Тема 7. Экономическое учение Туган-Барановского и С.Ю. Витте

Тема 6. Институциональная эволюция и неоинституционализм (1 занятие)

Вопросы для обсуждения

  1. Предпосылки появления и этапы развития институционализма. Методология исследования экономических процессов.
  2. Критика маржинализма, экономический эволюционизм и социальный дарвинизм институтов в концепции Т. Веблена.
  3. Действие коллективных институтов в теоретических разработках Дж. Коммонса и У. Митчелла.
  4. Теория нового индустриального общества и понятие техноструктуры в трудах Дж. К. Гэлбрейта.
  5. Принципы эволюционной экономики и ее взаимосвязь с неоинституционализмом. Эволюционная экономика Р. Нельсона и С. Уинтера.

6. Разработка институциональной теории в современной России: А. Шаститко, В. Тамбовцев, Я. Кузьминов, Е. Ясин, Д. Аузан.

Тема 7. Экономическое учение Туган-Барановского и С.Ю. Витте

(1 занятие)

Вопросы для обсуждения

1. Личность и предмет политической экономии в трактовке М.И. Туган-Барановского.

2. Взаимосвязь трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

3. Инвестиционная теория экономических циклов и кризисов.

4. Кооперативное движение в работе М.И. Туган-Барановского «Социальные основы кооперации».

5. Социальная теория распределения и реформистская концепция социализма в трудах М.И. Туган-Барановского.

6. Предпосылки возникновения и методологические особенности немецкой исторической школы.

7. Ф. Лист и его критика классической политической экономии.

8. Теоретические концепции С.Ю. Витте в работе «По поводу национализма. Национальная экономия и Ф. Лист».

9. Экономические реформы С.Ю. Витте и их результаты.

10. Актуальность идей исторической школы для развития российской экономики.

Тема 6 1) Общая характеристика институционализма

На рубеже XIX и XX вв. сложились конкретно-исторические условия, под влиянием которых США превратились в самую бо­гатую и развитую в социально-экономическом отношении страну мира. Именно в ней впервые в наиболее острой форме проявились проблемы, связанные со всеобъемлющим процессом перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монопо­листической. Это явилось одной из причин того, что США стали пионерами антимонопольных мер, которые администрация этой страны апробировала еще в конце XIX в. Перманентный характер таких мер стал впоследствии очевидным для всех правительств развитых государств мира.

В начале XX в. ученые-экономисты США, активизировав ана­лиз усилившихся монополистических тенденций в экономике и содействуя «антитрестовской» политике собственной страны, об­рели статус лидеров концепций социального контроля над экономикой, осуществляемого разнообразными методами. Их теории положили начало новому направлению экономической мысли, которое ныне принято называть социально-институциональным или просто институционализмом.

В основе термина «институционализм » лежит одно из толкова­ний понятия «институт». Последнее рассматривается институционалистами в качестве первичного элемента движущей силы обще­ства в экономике и вне ее. К «институтам»- идеологии институционализма относят самые разнообразные категории и явления (на­пример, государство, семья, предпринимательство, монополии, частная собственность, профсоюзы, религия, нравы и т.п.), пре­допределяющие обычаи, привычки, этику, правовые решения, общественную психологию и главное — эволюцию экономики.

Институционализм — это в определенном смысле альтернати­ва неоклассическому направлению экономической теории. Если неоклассики исходят из смитианского тезиса о совершенстве ры­ночного хозяйственного механизма и саморегулируемости эконо­мики и придерживаются «чистой экономической науки», то институционалисты движущей силой экономики наряду с матери­альными факторами считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контек­сте. Другими словами, институционализм в качестве предмета сво­его анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития. При этом объекты исследования — институты — не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу1.

Метод изучения В области методологии институционализм, по мнению многих исследователей, имеет много общего с исторической школой Гер­мании(Например, В.Леонтьев пишет, что выдающиеся представите­ли американской экономической мысли, имея в виду Т.Веблена и У.К.Митчелла, «в своей критике количественных аналитических методов в экономической пауке продолжили общую линию немец­кой исторической школы. Частично это можно объяснить тем об­стоятельством, что на рубеже веков влияние немецкой школы в США было столь же велико, а возможно, и более значительно, чем влияние английской»)

Следует, однако, отметить, что историзм и учет факторов со­циальной среды для обоснования путей экономического роста хотя и свидетельствуют о схожести методологических принципов институционализма и исторической школы Германии, но отнюдь не означают полной и безоговорочной преемственности тради­ций последней. И причин здесь несколько. Во-первых, находясь под теоретическим влиянием А.Смита, немецкие авторы второй половины XIX в. всецело поддерживали юнкерские круги Прус­сии в их борьбе за утверждение в стране свободы торговли и других принципов экономического либерализма, включая необходи­мость неограниченной свободной конкуренции предпринимате­лей. Во-вторых, историзм в исследованиях немецкой школы про­являлся преимущественно в утверждении естественного характера, рыночных экономических отношений и поддержке положения об автоматическом установлении равновесия в экономике на всем протяжении развития человеческого общества. И, в-третьих, в трудах авторов исторической школы Германии не допускались даже какие-либо намеки на возможность реформирования эко­номической жизни общества на принципах, ограничивающих «свободное предпринимательство».

Институционализм, таким образом, являет собой качественно новое направление экономической мысли. Он вобрал в себя луч­шие теоретико-методологические достижения предшествовавших школ экономической теории и, прежде всего основанные на мате­матике и математическом аппарате маржинальные принципы эко­номического анализа неоклассиков (в части выявления тенденций в развитии экономики и изменений конъюнктуры рынка), а так­же методологический инструментарий исторической школы Гер­мании (для исследования проблемы «социальной психологии» общества).

Во многом похожее суждение высказывает М.Блауг, по мнению которого, «пытаясь определить суть «институционализма», мы обнаруживаем три черты, относящиеся к области методологии:

1) неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, прису­щим неоклассике, и в особенности статическим характером орто­доксальной теории цены;

2) стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками, или «вера в преимущества междисцип­линарного подхода»;

3) недовольство недостаточной эмпиричностью классической и неоклассической теорий, призыв к детальным количественным исследованиям»3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: