Правила применения метода показа трудовых действий

Деятельность мастера Деятельность учащихся
Разъяснение учащимся сущности изучаемой трудовой деятельности Осознание цели трудовой деятельности. Изучения тренажера
Знакомство учащихся с условиями работы тренажера Отработка операций «включение» и «выключение» на тренажере
Объяснение принципа работы тренажера. Демонстрация упражнений, которые необходимо выполнить на тренажере Наблюдение, рассмотрение определенных операций в изучаемой деятельности
Просьба одному или двум учащимся повторить операции на тренажере Наблюдение, мысленное воспроизведение
Указание ошибок и неточностей Анализ приемов работы учащихся
Выдача задания учащимся. Формирование интереса у учащихся, заинтересованности в выполнении задания Обдумывание программы выполнения задания
Определение программы и ритма выполнения задания Работа по заданной программе
Контроль за ходом выполнения упражнений Ответы на вопросы мастера
Корректировка ошибок учащихся Самоконтроль

Успешное осуществление упражнение в обучении.
а) качественная подготовка руководителя занятий; б) понимание обучаемыми цели упражнения, содержания и строгой последовательности действий; в) непрерывное поддержание у обучаемых интереса к упражнению, сознательного отношения к его выполнению; г) соблюдение определенной последовательности, ритма, формирование у обучаемых навыков самоконтроля и самооценки при выполнении действий; д) обеспечение духа состязательности;

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение - метод обучения, предлагающий многократное, сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений.

Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащегося в навыки и умения, сформировать у него готовность к умелым практическим действиям, воспроизводящей и творческой активности в различных условиях.

Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на упражнения трудовых приёмов, трудовых операций, трудовых процессов. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

Вместе с тем не все так просто, не каждое многократное повторение является упражнением, дающим приращение качества. Можно часто повторять одни и те же действия, но улучшения их может и не наступить. Все зависит от цели и содержания упражнений, от мето­дики, организации и руководства упражнениями учащихся со стороны педагога.

Упражнения как метод производственного обучения долж­ны удовлетворять следующим основным требованиям:

1. Упражнения — это не только повторения, но и обяза­тельное движение вперед. Каждое упражнение — это очеред­ной шаг в овладении профессией.

2. Каждое упражнение должно иметь четкую цель: учеб­ную — чему научиться, что освоить, отработать, закрепить, усовершенствовать, развить, чего достигнуть и др.; и чисто прикладную — что, как и сколько сделать в процессе упраж­нений, каких результатов добиться. Цели эти должны тесно сочетаться, причем достижение прикладной (производствен­ной) цели является средством достижения учебной цели. Эти обе цели должны быть четко доведены до учащихся и осозна­ны ими.

3. Упражнения проводятся под руководством мастера про­изводственного обучения. Цель мастера при руководстве уп­ражнениями должна быть и целью учащихся. Корректировка деятельности учащихся в процессе упражнений должна произ­водиться, прежде всего, с позиций реализации учебной цели.

4. Выполняя упражнения, учащийся должен иметь проч­ную осознанную ориентировочную основу своих действий. Он должен четко знать: «что», «как» и «почему так» нужно выполнять учебно-производственные задания.

5. Высокая эффективность упражнений обеспечивается наличием интереса и позитивной мотивацией учебно-произ­водственной деятельности учащихся.

6. В процессе упражнений учащиеся должны иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля хода и результатов своих действий (зрительный образ действия, рабочий чертеж, эталон, технические требования, сигнал тренажера и т. п.).

7. В процессе упражнений на каждом его этапе учащийся должен четко представлять себе, каких результатов он добил­ся, насколько успешно выполняется их цель.

С целью освоения уме­ниями управлять такой техникой все чаще применяются уп­ражнения на тренажерах, имитирующих способы управления сложными техническими устройствами.

Применение тренажеров обладает следующими преиму­ществами:

• способствует лучшей ориентировке учащихся при пере­ходе от изучения теории на занятиях по специальным предметам к овладению практическими действиями, ак­тивизирует процесс обучения;

• создает возможность приблизить учащихся к производ­ственной обстановке, в то же время, исключая опас­ность аварий, поломок оборудования;

• позволяет задавать учащимся, повторять и варьировать нужные режимы работы оборудования и производствен­ные ситуации в любой момент, что зачастую в производ­ственных условиях невозможно;

• моделирует (имитирует) сложные условия работы, вплоть до аварийных ситуаций, с которыми учащиеся при работе на действующем оборудовании ознакомиться не могут;

• позволяет многократно моделировать и прогнозировать помехи и неисправности до полного их устранения;

• развивает у учащихся приемы самоконтроля — решаю­щего фактора формирования многих умений и навыков, особенно при оснащении тренажеров специальными средствами и устройствами обратной связи.

Из других практических методов профессионального обу­чения нельзя не упомянуть о лабораторных и лабораторно-практических работах. Лабораторные работы, как правило, характерны при изучении общеобразовательных и общетех­нических предметов — физики, химии, биологии, электротех­ники, общей химической технологии и т. п. Они являются непременной органической частью содержания обучения этим предметам.

При изучении специальных предметов и практическом (производственном) обучении лабораторно-практические ра­боты также могут иметь место. Однако их включение в учеб­ный процесс — тематику, содержание, методику и организа­цию проведения — все это решает педагог (преподаватель, мастер) в зависимости от особенностей содержания и целей изучения предмета, профессии.

По задачам и месту в учебном процессе лаборатор­но-практические работы занимают промежуточное положе­ние между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержания лабораторно-практических работ, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью учащихся. В ряде случаев лабораторно-практические работы организуются и проводятся совместно преподавателем специ­ального предмета и мастером производственного обучения. В процессе производственного обучения лабораторно-практи­ческие работы являются чаще всего составной частью занятия, включаются в него как один из структурных элементов.

Основными видами лабораторно-практических работ, ха­рактерных для специальных предметов и производственного обучения, являются:

• изучение и анализ (описание) устройства и работы ма­шин, механизмов, аппаратов, приборов и т. п., напри­мер: разборо-сборочные работы, выбор инструментов и приспособлений по характеру выполняемых работ, сборка схем и др.;

• исследование количественных и качественных зависи­мостей между техническими величинами, параметрами, характеристиками;

• изучение способов использования контрольно-измери­тельных приборов и инструментов;

• диагностика неисправностей, регулировка, наладка, на­стройка оборудования и т. п.

В зависимости от организации проведения лаборатор­но-практические работы могут проводиться фронтально или не фронтально (звеньями, бригадами). Способ проведения работ при этом определяется наличием необходимого оборудова­ния. Лабораторно-практические работы бывают иллюстратив­ными (конкретизируют и углубляют знания прикладного ха­рактера, полученные на уроках специальных предметов) и исследовательскими. Работы исследовательского характера вы­бывают у учащихся значительный интерес, способствуют развитию наблюдательности, внимательности, чувства ответственности за результаты работы. Знания и умения, полученные учащимися в процессе выполнения таких работ, более глубо­кие и полные по объему. Большинство лабораторно-практиче­ских работ, проводимых в процессе изучения специальных предметов, носит исследовательскую направленность.

Самостоятельная работа — важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям.

Работа с печатными источниками обычно занимает большое количество времени учащихся. Методика работы над учебником сложна, но вполне посильна каждому обучающемуся.

Содержание ее включает в себя следующее. Во-первых, ознакомительное чтение учебника или его раздела в сравнительно быстром темпе с целью получить общее представление о содержании; выделение материала, непосредственно относящегося к интересующему вопросу и требующего особенно внимательного изучения. Во-вторых, повторное, сравнительно медленное чтение, расчленение текста на смысловые части, выделение основных положений, аргументации автора, изучение схем, таблиц, чертежей. Выполнением этого этапа осуществляется анализ основных понятий, положений, идей работы, их обобщение и выводы, позволяющие дать правильный отчет, чему научил учебник или его раздел. В-третьих, конспектирование изучаемого текста с тем, чтобы зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяснить в закрепить в памяти.

Текст книги можно считать изученным, если обучаемый может воспроизвести основные ее положения и найти им практическое применение.

Самостоятельный поиск представляет собой вид самостоятельной работы, который позволяет мастеру опираясь на имеющийся у учащихся багаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты.

Педагогическая функция поисковых заданий и проектов — в индивидуализации обучения, расширении объема знаний в условиях дифференциации и профильного обучения по продвинутым программам. Они применяются в процессе изучения любого предмета, особенно по профильным дисциплинам, на факультативных и кружковых занятиях. Учащиеся составляют отчеты о длительных наблюдениях пишут обзоры научно-популярной литературы, сочинения на свободную тему, доклады по новому осмыслению исторических событий; разрабатывают схемы действия приборов, станков, машин, внося предложения по совершенствованию технологических процессов.

Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в приобретении новых знаний, расширяющих общий и профильный кругозор учащихся, в овладении ими первичными исследовательскими навыками.

Самостоятельный просмотр и прослушивание учащимися теле-, радиопередач также весьма эффективны, если учитель организует и контролирует этот процесс.

На практике невозможно сформировать профессиональные умения, применяя лишь один метод обучения. На уроках производственного обучения используется сочетание методов, причем при выборе ведущего необходимо соотносить методы с целями, задачами и содержанием каждого этапа урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: