double arrow

БИЛЕТ 7. Советско-югославский конфликт в конце 40х – начале 50хгодов ХХ века


В первые годы после 2МВ Югославия выступала как пример для других стран народной демократии. Новый режим сложился в результате вооруженной антифашистской борьбы, организованной КПЮ. К концу 1945 г. коммунисты обладали монополией на власть, осуществляли национализацию и создавали систему государственного централизованного управления экономикой, аграрная реформа. Весной 1947 г. югославское руководство во главе с маршалом Тито провозгласило переход к «строительству социализма». Поддерживали проведение антиимпериалистического курса Москвы на противостояние Западу. Вместе с тем она чувствовало себя более самостоятельным и претендовало на лидирующую роль на Балканах. В январе 1948 Тито направил руководителю Албании предложение подготовить ввод в страну дивизии югославских войск без предварительных консультаций с СССР, недовольство Сталина. Сталин настаивал на обязательных консультациях по международным вопросам с Кремлём. Предложил югославам сначала создать федерацию с Болгарией, а потом с Албаниией. Югославское руководство вроде бы согласилось, но не спешило объединяться с просоветской Болгарией - нарушение директив Кремля. Сталин пошёл на конфликт с югославским руководством из-за стремления не допустить абсолютно никакого отклонении от следования в фарватере Москвы, рассчитывал на просоветскую группировку в белградском руководстве, способную подчинить КПЮ Кремлю. Однако Тито устранил оппозиционеров. Июнь 1948 г. - совещание Коминформа в Бухаресте, обсуждение вопроса о положении КПЮ. Вывод: своими антипартийными и антисоветскими взглядами несовместимыми с марксизмом-ленинизмом, руководители КПЮ противопоставили себя другим компартиям, встали на путь измены делу международной солидарности трудящихся и перехода на позиции национализма. Эти обвинения были безосновательными и беспочвенными. В 1948-49 гг. отношения между КПСС и др. компартиями, с одной стороны, и КПЮ – с др., были прерваны. Нарушились государственные отношения между СССР и Югославией. В сентябре 1949 г. Москва осуществила разрыв советско-югославского договора 1945 г. о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. Против руководства компартии Югославии была развернута грубая пропагандистская кампания. Вплоть до своей смерти, Сталин пытался организовать физическую ликвидацию Тито. Отношения между СССР и Югославией были нормализованы в мае-июне 1955 г., после чего возобновилось двустороннее сотрудничество. В сентябре 1961 г. в Белграде состоялась 1ая конференция Движения неприсоединения. Неформальные лидеры - Индия (Неру), Египет (Насер) и Югославия (Тито).

СССР и Япония, 1951 – 1956 гг.После 1945 г. между Москвой и Токио не было дипломатических отношений.8 сентября 1951 мирный договор с Японией, но СССР, Польша и Чехословакия отказались это сделать, т.к. он не давал четкого решения территориальной проблемы. Япония отказывалась от всех прав на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, но ничего не говорилось о том, что Япония передавала территории СССР. Неопределенность создавала возможности для территориальных споров в будущем. Важным для Москвы было ее требование исключить всякую возможность размещения на территории Японии любых иностранных войск. Однако СФ договор позволял США сохранять свои войска в Японии для обеспечения ее безопасности по соглашению с правительством этой страны. В советской литературе Сан-Францисский мирный договор рассматривался как сепаратный: хотя СССР был формально приглашен к его подписанию, договор не учитывал советскую позицию. Юридически состояние войны между Советским Союзом и Японией продолжало сохраняться до 1956 г., а мирный договор между Японией и Россией не подписан до настоящего времени. Также, после 1951 г. японское правительство с подачи США и при их поддержке начало оспаривать право СССР на обладание четырьмя островами южной части Курильской гряды (Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп) на основании, что географически они к группе Курильских островов не относятся. США поддерживали японские претензии. Желая сорвать советско-японскую нормализацию, США по существу требовали от Токио ужесточить требования к СССР по территориальному вопросу. Госсекретарь заявлял, что если Япония согласится с вхождением 4х островов в СССР, то США будут считать себя вправе неограниченно долго оккупировать японский архипелаг Рюкю, временное военное присутствие США на котором было закреплено СФ договором. Японская дипломатия находилась в трудном положении - хотели улучшения отношений с Москвой, но опасались добиваться этого ценой ухудшения отношений с США с риском потерять шанс на возвращение Рюкю. В 1954г «мирное наступление» на Японию, рассчитывая не только нормализовать советско-японские отношения, но и по возможности расшатать японо-американский союз на основе договора безопасности США и Японии от 1951 г., срок действия которого истекал в 1961 г. Советско-японские переговоры о восстановлении дипотношений продолжались около 2 лет и завершились только в 1956 г. подписанием (19 октября) Совместной декларации СССР и Японии. В соответствии с декларацией состояние войны между двумя странами было объявлено прекращенным, договорились установить дипотношения на уровне послов. Стороны согласились продолжить переговоры о заключении мирного договора, в связи с чем в декларации было сказано: «СССР, идя навстречу Японии и учитывая интересы Японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией». (19 января 1960 г. японское правительство заключило с США новый договор безопасности, который продлил японо-американский союз еще на два десятилетия. В такой ситуации, с точки зрения СССР, обессмысливалась обещанная в 1956 г. Советским Союзом Японии уступка в виде передачи ей двух островов южной части Курильской гряды после заключения советско-японского мирного договора. Было ясно, что японское правительство сделало выбор в пользу союза с Вашингтоном. 17 января 1960 г. СССР направил Японии памятную записку, в которой извещало о своем отказе от обещания передать Японии острова Хабомаи и Шикотан в связи с тем, что «новый японо-американский договор безопасности фактически лишает Японию независимости, и иностранные базы, находящиеся в Японии в результате ее капитуляции, продолжают свое пребывание на японской территории»)







БИЛЕТ 8. План Маршалла и его значениеСитуация в Европе после окончания войны плачевная – безработица, нищета, голод→люди – безнадёжн и отчаяние; в Вост Европе всё жестче контроль СССР, складывается система народных демократий; завление зам госсека США Дина Ачесона – нужно помочь объедин европ гос-в→они сами себя восстановят; 5 июня 1947 – госсек Джордж Маршалл в Гарвардском университете – программная речь – база для осуществления комплекса экономич и политич мер («план Маршалла»), цели плана – стабилизация соц-эконом ситуации в Зап Европе, включение Зап Германии в зап блок, уменьшение сов влияния в Вост Европе (могли принять участие в программе, только отказавшись от ориентации на СССР), предполагалось использ ресурсы Вост Европы для восстановления Зап; министры ИД ВБ и ФР Бидо и Бевин – согласись стать посредниками в переговорах о плане с СССР, который рассчитывает, что без каких-либо предусловий сможет получат кредиты от США, но на конференции министров ИД ФР, ВБ и СССР в Париже всё встало на свои места – СССР всячески противостоит увеличению полит и эконом влияния США, не намерен в какой бы то ни было форме пускать их в Вост Европу, которую Сталин рассматривает как хону влияния, доставшуюся в результате кровопротитной войны→СССР отказывается от участия в плане; в день завершения Парижского совещания Бидо и Бевин опубликовали совместное заявление – приглашали все европейские страны (повременив с приглашением франкистской Испании) к участию в Европейской экономической конференции для выработки программы европейской реконструкции, которая отражала бы ресурсы и потребности гос-в, в итоге приглашено 22 гос-ва. СССР повёл линию на срыв конференции – утром 5 июля советские послы в ряде европ стран получили указание провести беседы с министрами ИД и доказать негативную роль плана Маршалла – это попытка вмешаться во внутренние дела стран США; 2 варианта плана действий СССР – либо не разрешать союзникам приезжать на конференцию, либо разрешить, но они должны на конференции доказывать, что план Маршалла – гавно на палочке и демонстративно покинуть конференцию, но побаивались, что союзники не устоят и таки примут сторону США на конференции→запретили им участвовать, но Чехословакия уже дала согласие→её делегацию вызывают к Сталину, который им тонко намекает, что они подорвут единство соц стран→ в ЧС срочное совещание министров, они отказываются от участия в конференции.16 Зап стран создают спц Комитет европейского экономического сотрудничества и 4 специализированных комитета для анализа баланса ресурсов Европы и её потребностей, в апреле 1948 участники плана Маршалла создали Организацию европейского экономического сотрудничества, но программу эконом развития Европы так и не смогли выработать; в итоге в апреле 1948 Конгресс США одобрил помощь Европе и США заключил двустронние соглашения со странами-участницами плана Маршалла на выодных для себя условиях. Суть плана: США оплачивало амер экспортёрам стоимость товаров, предназнач для получателей помощи, правит-во этой страны должно было поместить на спец счёт полученную сумму в своей валюте, эквивалентную стоимости товара; 5% поступали в распоряжение прав-ва США, 95% использовались правит-вом страны, но лишь с согласия американцев, общая сумма ассигнований в 148-1951 составила 12,4 млрд долл.Результаты осуществления плана:1) стабилизация и консолидация европ капитализма;2) товары способствовали преодолению эконом последствий войны;3) преодоление кризиса торгово-финансовой системы; 4)ослабление острого политич кризиса в Зап Европе; 5)внедрение америк методов организации производства, повышение производит труда;6) веха на пути раскола Европы на сферы влияния, Европа→часть биполярного мира периода ХВ.

Образование КНР, его влияние на ситуацию в АТР. СССР и КНР в 1949-1960 гг.1 октября 1949 г. в Пекине провозглашено создание КНР во главе с Мао Цзэдуном после длительной гражданской войны между правыми (прозападные националисты во главе с Гоминьданом) и левыми националистами во главе с компартией Китая, ориентировавшиеся на СССР. Гоминьдановцы сохранили под своей властью Тайвань и прилегающие о-ва. Победа народной революции в Китае меняла ситуацию в Азии, усиливала позиции сил, выступавших против колониальной и полуколониальной зависимости, протии империализма. КНР стала потенциальным влиятельным союзником СССР против США и вместе с тем возможным конкурирующим центром притяжения для антиимпериалистических сил. 14 февраля 1950 г. договор о дружбе, союзе и взаимопомощи с СССР (желание обеих сторон развивать отношения дружбы, укреплять мир и международную безопасность, совместно предпринимать все необходимые меры, чтобы не допустить повторения японской агрессии, заявили о готовности участвовать во всех международных действиях, направленных на обеспечение мира и безопасности народов, добиваться заключения мирного договора с Японией, обязательство не участвовать во враждебных коалициях, консультироваться по всем важным международным вопросам. Развитие экономических и культурных связей. На 30 лет). Одновременно несколько двусторонних соглашений: 1)СССР обязался после заключения мирного договора с Японией, но не позднее к 1952 г., безвозмездно передать КНР все свои права по управлению Китайской Чанчуньской ж/д, было сделано к 31 дек 1952 г. 2) СССР согласился вывести войска из Порт-Артура и передать КНР все имущество, которое использовалось в порту Дальний. 3) соглашение о предоставлении Китаю советского льготного кредита в 300 млн. долл. для оплаты поставок промышленного оборудования. В начале 50х сотрудничество успешно развивалось, СССР помогал укреплять китайские ВС, строительство в КНР объектов при участии СССР. Вместе противостояли империалистической политике (КНР важен для СССР как противовес США!!). Сотрудничество строилось на общих интересах СССР и КНР: укрепление социализма в Азии, что включало и борьбу за усиление позиций КНР в сфере экономики, политики, военного потенциала; совместная помощь дружественным государствам, ограничение влияния США и их союзников в АТР; поддержка национально-освободительного движения и вытеснение империалистических метрополий из Азии. КНР не была сателлитом СССР, ее руководство претендовало на роль лидера социалистических стран Азии, самостоятельного центра силы в МО. До поры до времени эта позиция Пекина не вызывала беспокойства в Москве. Но после ХХ съезда КПСС (февраль 1956) лидеры КПК негативно восприняли критику культа личности Сталина и отвергли курс на десталинизацию. Руководство КНР не приняло установки КПСС на мирное сосуществование, на возможность осуществления социалистической революции без вооруженной борьбы. Еще большие разногласия в сфере МП. СССР в 1957 г. стал обладателем МБР и лишил США их неуязвимости. Теперь Хрущев мог взять курс на мир сосуществование с США. Но КНР не была признана ведущими капстранами. США поддерживали гоминьдановский режим на Тайване, представитель которого занимал место Китая в ООН. В 1959 г. разногласия КНР-СССР нарастали. КНР недоволен, что Хрущев посетил США перед визитом в Пекин на празднование десятилетия КНР. Пекин обвинял Москву в ревизионизме. В 1959 г. СССР отказался помочь Китаю в создании атомной бомбы. Летом 1960 г. СССР прекратил всю экономическую и технологическую помощь КНР и отозвал всех советников.


БИЛЕТ 9. Формирование западных структур безопасности.Усилившийся в военном и политическом отношении СССР рассматривается правящими кругами на Западе как системная угроза стабильности в Европе и, в целом, западной цивилизации. 5 марта 1946 в Фултоне Черчилль произносит речь о "железном занавесе" - предупредить некоммунистическую часть населения Земли об угрозе агрессии со стороны СССР. Напряженность в Европе продолжала нарастать, западноевропейские демократии запросили США о гарантиях безопасности. США: прежде чем обращаться за помощью, европейцы должны объединиться. 4 марта 1947 г. франко-британский Договор о союзе и взаимопомощи сроком на 50 лет (Дюнкеркский пакт). 17 марта 1948г. в Брюсселе – ВБ, Франция, БеНиЛюкс – подписали Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной обороне – Западный союз (военно-политический и экономический), создан на 50 лет, цель противодействие появлению новой военной опасности со стороны Германии. 4 апреля 1949 Вашингтонская конференция (США, стран Западный союз, Канада, Дания, Исландия, Норвегия и Португалия) создание НАТО, сильный договор, жесткие военные обязательства, подразумевал создание системы коллективной безопасности. Также было подготовлено соглашение об американской военной помощи его европейским участникам - поставки вооружения на сумму в 1 млрд долларов пяти участникам Брюссельского пакта. Т.о. Североатлантический пакт сразу же стал важнейшим фактором в политике западных государств и способствовал развертыванию гонки вооружений. Это означало реализацию курса на тесный союз между США и Западной Европы. Оно стало важным этапом в осуществлении Вашингтоном политики «сдерживания». Октябрь 1950 - французский пре­мьер-министр выдвинул. предложения, полу­чившие по его имени название «план Плевена»:создание «европейской армии» с включением в нее ВС государств-участников небольшими подразделениями. , Командовать должен был европейский министр обороны. В формировании армии согласились участвовать Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В процессе обсуждения план трансформи­ровался в проект создания ЕОС с наднациональными политическими и воен­ными структурами. Государства-участники передавали в рас­поряжение ЕОС свои ВС, кроме войск, необходимых для ведения операций в колониях и не­больших контингентов для охраны глав госу­дарств. Франция лишалась национальной армии, а ФРГ получала право сформировать дивизии. Договор о ЕОС подписан в январе 1952 г., в августе 1954 г. французский парламент отказался ратифицировать. Лондонская конференция западных держав (28 сентября — 3 октября 1954) приняла решения, открывавшие путь к перевоору­жению ФРГ. Предусматривалось ее вступление (вместе с Ита­лией) в Западный союз, созданный на основе Брюссельского пакта (1948 г.). При этом ФРГ отказывалась от производства оружия массового уничтожения, от создания дальнобойной артиллерии, стратегической бомбардировоч­ной авиации и военных кораблей водоизмещением более 3000 тонн, а Франция согласилась на вступление ФРГ в НАТО. Лондонские решения были развиты и конкретизированы в Парижских соглашениях, подписанных в октябре 1954 года: создание За­падноевропейского союза (Западный Союз + ФРГ и Италия), тесно связанного с НАТО, резолюция о присоединении ФРГ к НАТО, право ФРГ на формирование 12 пехотных ди­визий, ВВС и ВМС. Парижские соглашения укрепляли систему военно-по­литических союзов Запада и соответствовали логике холодной войны.

Война США во Вьетнаме и ее международные последствия, 1965-1973 гг.Женевские соглашения 1954 г. -признание независимости, суверенитета и территориальной целостности Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. Для перегруппировки вооруженных сил ДРВ и профранцузского правительства Вьетнама страна временно разделена демаркационной линией через 17 параллель на две части. Французские колонизаторы ушли, вместо них американские, действовали неоколониалистскими методами. Позиция США: Вьетнам - оплот в борьбе против коммунизма, оказывали помощь. В Вашингтоне «доктрина домино» (революционные перемены в одной стране индуцируют революционные перемены соседнее, в случае падения антикоммунистического режима в одной из стран, ради предотвращения всемирной «эпидемии революций», необходимо любым путем стараться создать барьер против распространения революции на соседние государств). С потерей Ю Вьетнама рухнет вся конструкция, сдерживающая коммунизма в регионе. Север Вьетнама: антиимпериалистический коммунистический режим, во главе Хо Ши Мин. Цель-освобождение страны на антиколониальной антиимпериалистической основе. Для этого создан в декабре 1960 г. НФОЮВ. НФОЮВ требовал прекращения агрессии США, создания на Юге правительства национального единства, проведения свободных выборов. Позиция СССР: оказывал ДРВ политическую, экономическую и военную помощь. В августе 1964 г. два американских миноносца в Тонкинском заливе, войдя в территориальные воды Северного Вьетнама, спровоцировали атаку северовьетнамских катеров. 10 августа 1964 Тонкинская резолюция, предоставляла право президенту принять все необходимые меры, включая использование ВС, для сохранения свободы всех стран ЮВА. В феврале 1965 г США начали боевые действия против южновьетнамских партизан и ДРВ. СССР и КНР оказывали содействие ДРВ и ЮВ коммунистам, но соперничали между собой за влияние на Ханой. КНР в сентябре 1966 г. заявила, что нападение на ДРВ будет рассматриваться как нападение на КНР, позиция СССР более сдержанная, без угрожающих заявлений диалог с США с целью урегулирования. США несли во Вьетнаме большие людские потери - массовые антивоенные протесты в США, а т.к. в ноябре 1968 г. президентские выборы, то модификация политики в Азии. В марте 1968 г. США прекратили бомбардировки Северного Вьетнама, 10 мая в Париже начались американо-вьетнамские переговоры. США склонялись к признанию статус-кво в МО. Внутриполитическая обстановка накалена до предела. Антивоенные протесты сливались с протестами небелого населения страны, волна политических убийств (М.Л. Кинг, Р. Кеннеди). Июнь 1969 - Гуамская доктрина: США останутся верны договорным обязательствам; обеспечат ядерный щит в случае возникновения угрозы со стороны ядерной державы; в случае неядерной агрессии окажут помощь стране, США больше не будут защищать союзные им режимы в Азии силами американской армии, должны защищаться собственными силами, сокращение американских баз на иностранной территории. В соответствии с доктриной начался вывод из Вьетнама ВС США при одновременном укреплении армии Ю Вьетнама. 24 июня 1970 г. Конгресс отменил Тонкинскую резолюцию. 27 января 1973 г. в Париже представителями США, ДРВ, ЮВ и южновьетнамских коммунистов было подписано четырехстороннее соглашение о прекращении войны. Разграничение по 17-й параллели. Для политического урегулирования и объединения страны создавался Национальный совет примирения. К марту 1973 г. ВС США покинули Вьетнам. СССР и КНР сократили помощь. В конце 1973 г. в ЮВ после безуспешных переговоров об урегулировании возобновились военные действия между сайгонским правительством и коммунистами. В апреле 1975 г. вооруженные силы НФОЮВ взяли Сайгон, воссоединение завершено в 1976 г. провозглашением Социалистической Республики Вьетнам. Итоги: 1)поражение США (не удалось ни удержать ЮВ, ни укрепить позиции в ЮВА, вынуждены менять внешнеполитическую тактику и остророжнее подходить к втягиванию в региональные конфликты) 2) СССР укрепил позиции в ЮВА, однако Вьетнам не стал сателлитом, а претендовал на роль регионального лидера 3) размывание биполярной структуры МО

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: