. Катастрофизм и сальтационизм о факторах прогрессивного развития органической природы. Постулаты современной теории эволюции. Факторы эволюции. Эволюционная парадигма в научном познании. Эволюция, развитие, прогресс. Принципы глобального эволюционизма. Значение эволюционистских взглядов для развития науки и культуры.
2 Тема 3. Мир как система. Системный подход в современной науке. Структурные уровни организации материи. Мега - макро - и микромир. Проблема соотношения части и целого. Упорядоченность и целостность, целостность и целесообразность. Механицизм и витализм. Пространство и время в естествознании. Эволюция взглядов на пространство и время. Свойства пространства и времени. Мерность пространства и времени. Симметрия и асимметрия пространства и времени. Специфика пространственно-временной организации живого. Хронобиология: основные результаты и перспективы исследования. Проблема человеческого времени. Самоорганизация в живой и неживой природе. Энтропия и информация. Диссипативные системы вдали от равновесия. Синергетика. Законы сохранения энергии в макропроцессах, принцип возрастания энтропии.
4 Тема 4. Человек и биосфера Экологический кризис и экологическая катастрофа. Локальные, региональные и глобальные кризисы и катастрофы. Антропогенные кризисы и катастрофы. История антропогенных экологических кризисов. Основные типы антропогенного воздействия на природные экосистемы. Преобразование, загрязнение и эксплуатация природных систем. Загрязнение окружающей среды как форма антропогенного воздействия. Классификация типов загрязнений. Химические, физические, биологические загрязнения. Антропогенное воздействие на атмосферу. Проблема «озоновых дыр». Антропогенное воздействие на гидросферу. Антропогенное воздействие на литосферу. Основные методы сохранения окружающей природной среды. Статус особо охраняемых природных объектов. Экологическое нормирование, использование нормативов. Экологический мониторинг, типы мониторинга. Экологический контроль, аудит, экспертиза. Экологическое воспитание и образование. Осознание человеком своей ответственности перед остальной биосферой. Причины, побуждающие охранять природу. Переход от антропоцентризма к биоцентризму. Что мешает разработке концепции глобального развития человечества? Особенности поведения сложных нелинейных систем со многими цепями обратной связи. О связи причины и следствия в сложных системах. “Мировая динамика” Джея Форрестера. Пределы роста. Влияние научных и технических достижений на поведение глобальной модели. Многоуровневая компьютерная модель системы мирового развития М.Месаровича и Э.Пестеля.
5 Тема 5. Происхождение человека. Представление об антропосоциогенезе в современном естествознании. Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Возникновение социальных связей. Становление социальной жизни и трансформация биологических законов. Единство направленности и вариабельности путей исторического становления вида Homo sapiens. Проблема моно- и полифилии в происхождении человека. Проблема биологического многообразия вида в концепции расообразования и ее социальные импликации. Становление междисциплинарных подходов в исследовании исторических путей становления вида Homo sapiens (на примере геногеографии). Эволюция мозга как биосоциальная проблема. Гипотезы речевого филогенеза и их значение для социогуманитарных наук. Ограниченность методологии натурализма в объяснении происхождения человека. Монизм и дуализм в решении биосоциальной проблемы. Значение принципа монизма для решения проблемы синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

А) основная литература

Е.В.Брызгалина Концепции современного естествознания. М., Проспект, 2012 (переиздание 2013 г., 2014 г., 2015 г., 2016 г.)

Е.В.Брызгалина, В.М.Занфира, А.Р.Курбанов, Е.А.Рождественская, Е.М.Шкомова. Концепции современного естествознания. Учебное пособие под ред. Е.В.Брызгалиной, М, изд-во Проспект, 2017.

Е.В.Брызгалина Индивидуальность человека М., 2003.

Е.В.Брызгалина Методические рекомендации по курсу «Концепции современного естествознания» М., изд-во Юридического Колледжа МГУ, 1996.

Е.В.Брызгалина «Концепции современного естествознания» Курс лекций. М., изд-во Юридического Колледжа МГУ,1997

 

  1. Ахлибининский Б.В., Храленко Н.И. Основные концепции современного естествознания. 2000
  2. Бабушкин А.Н. Концепции естествознания. 2000
  3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания 2000
  4. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: структурный курс основ естествознания. М., 2000
  5. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. 2001
  6. Жигалов Ю.И. Концепции современного естествознания 2002
  7. Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Концепции современного естествознания. Конспект лекций. 2001
  8. Канке В.А. Концепции современного естествознания 2001
  9. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания 2000
  10. Концепции современного естествознания. Для студентов вузов. Под редакцией С.И.Самыгина. Издание 3-е.2001
  11. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. Под редакцией Скоробогатова В.А.) Издание 3-е.2001
  12. Лобачев А.И. Концепции современного естествознания 2001
  13. Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. 2002
  14. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания 2002

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: