В зависимости от степени участия наблюдателя

При не включенном наблюдении исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Используется для наблюдения за мас­совыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объек­та наблюдения. Оно применяется для описания социальной среды, в которой происходит интересующее социолога событие. применяется в монографическом исследова­нии (на «поисковом» его этапе) и в исследованиях описательного плана

Включенным (участвующим) называется такой вид наблюдения, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемы­ми людьми и принимает участие в их деятельности.

По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные.

Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изу­чаемым объектом. Большинство конкретно-социологических исследований прохо­дит именно в форме полевого наблюдения.

Лабораторное наблюдение — такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем.Основное его достоинство — максимальная по срав­нению с другими видами возможность выявить все факторы, ситу­ации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток — искусственность ситуации, которая, несмотря на все ухищрения ис­следователя, может резко менять поведение участников.

По регулярности проведения можно различать наблюдение систе­матическое и случайное.

Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение опре­деленного периода времени. Оно позволяет выявить динамику про­цессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их раз­вития.Наблюдение можно проводить каждый день, раз в неделю, раз в месяц и т. д.

Случайное наблюдение обычно не планируется как самостоя­тельная процедура сбора первичной информации.

Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Дж.Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Пример простой дифференцированной социограммы

Одной из инноваций Морено является так называемая социограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний,внешний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений. Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения. Социометрия является прикладным методом как в психологии (социальная психология, психотерапия), так и в социологии. Существенным недостатком социометрии является то, что она может исследовать только уже сложившиеся коллективы. Для создания новых коллективов нужно использовать другие методы.

Верификация -процесс проверки достоверности информации путем изучения ее источников и их надежности. Верификация новостей совершается в различных формах, наиболее тщательный характер должна носить в расследовательской журналистике, а также в сфере ответственных политических информационных сообщений. С развитием верификации связано утверждение принципов объективности информации. Верификация должна строиться на сопоставлении не мнений, а стоящих за ними фактов.

Верификация (от лат. «подтверждение») - проверка достоверности социологических данных. Основными критериями достоверности информации можно назвать:

адекватность изучаемым процессам. Иначе говоря, собранная информация должна соответствовать действительному состоянию исследуемых явлений, их объективным параметрам;

надежность, то есть быть способность устойчиво воспроизводить именно те характеристики объекта исследования, которые важны для исследователя. Собранная информация, как правило, не может противоречить изложенным в программе исследования основным теоретическим принципам и методическим подходам;

валидность, то есть измерение тех качества или свойства изучаемых явлений и процессов, которые задуманы исследователем.

Провести полноценный анализ первичной социологической информации можно только после ее обработки, то есть приведения в состояние, удобное для сравнений, обобщений, интерпретаций. Подготовку собранной информации к анализу можно представить в виде расположенных в определенной последовательности процедур или этапов:

1. Проверка документов (бланков социологического инструментария) на точность, полноту и качество заполнения. Например, если нет ответов более чем на 20% вопросов или отсутствуют ответы на вопросы «паспортички» - анкета бракуется.

Очень важно обращать внимание на качество заполнения. Если, например, ответы на открытые вопросы сделаны неразборчивым почерком, если контрольные вопросы противоречат основным, если из фильтрующих вопросов следует вывод о некомпетентности респондента - во всех этих случаях анкета исключается из обработки.

2. Добор пропущенных данных, то есть проведение дополнительных опросов взамен забракованных. Например, после исключения некоторого количества анкет из обработки из-за их низкого качества, необходимо провести дополнительные опросы, чтобы выборка оставалась репрезентативной.

3. Кодирование данных, то есть присвоение числового кода каждой единице информации, необходимое для компьютерной обработки данных.

2) позиционное кодирование, когда числовой код состоит из порядкового номера вопроса и номера варианта ответа, например, соединив номер вопроса «04» и вариант ответа «1» получим код «041»:

С особыми трудностями приходится сталкиваться при кодировании открытых вопросов анкеты. Выполняя такую работу, следует вначале обработать часть анкет, выявить повторяющиеся варианты, затем классифицировать их, наделяя числовыми кодами.

4. Определение процентных значений, вычисление значений, необходимых для «сжатия» информации (средних арифметических, средних взвешенных и др.), приведение в состояние, удобное для анализа (группировка, ранжирование данных по возрастанию или убыванию признака).

5. Оформление данных в виде аналитических таблиц, графиков, диаграмм, с использованием различных способов, приемов, повышающих наглядность информации.

Деление процедур обработки информации на перечисленные выше этапы в определенной мере условно. Многие из видов работ могут выполняться в иной последовательности или параллельно друг другу.

Процедура обработки собранных данных должна быть максимально проста, экономична по затратам с применением средств современной вычислительной техники. Именно поэтому социологическую информацию желательно выражать в математических символах. Приписывание числовых значений свойствам исследуемого объекта называют измерением социологических характеристик.

В социологии различают следующие типы измерительных шкал:

номинальные шкалы, предполагающие присвоение каждому признаку своего номера; например, ответы «да» обозначаются цифрой 1, ответы «нет» - 2, ответы «затрудняюсь ответить» - 3;

порядковые шкалы, применяющиеся для оценки интенсивности признаков по критерию возрастания или убывания; например, используется пятибалльная шкала (5, 4, 3, 2, 1), где значение измеряемого признака убывает слева направо: 5 - очень высокая оценка, 4 - высокая, 3 - нейтральная, 2 - низкая, 1 - очень низкая; интервальные шкалы, используемые для измерения интенсивности повторения изучаемых признаков в пределах одинаковых интервалов; например, количество курящих школьников, а также число учащихся, желающих бросить курить: в 4-5 классах, в 6-7, в 8-9 и в 10-11 (в процентном отношении к общему количеству обследованных в каждой группе); шкалы отношений, выражающие пропорции измеряемых величин; например, среди детей, воспитываемых в семьях, где курит отец, «курильщиков» среди детей в 1,3 раза больше, а где курят отец и мать - в 1,5 раза больше, чем в семьях, где родители не курят.

Шкалы позволяют не только измерить, но и сгруппировать признаки в систему, приспособленную для анализа. В результате группировки исследуемых признаков получаются ряды чисел, которые принято называть рядами распределения.

Однако информацию, изложенную в виде ряда, трудно анализировать. Ее необходимо предварительно «сжать», выразить в более наглядной форме.

Повышение наглядности собранных данных, то есть приведение их в компактное состояние, максимально подходящее для аналитических обобщений, осуществляется за счет различных способов, а именно: применение таблиц; использование графических способов представления информации (диаграмм, полигонов распределения, гистограмм и т.п.); вычисление средних величин и других значений, позволяющих «сжимать» информацию, выделять наиболее типичные, характерные для исследуемых явлений результаты; ранжирование данных; определение уровня связей между переменными.

     

Нередко в социологическом исследовании применяют ранжирование - расположение характеристик (объектов) в заданной последовательности путем присвоения каждому показателю (объекту) порядкового номера - ранга. Ранжирование бывает возрастающим (когда с каждым последующим рангом значения увеличиваются) и убывающим (когда значения уменьшаются).

Ранжирование помогает определить взаимосвязь признаков, которую принято называть корреляцией. Уровень корреляции можно вычислить с помощью коэффициентов корреляции.

Любое исследование считается успешно завершенным, если качественно выполнен анализ социологических данных, сделаны правильные выводы и сформулированы полезные практические рекомендации. В проведении анализа собранных и обработанных данных важнейшим является сопоставление их с ранее сформулированными гипотезами.

В небольшом по объему исследовании гипотезы проверяются путем сопоставления утверждения с полученными количественными характеристиками объекта. Например, утверждение, что большинство подростков стремится к досугу, не контролируемому взрослыми, можно считать доказанным, если к таким выводам присоединится более 50 респондентов.

В зависимости от объема и состояния собранных социологических данных, их анализ может проводиться на различных аналитических уровнях: описательном, объяснительном и эксперименатальном. В практике анализа студентами эмпирического материала, собранного в соответствии с разработанной экспериментальной программой, рекомендуется использовать описательный и объяснительный варианты.

1. Описание - выделение признаков исследуемого явления, существенных (необходимых) для подтверждения ранее сформулированных описательных гипотез или для выдвижения новых гипотез. Например, опрос старшеклассников городских школ позволил выявить существенные факторы, способствующие профилактике вредных привычек школьников. Учащимся был задан вопрос: «Чем лучше занять подростка, чтобы уберечь его от вредных привычек?» В числе важнейших средств на первом месте были названы спортивные мероприятия (72% от числа опрошенных). На втором месте среди способов предупреждения вредных привычек школьники назвали - «общение с родителями». К такому мнению присоединился почти каждый третий опрошенный (30%). Подчеркивалась также важность контроля со стороны старших (16%), бесед с врачами (7%), бесед с учителями (2%).

         

2. Объяснение - сопоставление полученной информации с имеющимися теоретическими положениями и практическим опытом разрешения противоречий подобного рода. На этой основе углубляется понимание сущности объекта исследования, выявляются внутренние и внешние факторы, влияющие на его функционирование, выясняется характер и тенденции этого взаимодействия, определяются связи данного процесса с объективными закономерностями развития общества в целом или отдельных социальных групп.

Например, противоречивые выводы следуют из анкетного опроса проживающих в городе школьников-старшеклассников, студентов, учителей, родителей подростков. От 56 до 76 % учащихся школ и студентов считают, что половое воспитание «очень нужно для подростков». Среди учителей к такому мнению присоединился только каждый второй (50%), а среди родителей - каждый третий (33%).

Причины этого противоречия несколько проясняются, если, во-первых, обратить внимание на то, что ни один из респондентов не сказал, что половое воспитание вовсе не нужно подростку и, во-вторых, среди родителей около 1/3 (33% опрошенных) считают, что к половому воспитанию следует допускать только опытных и знающих специалистов.

3. Социальный эксперимент - самый «сильный» способ проникновения в сущность объекта исследования, предполагающий искусственное введение экспериментального фактора в исследуемые процессы с целью сделать их более удобными для исследования. Следует отметить, что в практике социологических исследований эксперименты применяются редко из-за необходимости проведения трудоемких исследовательских работ, что неизбежно связано со значительным увеличением материальных затрат, а также интеллектуальных усилий исследователя. И то, и другое часто ограничено определенными рамками.

Пример социального эксперимента: проведен экспертный опрос учителей средних школ для выяснения их отношения к практическим рекомендациям по формированию здорового образа жизни подростков. Оценивая практическую значимость каждого мероприятия, эксперты создавали этим предпосылки для решения ряда актуальных задач:

извлекая из предлагаемого вопросника отдельные мероприятия, на их взгляд, наиболее действенные, эксперты пополняли ими свой личный арсенал мер и средств решения конкретных проблем; оценивая в вопроснике мероприятия, уже внедренные в данном коллективе, каждый эксперт предоставлял этим конкретную информацию для изучения и обобщения передового опыта внутри данного коллектива или обмена опытом с соседними организациями; анализ оценок практической значимости каждого из мероприятий позволял сгруппировать меры по степени их популярности, благодаря чему появились реальные предпосылки для обоснования задач дальнейшего исследования, с целью определения причин эффективности, или наоборот, неэффективности каждого из мероприятий.

Заключительный этап социологического исследования включает обработку, интерпретацию и анализ данных, построение эмпирически выверенных и обоснованных обобщений, выводов, рекомендаций и проектов. Этап обработки подразделяется на несколько стадий:

- редактирование информации - проверка, унификация и формализация полученной в ходе исследования информации. На стадии предварительной подготовки к обработке осуществляется проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковываются некачественно заполненные анкеты;

- кодирование - перевод данных на язык формализованной обработки и анализа путем создания переменных. Кодирование представляет собой связующее звено между качественной и количественной информацией, характеризующееся числовыми операциями с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произошел сбой, замена или потеря кода, то информация будет неверной;

- статистический анализ - выявление некоторых статистических закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность сделать определенные обобщения и выводы;

- интерпретация - превращение социологических данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя, его знанием, опытом.

Анализ информационного материала различается в зависимости оттого, какое исследование проводится - качественное или количественное. В качественном исследовании анализ обычно начинается уже на этапе сбора данных, поскольку ученый делает комментарии в своих полевых записях, отмечает обсуждаемые идеи и т.д. В период анализа исследователю иногда приходится вновь возвращаться к сбору данных, если их оказалось недостаточно или чтобы проверить правильность выдвинутых гипотез. В качественном анализе перед исследователем стоят проблемы соблюдения баланса между описанием и истолкованием (важно дать как можно более полное, максимально приближенное к действительности представление о наблюдаемом явлении, но избежать излишних комментариев), правильного соотношения между его интерпретациями и тем, как ситуацию воспринимают и понимают ее участники (важно максимально полно способствовать передаче восприятия действительности самими действующими лицами и избегать оправданий или диагностирования их поведения, чисто воспроизвести мнения действующих лиц, но и не менее важно сохранить те стороны изучаемого явления, которые подлежат лишь аналитической конструкции). В количественном анализе оперируют понятиями переменных, влияющих друг на друга. При сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении результатов разных исследований используется совокупность методов и моделей прикладной математической статистики. К первой группе относят выборочный метод, описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирование экспериментов, ко второй - ряд методов многопеременной статистики, различные методы шкалирования, таксономические процедуры, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей.

Свободное время – часть внерабочего времени, за вычетом необходимого для сна и др. нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению. Свободное время – часть внерабочего времени, за вычетом необходимого для сна и др. нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению. В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение СМИ и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров), а также любительские занятия – личные хобби и занятия в различных объединениях.

Национальные культурные центры, общества и землячества вправе:

а). Разрабатывать предложения о сохранении и развитии национальной культуры;

б). Проводить фестивали, выставки.
в). Содействовать организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев;
г). Создавать национальные клубы, студии и коллективы.

д). Организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка.

Говоря о свободном времени, следует различать три основных его типа: рекреационный (отдых и восстановление сил после работы), рационально-потребительский (с материальной и духовной точки зрения) и деятельный (совмещение времяпрепровождения с каким-либо видом деятельности). Работники культуры должны знать причины и обстоятельства, которыми вызвано посещение людьми учреждения культуры.

У каждого человека индивидуальные потребности для посещения КДУ, которые различаются по содержательному принципу: Общественно-политические признаки, Нравственные признаки

Эстетические признаки, Познавательные и ценностно-ориентированные признаки,

Творческие признаки.

Задача КДУ – организовать свою работу так, чтобы у человека было желание посещать добровольно выбранное им объединение, участвовать в творческой работе учреждения культуры. Потенциальной аудиторией каждого КДУ чаще всего становятся жители того района, где оно находится. Реальной аудиторией становятся организованные группы, приходящие в КДУ с целью создать свое объединение.

В наше время повысился интерес населения к занятиям, связанным с культурой. При этом все больше людей связывают свободное времяпрепровождение не только с посещением кружков, но и с обучением различным народным ремеслам, музыке, хореографии и т.д. На сценах не только провинциальных, но и больших городов нередко выступают наравне с профессиональными коллективы художественной самодеятельности и любительские коллективы. Они также принимают участие в различных смотрах-конкурсах и фестивалях, что дает этим коллективам дополнительный стимул для повышения исполнительского мастерства. В наши дни появилась тенденция все большего привлечения в такие коллективы молодежи, ведь не всем по душе и по карману игорные заведения и ночные клубы. Среди повсеместной бездуховности, многие представители молодого поколения предпочитают играть в КВН, петь, танцевать, заниматься театральной и прочими творческими видами деятельности в свое свободное время.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ -социально-историческая категория, характеризующая один из модусов человеческой жизнедеятельности и совпадающая с частью внерабочего времени, остающейся у человека (группы, общества в целом) за вычетом необходимых его затрат, связанных с дорогой от дома до места работы, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, сном, личной гигиеной и др. несвободными занятиями. Применительно к жизни современных развитых обществ различают.две основных функции свободного времени: функцию регенерации, восстановления сил человека, поглощаемых трудом и иными несвободными видами деятельности, и функцию духовного (культурного, эстетического и т. п.) и физического обогащения, развития личности. При этом свободное время характеризуется тремя основными параметрами: объемом (величиной), структурой и содержанием. Согласно общему определению, величина свободного времени зависит в первую очередь от продолжительности времени труда (включая дополнительный труд с целью заработка), а также от общего объема непреложных временных затрат, относящихся к внетрудовой сфере. Соответственно при более или менее устойчивой продолжительности рабочего дня во многих развитых ооществах главным путем увеличения объема свободного времени является развитие и совершенствование социально-бытовой инфраструктуры общества, внедрение в практику хозяйственной и культурной жизни рациональных принципов городского и промышленного строительства, расселения и т. п.
В зависимости от аспекта рассмотрения и задач анализа в структуре свободного времени обычно выделяют неодинаковое (до нескольких десятков) количество элементов. Приняв за основание классификации характер осуществляемой людьми свободной деятельности с т. зр. ее влияния на разностороннее развитие личности, можно получить ряд наиболее широких составных частей этой структуры. Таковы: активная творческая (в т. ч. общественная) деятельность; учеба, самообразование; культурное (духовное) потребление, имеющее индивидуальный (чтение газет, книг, просмотр телепередач и т. д.), групповой (семейный) или публично-зрелищный (посещение кино, театров, стадионов и т. д.) характер; физические занятия (спорт, прогулки, туризм и т. д.); любительские занятия типа хобби; занятия, игры с детьми, товарищеские встречи, общение с др. людьми; пассивный отдых; занятия, совпадающие с явлениями антикультуры (злоупотребление алкоголем, наркомания, преступность и др.). В результате при одном и том же объеме свободного времени его структура в жизни разных людей может быть далеко не одинаковой — более и менее диверсифицированной и эффективной.
То же, только в еще большей степени, следует сказать о содержании свободного времени, т. е. о том или ином конкретном наполнении людьми различных видов своей свободной деятельности, о тех или иных качественных особенностях реализуемых ими занятий, интегрируемых в различных типах образа жизни. При этом в данном случае главными факторами, влияющими на содержание свободного времени, оказываются уже не столько персональные свойства отдельной личности, сколько базовые характеристики различных типов обществ, начиная с господствующих в них цивилизаций, присущих им моделей и стандартов традиционных и новых культур, и кончая общим уровнем модернизации обществ, в т. ч. развитием в них материально-технической и социокультурной баз досуга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: