Нумерация чисел в пределах 100

Числовые ряды.

- научить выявлять закономерности в числовых последовательностях;

- воспитать интерес к математике у младших школьников.

Алгоритм решения.

1. Зафиксировать соответствие каждой числовой пары в ряду.

2. Определить правило, по которому высчитывается каждое очередное число, или другую закономерность, по которой располагаются числа.

3. Определить, пользуясь правилом или закономерностью, последующие числа в ряду.

Пример: в ряду 64, 6, 32, 8, 16, 10... все нечётные по порядковому номеру числа, начиная с первого числа 64, последовательно уменьшаются в два раза; все чётные по порядковому номеру числа, начиная с 6, - увеличиваются на две единицы. Ответ: 64, 6, 32, 8, 16, 10,8, 12, 4, 14...

Задание 1.

Найти закономерности построения каждого натурального ряда чисел и продолжи его.

1. 24, 21,19, 18, 15, 13,____,___,7.

2. 1,4,9, 16,_____,___,49,64,81, 100.

3. 16, 17, 15, 18, 14, 19,____,___

4. 1, 3, 6, 8, 16, 18,____,___, 76, 78.

5. 2, 4, 8, 10, 20, 22,____,___,92, 94.

6. 24, 22, 19, 15,___, ___

7. 31, 24, 18, 13...

8. 1, 2, 4, 8,...

9. 4, 9, 16, 25, …

10. 4, 9, 10, 15, 16, …

11. 2, 5, 20, 23, 92, …

12. 6, 9, 12, 15,...

13. 7, 16, 9; 5, 21, 16; 9

14. 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14,

15. 5, 1,7 2, 9, 3, 11,

16. 1,7,2,7,3,7,4,

17. 8, 9, 12, 13, 16, 17,

18. 9,7,10, 8, 11, 9, 12,

19. 0,1,1,2,3,5,8,13,

20. 1, 67, 2, 63, 4, 59, 8,

21. 1, 4, 9, 16, 25, 36, 49

22. 3, 11, 10, 10, 17, 9,

Справка: числовые ряды с закономерностями - это такие ряды, в которых числа связаны между собой по определенному правилу, закономерности.

Пример 1. Числовой ряд 2, 4, 6, 8,... Здесь все числа, начиная с первого, представляют порядковые номера чисел, умноженные на два. Первое число - это 1 *2, второе - 2*2, третье - 3*2.

Пример 2. Числовой ряд 1, 3, 6, 10, 15....Здесь все числа получаются, если к номеру числа прибавить предыдущее число.

Задание 2. Вставь нужное число.

Цель: учиться проводить логичные рассуждения и продолжить работу по формированию вычислительной культуры младших школьников.

     
     
    ?

Алгоритм решения.

1. Определи связь между числами в строке или в столбике таблицы.

(пробую 15+2=17; 17*2=34).

2. Проверь, действует ли такая же связь во второй строке или столбике. Пример. 4+7=11; 11*2=22

3. Пользуясь установленным правилом, определи недостающее число.

Пример: 3 + 9 = 12; 12 ∙ 2 = 24

Ответ: 24.

Упражнения:

     
     
    ?
     
     
    ?

А) б)

в) Составь аналогичное задание

Составлениечислового выражения.

Цели: Формирование вычислительных навыков в процессе выполнения последовательных операций, которые приводят к результату требуемого арифметического действия или нескольких действий;

1. Формирования умения анализировать свои действия;

2. Развитие самоконтроля.

1.Замени два простых числовых выражения - составным:

6 + 3; 9 - 4  +  - 

7 - 2; 5 + 0  -  + 

10 – 8; 2 – 3 _________

4 + 9;  - 7 _________

16 – 6;  - 5 _________

19 – 8;  + 4 _________

21: 3; 7 * 2 _________

15: 5; 3 + 9 _________

7 + 9; 16: 8 _________

63: 7;  * 4 _________

 + 45; : 6 _________

32: 2; : 16 _________

48 * 2; : 8 _________

60 – 4; : 7 _________

:   + _________

 *   -  _________

2. Составь числовое выражение, решенное по действиям, если:

а) первое действие соответствует своему номеру.

Алгоритм работ.

1. Найди по указанному номеру соответствующее ему действие;

2. Опираясь на результат этого действия, восстанови следующее;

3. Запиши выражение, опираясь на знание правила порядка выполнения арифметических действий;

4. Проверь себя.

2 способ: ученик читает задание и методом подбора восстанавливает числовое выражение.

1) 4– 2 = 2

5 + 2 = 7

Ответ: 5 + (4 – 2) =7

1) 10 – 9 = 1

10 – 1 = 9

Ответ: 10 – (10 – 9) = 9

1) 1 + 0 = 1

7 + 1 = 8

Ответ: 7 + (1+ 0) = 8

1)10 + 6 = 16

9 + 8 = 17

16 – 7 = 9

Ответ: 10 + 6 – 7 + 8 = 17

1) 15 – 4 = 11

13 – 9 = 4

11 + 4 = 15

Ответ: (15 – 4) + (13 – 9) = 15

1) 8 + 3 = 11

5 + 11 = 16

12 – 7 = 5

Ответ: 12 – 7 + (8 + 3) = 16

1) 9: 3

24 – 8

21 + 3

Ответ: 21 + 9: 3 – 8 = 16

1)3* 8

6 + 8

30 – 24

Ответ: 30 - 3 * 8 + 8 = 14

1)7 * 8

81: 9

56 + 9

Ответ: 7 * 8 + 81: 9 = 65

б) второе действие соответствует своему номеру

78 – 40 = 38

2) 5 · 8 = 40

45: 9 = 5

Ответ: 78 – (45: 9) · 8 = 38

65: 5 =11

2)96 – 90 = 6

59 + 6 = 65

Ответ: 59 + (96 – 90): 5 = 11

91 + 9

2)64 + 36

100 – 9

90: 10

Ответ: 64 + 36 – 90: 10 + 9 = 100

в) третье действие соответствует своему номеру

24 + 11 = 35

5 · 3 = 15

3)22: 2 = 11

37 – 15 = 22

Ответ: 24 + (37 – 5 · 3): 2 = 35

37 – 29 = 8

5 + 32 = 37

3)13 – 8 = 5

8 · 4 = 32

72: 9 = 8

Ответ: 13 – 72: 9 + 8 · 4 – 29 = 8

62 + 10

124: 2

3) 5 * 4

72 – 20

Ответ: 124: 2 + 30: 3 – 5 * 4 = 52

46 * 2

900: 9

3) 500 – 490

100 * 5

92 – 10

Ответ: 46 * 2 – (900: 9 * 5 – 490) = 82

д) четвертое действие соответствует своему номеру

90: 30 = 3

72: 4 = 18

60: 3 = 20

4)17 · 3 = 51

51 + 18 = 69

20 – 3 = 17

Ответ: (60: 3 – 90: 30) · 3 + 72: 4 = 69

22 * 3

180 – 66

132: 6

4)114 + 86

Ответ: 180 – 132: 6 * 3 + 86 = 200

560: 80

7 – 7

40 + 0

4)400: 10

77: 11

Ответ: 400: 10 + (77: 11 – 560: 80)= 40

480: 48

510: 17

120 * 5

4)600 + 10

640 - 640

610 + 30

Ответ: 640 – (120 * 5 + 480: 48 + 510: 17) = 0

е) Вставь в «окошко» число, чтобы получилось верное числовое равенство. Составьте числовое выражение, решенное по действиям, если лишь первое действие соответствует своему номеру:

1)  – 8 = 5

15 –  = 8

5 · 3 = 

8:  = 2

Ответ: ((13 - 8) · 3 – 7): 4 = 2

ё) Составь числовое выражение, решенное по действиям, если лишь второе действие соответствует своему номеру. Внимание – «ловушка»!

47 – 2 = 25

2) 40 + 7 = 47

45: 9 = 6

10 · 4 = 400

Ответ: ((10 · 4) +7 – 2): 9 = 5

40 – 17 = 27

26 + 30 = 56

8 · 5 = 48

2)56: 7 = 9

Ответ: (26 + 30): 7 · 5 – 17 = 5

ж) Составь числовое выражение, решенное по действиям, если лишь первое действие соответствует номеру.

1) 54: 6

5 +5

50 – 45

9 · 5

Ответ: 50 – 54: 6 · 5 + 5 = 10

з) Вставь в «окошко» число, чтобы получилось верное числовое равенство. Составьте числовое выражение, решенное по действиям, если лишь первое действие соответствует своему номеру:

1)18: 2 = 9

12 +  = 72

12: 1 = 12

9+ 3 = 120

Ответ: (180: 2 + 30): 10 + 60 = 72

1) 3: 4 = 9

7 · 8 = 5

5 + 7 = 63

1: 8 = 2

9 – = 7

Ответ: 7 · 8 + (36: 4 – 16: 8) = 63

е) Составьте подобные задания дома для одноклассников.

Самостоятельная работа

Вариант 1

I. Составь числовое выражение, решенное по действиям, если лишь второе действие соответствует номеру.

2) 9 · 2

18 + 20

38 – 15

81: 9

5 · 4

Ответ: (81: 9 · 2 + 5 · 4) – 15 = 23

II. Составь числовое выражение, решенное по действиям, если лишь второе действие соответствует номеру и найди ошибку в вычислениях.

9 · 5 = 45

3 · 8 = 24

8 · 6 = 40

48 – 45 = 3

24 + 46 = 86

Ответ: (8 · 6 − 9 · 5) · 8 + 46 = 80

Самостоятельная работа

Вариант 2

1. Составь числовое выражение, решенное по действиям, если лишь второе действие соответствует номеру и найди ошибку в вычислениях.

2) 40 – 36 = 4

8 · 5 = 48

4 · 7 = 27

28 – 24 = 4

6 · 4 = 24

Ответ: (8 · 5 – 36) · 7 − 6 · 4 = 4

2. Вставь в «окошко» нужное число и составь числовое выражение, решенное по действиям, если лишь второе действие соответствует номеру.

2)12 * 6 = 72

14:  = 7

15 + 8 = 23

95 +  = 102

 + 72 = 95

Ответ: (15 + 8) + 12 * 6 + 14: 2 = 102

3. Составь числовое выражение, решенное по действиям, если лишь второе действие соответствует номеру.

11 + 24

2) 4 * 6

 – 2 = 33

15 – 4

Ответ: (15 – 4)+ 4 * 6 - 2 = 33

Самостоятельная работа

Вариант 3.

1. Составь числовое выражение, решенное по действиям, если лишь второе действие соответствует номеру.

36: 9

2)7 * 8

56 + 4

35 – 28

Ответ: (35 – 28) *8 + 36: 9 = 60

2.Составь числовые выражения, решенные по действиям, если лишь третье действие соответствует номеру и найди ошибки в вычислениях.

76 – 49 = 26

20 + 56 = 75

10 * 2 = 20

27: 3 = 9

Ответ: один из возможных ответов (10 * 2 + 56 – 49): 3 = 9.

3. Составь числовое выражение, решенное по действиям, если лишь второе действие соответствует номеру.

 * 2 = 34

42 + 24 = 

8:  = 42

2) 9: 4 =24

6 + 3 = 100

Ответ: 84: 2 + 96: 4 + 17 * 2 = 100


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: