Внедрение интерактивных методов обучения при изучении спецдисциплин

Любой преподаватель технических дисциплин знает, что такое испачканные мелом рукава и грязные разводы на доске. Очень скоро эти неизменные атрибуты кабинета уйдут в небытие. Сегодня интерактивные доски занимают свои места в классах и аудиториях многих стран мира, Отказ от мела, благодаря интерактивной доске, делает учебный процесс комфортнее (чистые руки, чистая одежда, нет соприкосновения мелом и мокрой тряпкой.) Интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Он способен наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснить словами, делает занятия увлекательными. Важнейшей задачей учебного процесса является воспитание творчески активной личности, пробуждение интереса учащихся к предмету и поддержание этого интереса на протяжении всего курса изучения.

Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой – в незаинтересованности студента. Использование интерактивной доски дает возможность привлечь и успешно использовать внимание группы. Когда на доске появляется текст или изображение, то у учащихся стимулируется одновременно несколько видов памяти. Следует отметить, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной преподавателем задачи, и он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учащихся.

Доска реализует один из важнейших принципов обучения - наглядность. Традиционно на лекционных занятиях используются такие наглядные средства обучения, как доска и мел, плакаты и схемы, слайды. Эти средства помогали в визуализации информации и в определенной степени повышали качество обучения. Интерактивная доска становится центром внимания для всей аудитории. Однако подобные форма иллюстративной информации имеют существенные ограничения, так как не способны обеспечить ее восприятие одновременно большим числом учащихся. Кроме того, представление такой информации – статично и не воспроизводит динамики процесса, свойственных большинству технических дисциплин.

Первая задача, которую позволяют решать интерактивные доски – уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала.

Вторая задача интерактивных досок – экономия времени занятия за счет отказа от конспектирования. Учащимся по окончании занятия могут получить файл с его записью, который можно дома посмотреть на ПК в пошаговом режиме. При этом не только доступны предлагаемые преподавателем иллюстрации и записи, но и правильно воспроизводится последовательность его действий у доски.

Третья задача интерактивных досок – повышение эффективности подачи материала. Выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень и существенно ‘развязывает руки’ преподавателям, предоставляя возможность создавать динамические уроки, которые захватывают внимание учащихся.

Четвертая задача интерактивной доски в аудитории – организация групповой работы (или групповых игр), навыки которой сегодня принципиально важны для успешной деятельности во многих областях. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть обучающихся к работе в небольших группах.

Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет учащимся лучше понять материал. А если все материалы подготовлены заранее и легкодоступны, она обеспечивает хороший темп занятия.

Преимущества работы с интерактивными досками:


- совместима с программами для всех лет обучения;
- усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами;
- предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в аудитории;
- делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и студентов благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивают мотивацию.


- поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб - ресурсов;
- позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил упрощая проверку усвоенного материала;
- позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
- удобна при работе в большой аудитории;
- вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.


- делают занятия интересными и развивают мотивацию;
- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
- освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;
- студенты начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
- позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

Факторы эффективного использования:
- обеспечение доступа к интерактивной доске, чтобы преподаватели могли набраться опыта;
- использование доски не только преподавателями, но и студентами;
- предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию;
- временные затраты преподавателя для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия;
- обмен идеями и ресурсами между преподавателями;
- расположение доски в аудитории таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и ничто не находилось между проектором и доской;
- высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы.

Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.

.

Вопросы для закрепления и контроля качества усвоения материала темы


1) В чем отличия методов теоретического обучения от методов производственного обучения?

2) Как создается ориентировочная основа деятельности методом показа трудовых действий?

3) Проанализируйте преимущества и недостатки форм организации труда мастеров производственного обучения.

4) Перечислить основные требования к уроку производственного обучения.

5). Какова типовая структура урока производственного обучения?

6) В чем отличие урочной формы производственного обучения от других его форм?

7). Перечислить типы уроков производственного обучения

8). Перечислить методические требования к уроку производственного обучения

Литература по теме

Жеделев А.А.. Организация и методика производственного обучения. М., 1978г.

Скакун В.А Организация и методика производственного обучения. М., 1990г.

Библиотечка методиста. Ростов-на-Дону., 2004г.

Кругликов Г.И. Настольная книга мастера производственного обучения М,2006г.









.


36 Глава 3. Методы обучения и их выбор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: