Деятельность мастера | Деятельность учащихся |
Разъяснение учащимся сущности изучаемой трудовой деятельности | Осознание цели трудовой деятельности. Изучения тренажера |
Знакомство учащихся с условиями работы тренажера | Отработка операций «включение» и «выключение» на тренажере |
Объяснение принципа работы тренажера. Демонстрация упражнений, которые необходимо выполнить на тренажере | Наблюдение, рассмотрение определенных операций в изучаемой деятельности |
Просьба одному или двум учащимся повторить операции на тренажере | Наблюдение, мысленное воспроизведение |
Указание ошибок и неточностей | Анализ приемов работы учащихся |
Выдача задания учащимся. Формирование интереса у учащихся, заинтересованности в выполнении задания | Обдумывание программы выполнения задания |
Определение программы и ритма выполнения задания | Работа по заданной программе |
Контроль за ходом выполнения упражнений | Ответы на вопросы мастера |
Корректировка ошибок учащихся | Самоконтроль |
Успешное осуществление упражнение в обучении. |
а) качественная подготовка руководителя занятий; б) понимание обучаемыми цели упражнения, содержания и строгой последовательности действий; в) непрерывное поддержание у обучаемых интереса к упражнению, сознательного отношения к его выполнению; г) соблюдение определенной последовательности, ритма, формирование у обучаемых навыков самоконтроля и самооценки при выполнении действий; д) обеспечение духа состязательности; |
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнение - метод обучения, предлагающий многократное, сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений.
Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащегося в навыки и умения, сформировать у него готовность к умелым практическим действиям, воспроизводящей и творческой активности в различных условиях.
Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
Упражнения по своему характеру подразделяются на упражнения трудовых приёмов, трудовых операций, трудовых процессов. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.
Вместе с тем не все так просто, не каждое многократное повторение является упражнением, дающим приращение качества. Можно часто повторять одни и те же действия, но улучшения их может и не наступить. Все зависит от цели и содержания упражнений, от методики, организации и руководства упражнениями учащихся со стороны педагога.
Упражнения как метод производственного обучения должны удовлетворять следующим основным требованиям:
1. Упражнения — это не только повторения, но и обязательное движение вперед. Каждое упражнение — это очередной шаг в овладении профессией.
2. Каждое упражнение должно иметь четкую цель: учебную — чему научиться, что освоить, отработать, закрепить, усовершенствовать, развить, чего достигнуть и др.; и чисто прикладную — что, как и сколько сделать в процессе упражнений, каких результатов добиться. Цели эти должны тесно сочетаться, причем достижение прикладной (производственной) цели является средством достижения учебной цели. Эти обе цели должны быть четко доведены до учащихся и осознаны ими.
3. Упражнения проводятся под руководством мастера производственного обучения. Цель мастера при руководстве упражнениями должна быть и целью учащихся. Корректировка деятельности учащихся в процессе упражнений должна производиться, прежде всего, с позиций реализации учебной цели.
4. Выполняя упражнения, учащийся должен иметь прочную осознанную ориентировочную основу своих действий. Он должен четко знать: «что», «как» и «почему так» нужно выполнять учебно-производственные задания.
5. Высокая эффективность упражнений обеспечивается наличием интереса и позитивной мотивацией учебно-производственной деятельности учащихся.
6. В процессе упражнений учащиеся должны иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля хода и результатов своих действий (зрительный образ действия, рабочий чертеж, эталон, технические требования, сигнал тренажера и т. п.).
7. В процессе упражнений на каждом его этапе учащийся должен четко представлять себе, каких результатов он добился, насколько успешно выполняется их цель.
С целью освоения умениями управлять такой техникой все чаще применяются упражнения на тренажерах, имитирующих способы управления сложными техническими устройствами.
Применение тренажеров обладает следующими преимуществами:
• способствует лучшей ориентировке учащихся при переходе от изучения теории на занятиях по специальным предметам к овладению практическими действиями, активизирует процесс обучения;
• создает возможность приблизить учащихся к производственной обстановке, в то же время, исключая опасность аварий, поломок оборудования;
• позволяет задавать учащимся, повторять и варьировать нужные режимы работы оборудования и производственные ситуации в любой момент, что зачастую в производственных условиях невозможно;
• моделирует (имитирует) сложные условия работы, вплоть до аварийных ситуаций, с которыми учащиеся при работе на действующем оборудовании ознакомиться не могут;
• позволяет многократно моделировать и прогнозировать помехи и неисправности до полного их устранения;
• развивает у учащихся приемы самоконтроля — решающего фактора формирования многих умений и навыков, особенно при оснащении тренажеров специальными средствами и устройствами обратной связи.
Из других практических методов профессионального обучения нельзя не упомянуть о лабораторных и лабораторно-практических работах. Лабораторные работы, как правило, характерны при изучении общеобразовательных и общетехнических предметов — физики, химии, биологии, электротехники, общей химической технологии и т. п. Они являются непременной органической частью содержания обучения этим предметам.
При изучении специальных предметов и практическом (производственном) обучении лабораторно-практические работы также могут иметь место. Однако их включение в учебный процесс — тематику, содержание, методику и организацию проведения — все это решает педагог (преподаватель, мастер) в зависимости от особенностей содержания и целей изучения предмета, профессии.
По задачам и месту в учебном процессе лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержания лабораторно-практических работ, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью учащихся. В ряде случаев лабораторно-практические работы организуются и проводятся совместно преподавателем специального предмета и мастером производственного обучения. В процессе производственного обучения лабораторно-практические работы являются чаще всего составной частью занятия, включаются в него как один из структурных элементов.
Основными видами лабораторно-практических работ, характерных для специальных предметов и производственного обучения, являются:
• изучение и анализ (описание) устройства и работы машин, механизмов, аппаратов, приборов и т. п., например: разборо-сборочные работы, выбор инструментов и приспособлений по характеру выполняемых работ, сборка схем и др.;
• исследование количественных и качественных зависимостей между техническими величинами, параметрами, характеристиками;
• изучение способов использования контрольно-измерительных приборов и инструментов;
• диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка оборудования и т. п.
В зависимости от организации проведения лабораторно-практические работы могут проводиться фронтально или не фронтально (звеньями, бригадами). Способ проведения работ при этом определяется наличием необходимого оборудования. Лабораторно-практические работы бывают иллюстративными (конкретизируют и углубляют знания прикладного характера, полученные на уроках специальных предметов) и исследовательскими. Работы исследовательского характера выбывают у учащихся значительный интерес, способствуют развитию наблюдательности, внимательности, чувства ответственности за результаты работы. Знания и умения, полученные учащимися в процессе выполнения таких работ, более глубокие и полные по объему. Большинство лабораторно-практических работ, проводимых в процессе изучения специальных предметов, носит исследовательскую направленность.
Самостоятельная работа — важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям.
Работа с печатными источниками обычно занимает большое количество времени учащихся. Методика работы над учебником сложна, но вполне посильна каждому обучающемуся.
Содержание ее включает в себя следующее. Во-первых, ознакомительное чтение учебника или его раздела в сравнительно быстром темпе с целью получить общее представление о содержании; выделение материала, непосредственно относящегося к интересующему вопросу и требующего особенно внимательного изучения. Во-вторых, повторное, сравнительно медленное чтение, расчленение текста на смысловые части, выделение основных положений, аргументации автора, изучение схем, таблиц, чертежей. Выполнением этого этапа осуществляется анализ основных понятий, положений, идей работы, их обобщение и выводы, позволяющие дать правильный отчет, чему научил учебник или его раздел. В-третьих, конспектирование изучаемого текста с тем, чтобы зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяснить в закрепить в памяти.
Текст книги можно считать изученным, если обучаемый может воспроизвести основные ее положения и найти им практическое применение.
Самостоятельный поиск представляет собой вид самостоятельной работы, который позволяет мастеру опираясь на имеющийся у учащихся багаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты.
Педагогическая функция поисковых заданий и проектов — в индивидуализации обучения, расширении объема знаний в условиях дифференциации и профильного обучения по продвинутым программам. Они применяются в процессе изучения любого предмета, особенно по профильным дисциплинам, на факультативных и кружковых занятиях. Учащиеся составляют отчеты о длительных наблюдениях пишут обзоры научно-популярной литературы, сочинения на свободную тему, доклады по новому осмыслению исторических событий; разрабатывают схемы действия приборов, станков, машин, внося предложения по совершенствованию технологических процессов.
Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в приобретении новых знаний, расширяющих общий и профильный кругозор учащихся, в овладении ими первичными исследовательскими навыками.
Самостоятельный просмотр и прослушивание учащимися теле-, радиопередач также весьма эффективны, если учитель организует и контролирует этот процесс.
На практике невозможно сформировать профессиональные умения, применяя лишь один метод обучения. На уроках производственного обучения используется сочетание методов, причем при выборе ведущего необходимо соотносить методы с целями, задачами и содержанием каждого этапа урока.